Как студенту-новичку закрепиться в вузе: кто рискует, у того больше шансов быть отчисленным.

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

риск

Учащиеся, привыкшие рисковать, с трудом вливаются в студенческую жизнь и чаще выбывают из университета.

Илья Прахов, научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ Института институциональных исследований НИУ ВШЭ.

Екатерина Кочергина, научный сотрудник некоммерческой организации «Аналитический центр Юрия Левады».

Студенты, склонные к риску, хуже встраиваются в университетскую среду. «Отчаянные головы» нередко запускают учебу и готовятся к экзаменам в последний момент. Расчет простой: «Авось повезет». Но в итоге такие ребята нередко заваливают сессию и имеют все шансы выбыть из вуза. Иными словами, их образовательная «биография» складывается не слишком удачно.

Илья Прахов и Екатерина Кочергина впервые изучили, как восприятие риска студентом влияет на шансы его отсева из университета. Работа опирается на панельные данные по учащимся одного из ведущих вузов России. Были отобраны четыре факультета столичного кампуса университета: экономики, права, менеджмента и политологии. Выборка составила 216 студентов.

Результаты исследования изложены в статье «Взаимосвязь между отношением к риску, успеваемостью студентов и вероятностью отчисления из вуза», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования», № 4 за 2016 год. IQ.hse.ru выделил в работе четыре факта о том, что мешает или, наоборот, помогает вчерашним выпускникам школ влиться в университетскую жизнь.

Какой студент приживется в вузе

Адаптация недавнего школьника к университету определяется массой факторов. Часть из них — внутренние — связаны с самим студентом и его семьей. Например, его способностями и амбициями, чертами характера, ожиданиями от вузы или социально-экономическим положением родителей молодого человека (их образованием, доходами и пр.).

Другие факторы — внешние. Это характеристики академической среды: программы, учебный план, стиль взаимоотношений преподавателей и студентов и пр. Они могут менять убеждения учащихся, а значит, и их подход к учебе. Что-то мотивирует учиться лучше (например, интересная программа, взыскательные и харизматичные педагоги), а что-то заставляет расслабиться и плыть по течению (тотальное списывание и скачивание работ из Сети).

Все эти аспекты влияют на то, как студент осваивается в новой учебной среде. Если он так и не привык к ней — плохо учится или/и с трудом общается с однокурсниками и преподавателями, то шансы его отсева высоки. (О других причинах выбытия см. Как избежать отчисления из университета).

По подсчетам экспертов, каждый пятый студент в России выбывает из вуза. Большинство из них отчисляются после первого курса. Год, таким образом, — вполне достаточный срок для того, чтобы вписаться в университетскую среду. Или же не вписаться.

Такая психологическая особенность, как склонность к риску, тоже влияет на интеграцию студента в вузе, доказали Илья Прахов и Екатерина Кочергина. Авантюризм и безрассудство могут привести к отчислению, подчеркивают ученые.

Дело в том, что подобные качества сказываются и на отношении студентов к учебе. Одни ребята учатся старательно и тем самым страхуют себя от плохих оценок и отчисления. Другие — занимаются спустя рукава, полагая, что и так сдадут экзамены и получат диплом. Прогулы, списывания, откладывание подготовки к тестам «на потом» — все это проявления рискованного поведения. Но в хороших вузах такой подход к делу не работает. Студенты «авантюрного склада» обычно получают низкие оценки, имеют «хвосты» по предметам, а в итоге прощаются с университетом.

Риски отчисления зарождаются в школе

Ученые спорят о том, что больше всего влияет на «приживаемость» студента в университете. Кто-то акцентирует внутренние факторы (личные качества студента, цели, мотивацию и пр.), а кто-то — особенности среды, атмосферу в вузе. Но все они субеждены, что школьный опыт студента во многом определяет его возможности по адаптации к университету.

Ученик нарабатывает в школе определенные стратегии поведения. Например, активно вкладывает в учебу силы и время или, наоборот, экономит на этих инвестициях, действует «на авось». Подход к делу, в свою очередь, отражается на учебных достижениях школьника — например, баллах ЕГЭ.

Высокие баллы ЕГЭ страхуют от отсева

Результаты выпускного экзамена по русскому языку существенно влияют на перспективу отчисления. Исследователи выяснили, как этот показатель успеваемости «на входе» в вуз (баллы ЕГЭ по русскому языку учитывают все факультеты) связан со средним баллом студента на первом курсе, то есть с текущими оценками. Они также проанализировали, как соотносятся результаты ЕГЭ с вероятностью отчисления.

Баллы школьных экзаменов положительно влияют на успеваемость в вузе и отрицательно влияют на шансы вылета из университета, установили ученые. То есть, чем выше результаты ЕГЭ, тем выше оценки в вузе и ниже риски отсева.

Безрассудство оставит без диплома

И, наконец, главный вопрос: как связаны склонность к риску и отчисление из вуза, невозможность прижиться в нем.

Исследователи «измерили» общее отношение студентов к риску, а также степень авантюризма в конкретных ситуациях, например, когда речь идет об угрозе для здоровья или для кошелька (финансовые риски). Ученые смотрели, как принятие риска соотносится с успеваемостью в вузе (все тот же средний балл на первом курсе) и с шансами выбытия из университета.

Готовность рисковать здоровьем и средняя оценка студента взаимосвязаны отрицательно, выяснили ученые. То есть большая склонность к такому риску «рифмуется» с более низкими баллами в вузе.

А на вероятность выбыть из университета влияет как общее принятие рисков, так и готовность к угрозе для здоровья. Чем больше человек склонен рисковать, тем выше шансы его отсева, выяснили Прахов и Кочергина.

«Во многих работах, посвященных измерениям склонности к риску, используются вопросы, сложные для понимания людьми, не знакомыми с теорией вероятностей, — рассказывает Илья Прахов. — Поэтому мы использовали максимально понятные вопросы о риске, связанные с ситуациями из повседневной жизни: о личных финансах, о здоровье и т. д. Затем мы включили полученные данные склонности к риску в существующие модели студенческой интеграции». До сих пор эта психологическая характеристика не включалась в подобные модели.

В результате исследователям удалось показать, что склонность к риску и вероятность отчисления взаимосвязаны. «Рискованное поведение студента в повседневной жизни может отразиться и на успешности его учебы в вузе», — подчеркивает эксперт. Таким образом, авантюризм сказывается на образовательной «биографии» студента: сложится она удачно или нет.

В работе изучены данные по студентам, поступившим на первый курс в 2010 году. Исследователи располагали информацией о характеристиках их семьи, результатах ЕГЭ, отношении к риску, текущих оценках в вузе и ряде других показателей. Особенно значим был «образовательный исход» — отчислился ли студент или успешно закончил университет.

iq.hse.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: