Как сегодня проповедовать Евангелие Христа.

В категориях: Наставь и научи,Слово Божье к человеку

еван

Проблемы современных христиан порождены их неспособностью полностью познать Евангелие и верить в него.

Тим Келлер

Сегодня в большом современном городе Евангелие следует проповедовать каждый день – чтобы наставлять и способствовать росту христиан, а также чтобы обращать нехристиан. Но если это так, то недостаточно лишь сообщать о "библейских принципах". Необходимо каждую неделю в проповеди "добираться до Иисуса".

Морализм против христоцентричного подхода.

К примеру, взглянем на историю Давида и Голиафа. Каково значения этого повествования для нас? Если не ссылаться на Христа, то эту историю можно (обычно так и делают!) передавать так: "Чем выше они преподносятся, тем болезненнее будет их падение, если вы сразитесь с ними с верой в Господа. Вы можете быть сами по себе невелики и несильны, но, если Бог с вами, вы одолеете великанов". Но как только мы спросим: "а в чем Давид предвосхитил работу своего более великого Сына?", мы начинаем смотреть на те же элементы истории в другом свете. В ней рассказывается, что израильтяне не могут справиться с Голиафом. Никак не могут. Необходимо, чтобы кто-то заменил их. Когда от их имени выступает Давид, его даже нельзя назвать взрослым: он слабый доброволец, простой юноша. Он идет, словно жертвенный агнец. Но Бог использует его внешнюю слабость для одоления могущественного врага, и Давид становится искупителем Израиля. Эта победа вменяется всему народу. Весь народ получает плоды участия в битве.

Такое прочтение существенно отличается от того, в котором нет христоцентричности. По большому счету, есть только два способа читать Библию. В первом случае мы считаем, что там в основном говорится обо мне, во втором – что там идет речь об Иисусе. Другими словами, там говорится в основном о том, что должен сделать я, или же о том, что Он уже сделал? Если рассказ о Давиде и Голиафе просто подает мне пример, тогда в истории действительно говорится обо мне. Я должен вызвать в себе веру и мужество, чтобы сражаться с великанами в моей жизни. Если же я читаю о Давиде и Голиафе с мыслью, что там преимущественно говорится о моем спасении, тогда я увижу, что история рассказывает о Нем. Пока я не увижу, что Иисус сразился с настоящими великанами (грех, закон, смерть) ради меня, я не найду мужества сражаться с обычными великанами в жизни (страдания, разочарование, неудача, критика, трудности). Например, как я могу сразиться с великаном "неудачи", если у меня нет уверенности, что Бог не покинет меня? Если я увижу в Давиде пример для меня, этот рассказ никогда не поможет мне сражаться с великанами. Но если в Давиде (Иисусе) я вижу своего Заместителя, победа Которого даруется также и мне, я смогу устоять против великана. Или другой пример – преследования и критицизм. Пока я не пойму, что Он простил меня на кресте, я не смогу прощать других. Пока я не пойму, что Он прощает меня за то, что я засыпаю перед Ним (Мф. 26:45), я не смогу бодрствовать для Него.

В Ветхом Завете нам постоянно говорится о том, что наших добрых дел недостаточно, что только Бог дает нам все необходимое. На это указывают все части Ветхого Завета. Мы можем увидеть это в одежде, сделанной Богом для Адама и Евы, в обетованиях Аврааму и патриархам, в скинии и всей системе принесения жертв, в неисчислимых ссылках на Мессию, Страдающего Слугу и т.д. Поэтому сказать, что Библия говорит о Христе, значит сказать, что главная тема Библии – это Евангелие: "у Господа спасение!" (Иона 2:10).

Поэтому христоцентричное прочтение Ветхого Завета представляет собой не просто некую "дополнительную" перспективу. Его нельзя "добавить", "присоединить" к завершению библейского урока или проповеди ("да, кстати, это еще и указывает на Христа"). Христоцентричное прочтение показывает абсолютно другое значение и применение текста. Если не соотносить историю Авраама и Исаака со Христом, она будет означать нечто вроде: "Вы должны быть готовы даже к тому, чтобы убить ради Него собственного сына". Без соотнесения со Христом история о борьбе Иакова с ангелом означает: "Вы должны бороться с Богом даже тогда, когда Его действия необъяснимы, даже когда Он калечит вас. Вы никогда не должны сдаваться". Такие извлечения морали из историй просто губительны, потому что образуются после прочтения текста таким образом, словно там говорится о нас и о том, что мы должны делать.

Общий план для проповедей, в центре которых Христос и евангелие

Приведенный ниже материал может представлять план четырех пунктов проповеди, или же его можно использовать как последний пункт проповеди. В более широком смысле, это – базовый план для рассуждений о нравственности и аргумент, заложенный в основании применения.

Сюжет закручивается: ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ

"Вот что вам необходимо делать! Вот что текст (повествование) говорит о том, что мы должны делать или какими мы должны быть".

Сюжет развивается: ПОЧЕМУ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ЭТОГО ДЕЛАТЬ.

"Но вы не можете этого делать! Здесь приводятся все причины, по которым вы никогда не можете стать такими, как бы вы ни старались".

Сюжет разрешается: КАК ОН СДЕЛАЛ ЭТО.

"Но Кто-то уже сделал это. Совершенно. Полностью. Это Иисус. Он сделал это для нас, вместо нас".

Сюжет приходит к концу: КАК ЧЕРЕЗ НЕГО ВЫ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ ЭТО.

"Наша неспособность к исполнению объясняется тем, что мы отвергаем то, что сделал Он. Воспоминание о Нем освобождает наши сердца и располагает к изменениям"…

Обсуждение:

  1. a) В каждом тексте Писания так или иначе заложен нравственный принцип. Он может произрастать из того, что сказано о характере Бога или Христа, или из хорошего или плохого примера характеров в тексте, или же из явных повелений, обетований, предостережений. Этот принцип должен быть ясно извлечен. b) Но проповедник показывает, к каким непреодолимым проблемам приводит этот принцип, что вызывает у слушателей перелом мышления и осознание своей неспособности. В проповеди объясняется, почему эта практическая или нравственная обязанность невыполнима. Слушателей словно приводят к печальному концу. c) Но затем открывается потайная дверь, и комнату наполняет свет. В проповеди звучит мотив поклонения и христоцентричного применения, когда показывается, как Христос исполнил эти требования. Если вы имеете дело с повествованием, можно показать, что во Христе мы находим наивысшее выражение определенной черты. Если же в тексте помещены наставления, можно показать, что Христос есть наивысшее воплощение этого принципа. d) Наконец, мы показываем, что наша неспособность жить согласно этим требованиям возникает по причине отвержения Христа как Пути, Истины и Жизни (или еще какой-то стороны Его личности – в зависимости от темы). В проповеди указывается, как покаяться и радоваться во Христе, чтобы мы могли жить, как должно.

Учебный пример №1

Если бы я проповедовал о "честности", я бы мог показать, в чем проявляется нечестность и насколько она ужасна, а также как нам необходимо просить Бога, чтобы Он помог нам быть честными. Но если бы я здесь остановился (и просто призвал людей просить прощения за ложь и стараться изо всех сил исправиться), я бы только подыграл естественной наклонности сердца к самоправедности. Я бы существенно посодействовал возрастанию "общей нравственности" в обществе. Обличенные проповедью люди ощущали бы вину и бремя. Те, кто за последнее время никого не обманывал, светились бы от самодовольства. Должен признать, что почти каждая моя проповедь о честности и лжи за первые 15 лет моего служения была именно такой! Хоть я и знал, что надо проповедовать из каждого текста Христа, а не морализм, я действительно делал из Иисуса лишь некое "добавление", "приставку". Я говорил о Нем как Спасителе не в контексте конкретного греха нечестности, а только по отношению к его последствиям. Моя проповедь развивалась приблизительно так:

  1. Ложь существует в разных обличьях, вот каким образом мы лжем и вот почему это запрещено.
  2. Мы не должны лгать, потому что Иисус говорил правду и сдерживал данное Им слово (Иисус как пример).

III. Если случится, что мы скажем ложь, Иисус простит нас и поможет исправиться (Иисус как Бог наших проблем).

Другими словами, я использовал Иисуса сначала как пример, потом показал, что Он прощает нас тогда, когда несмотря на все старания мы все-таки грешим. Это передает людям мысль о том, что они должны освящать себя. Этим я неявно взываю к их страху и (или) гордости как к главным мотивам для честности.

Но в евангельском анализе мы задаем вопрос: "почему вы обманываете в каждой конкретной ситуации?" Обычно мы обманываем, потому что чувствуем, что, кроме Иисуса, нам нужно еще что-то для настоящей, счастливой жизни. Обычно это стремление сохранить репутацию, свое лицо, одобрение или что-то другое. Впервые я понял это, когда осознал, что я и моя жена склонны "подделывать" истину в различных обстоятельствах. Я осознал, что я лгал главным образом потому, что боялся потерять одобрение людей.

Используя анализ Лютера, я доверялся скорее мнению людей, чем Самому Христу, в поисках опоры, главной надежды. Но что бы вы ни прибавили к Иисусу Христу в качестве требования для счастливой жизни, – будь то сила, мнение других, утешение или контроль – оно становится функциональным спасением, лже-господом и начинает контролировать вас. Поэтому вы можете покончить с привычкой лгать только если вы примените Евангелие (а не просто стараясь изо всех сил) – покаетесь в ваших неудачах и поверите Евангелию, и увидите, что вы спасены не достижением того, что вы пытались заполучить обманом, а только через благодать Иисуса Христа.

Альтернативы:

Каковы альтернативы? Тип №1: "Христос как пример" или "моралистическая" проповедь сводится к следующему: "пожалуйста, старайтесь как можете, или Бог очень разочаруется!". Тип №2: "Христос как Бог для решения проблем" или "релятивистская" проповедь сводится к следующему: "мы все пали, но Бог все равно любит нас!" (сегодня многие в реформатских кругах ощущают, что теория "церковного роста" привела к более релятивистским проповедям в евангельском христианстве. Но следует ли из этого, что теперь надо возвращаться к моралистическим?)

Вместо этого, надо проповедовать так, чтобы в центре был Христос как Спаситель, или Евангелие. В отличие от "типа №2" эти проповеди начинаются с глубинного покаяния, а не с поверхностных заверений о том, что "Иисус в любом случае любит вас". И в отличие от "типа №1" эти проповедь заканчиваются радостно, потому что мы и покаяться должны именно в том, что мешает нам наслаждаться и радоваться благодатью и тем, что приносит нам Христова работа. Вот так я и научился проповедовать о нечестности и о чем бы то ни было. Тема значения не имеет: если мы призываем людей "стараться изо всех сил", мы фактически приводим их к еще большему рабству. А вот когда мы всегда решаем проблему через применение Евангелия, тогда и нехристиане могут услышать Евангелие каждую неделю в разных перспективах, и христианам становится ясно, как оно действует в каждом аспекте жизни.

Итоги:

Только христоцентричное проповедование может по-настоящему привести слушателей к истинной добродетели, евангельской святости. Обычно в проповедях только выделяют "библейские принципы", которые не рассматривают текст в его историко-искупительном контексте. Поэтому вполне естественно, что применение в такой проповеди будет сводиться к тому, чтобы призывать людей следовать этим принципам. Только христоцентричное проповедование может произвести евангельскую святость.

Учебный пример №2

Проповедь про Авраама и приносимого в жертву Исаака.

  1. Мы должны отводить Богу центральное место в каждой области нашей жизни, как это делал Авраам (на этом обычно и заканчивается традиционная проповедь!)
  2. Но мы не можем! И потому не сделаем этого! Мы подлежим осуждению.
  3. Но Иисус отвел Богу центральное место, вися на кресте: это было величайшим и совершенным свидетельством послушания Богу. Только Иисусу Бог сказал: "покорись – и я пошлю тебя в ад". Иисус все равно повиновался – ради истины, ради Бога. Единственный пример совершенного послушания.
  4. Только когда мы видим, что Иисус покорился подобно Аврааму для нас, мы можем жить, как Авраам. Думайте в своем сердце примерно так:

Только если я вижу, что Бог уже принял меня, я могу хотя бы начать пытаться жить подобно Аврааму. Я бы никогда и не ставал на этот путь – путь такого послушания, как у Авраама. Или же я бы не устоял долго на нем. Я был бы так удручен своими неудачами. Но Бог уже пролил Свою любовь на меня, еще до моего послушания. Без осознания этого я бы никогда не становился на этот путь и не мог бы долго пройти по нему.

Только если я вижу, что Бог уже принял меня, я могу что-то поделать с теми причинами, из-за которых я не могу жить, как Авраам. Я ставлю "Исааков" впереди Иисуса, потому что думаю, будто они дадут мне больше безопасности и ценности, чем Он. Но только радуясь тем, что Бог принял меня, я могу надеяться, что эти "Исааки" утратят надо мною власть. Без этого я бы не сдвинулся ни на шаг.

Только если я вижу, что Бог уже принял меня, я действительно хочу жить, как Авраам, по правильной, а не деструктивной причине. Сидя и слушая эту проповедь об Аврааме, я понимаю, что могу попробовать повиноваться Богу с тем, чтобы Он дал мне счастливую жизнь и семью. Но если я повинуюсь Богу по таким мотивам, тогда я не повинуюсь ради Него Самого. Тогда я использую Закон Божий, чтобы управлять Им, а не восхвалять Его. Если бы не радость, пребывание, утешение в Христовом послушании ради меня, я бы никогда не повиновался по правильной причине, и вообще бы никогда по-настоящему не повиновался.

Учебный пример №3

Проповедь о силе сексуальной привлекательности (в смысле привлекательности физической красоты) в нашей культуре.

  1. Что вы должны делать: сила физической красоты над нами должна быть разрушена. Взгляните на разорение в нашем обществе и жизни. 1) Это искажает мнение женщин о себе (прибавьте сюда еще нарушения питания); 2) это деморализует стареющих людей; 3) это искажает жизнь людей, когда они отвергают хорошие возможности для брака по поверхностным причинам (добавьте сюда и порнографию). Что же нам делать? Не судите о книжке по обложке. Будьте глубже. Не подвергайтесь контролю со стороны внешних факторов.
  2. Но вы не можете: вы прекрасно знаете, что мы не способны к этому. Почему? 1) мы хотим прикрыть физической красотой наше собственное чувство стыда и несоответствия (Бытие 3). Вторую часть фразы "когда вы выглядите хорошо, вы и чувствуете себя хорошо" можно перефразировать – "… вы и себя чувствуете хорошим". 2) Мы боимся смертности и самой смерти. Как биологи-эволюционисты, так и христиане соглашаются, что стремление к физической красоте характерно для молодых. Мы никогда не поборем эту проблему только "стараниями".

III. Но Один человек сумел это сделать. Он был безмерно красив, но Сам возжелал оставить это (Флп.2). Он стал отталкивающим, чтобы мы могли стать прекрасными (Ис.53).

  1. Только теперь мы можем измениться. Только если мы увидим, что Он сделал для нас, наше сердце растает и освободится от веры в то, что о книге можно судить по обложке. Только пребывая в Нем, мы освободимся от чувства стыда и страха перед смертью.

reformed.org.ua

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: