Святой Дух дарит нам рождение свыше и надежду на обновленное бытие.

В категориях: Без рубрики

рожд

Р.Ч. Спроул,

Без присутствия Духа Нет ни уверенности, ни возрождения, ни освящения, ни очищения, ни достойных дел... Жизнь — это животворящий Дух.  У. КРИСВЕЛЛ

Рождение и возрождение. Оба эти процесса — результат деятельности Святого Духа. Как без силы Духа Святого нет биологической жизни, так ни один человек не может прийти ожившим к Богу без воздействия Духа.

В Своей беседе с Никодимом Иисус сказал о Святом Духе:«Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего» (Ин. 3:3).

«Родиться свыше» — это значит испытать чувство второго обретения бытия, новое начало или старт в жизни. При возникновении какого-то процесса мы говорим, что он зарождается. Если нечто начинается вновь, то оно возрождается. Греческий глагол, который переводится у нас как «порождать», означает «быть», «стать» или «произойти». Возрождение Святым Духом — это изменение, радикальное преобразование, переход в новое бытие.

Возродиться — это не значит из человека превратиться в божественное создание. Под этим подразумевается наше преобразование из духовно мертвых в духовно оживших людей. Духовно мертвые люди не в состоянии увидеть Царство Божье. Оно невидимо для них не потому, что Царство само по себе невидимо, а из-за их духовной слепоты.

ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ

Когда в разговоре с Никодимом Иисус употребил слово если, Он указал на то, что мы называем необходимым условием. Необходимое условие — это абсолютная предпосылка ожидаемого результата. Нам не зажечь огонь при отсутствии кислорода, потому что кислород — необходимое условие возгорания.

У христиан в обиходе есть слова: «рождение свыше». Строго говоря, это лишняя фраза. Бели человек заново не рожден, если он не возрожден, тогда он и не христианин. Такой человек может быть членом христианской церкви, может утверждать, что он христианин, однако пока человек не возрожден, он не во Христе и Христос не в нем.

Слово если делает возрождение sine qua поп (непременным условием) спасения. Нет возрождения — нет вечной жизни. Без возрождения человек не может ни увидеть Царство, ни войти в это Царство.

Никодим пришел в замешательство от учения Иисуса и возразил: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин. 3:4).

Вопрос Никодима походит даже на попытку осмеять учение Иисуса. Иронизируя, он выразил удивление по поводу того, что Иисус, якобы, забыл о невозможности взрослому человеку вернуться в лоно своей матери.

Никодим не сумел отличить биологическое рождение от духовного. Он не видел различия между плотью и духом. Иисус ответил ему: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3: 5—7).

Вновь Иисус начинает Свой ответ словами: «Истинно, истинно говорю тебе...». «Истинно, истинно» — еврейское аминь, перенесенное в Новый Завет, указывает на сильное акцентирование. То есть, когда Иисус говорил о возрождении, как о непременном условии, которое позволяет увидеть Царство Божье и войти в Него, Он особо подчеркнул это необходимое условие. Наши современники, оспаривая необходимость возрождения для христиан, тем самым откровенно противостоят ясному учению Христа.

Слова не может также кардинально важны в учении Иисуса. Это отрицание относится к способности или возможности. Без возрождения никто (ни при каких условиях) не способен войти в Божье Царство. Исключений нет. Без возрождения это невозможно.

Никто не рождается христианином. Никто биологически не рождается в Божье Царство. Первое рождение — от плоти. Плоть порождает плоть. Она не может произвести дух. Позже, в Евангелии от Иоанна, Иисус комментирует это так: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало» (Ин. 6:23).

Когда Мартин Лютер вел полемику о том, полностью ли зависит возрождение падшего человека от Святого Духа, он процитировал этот текст и добавил: «Плоть не дает никакой пользы. И это «никакой» не «маленькое нечто».

Плоть не просто слаба по отношению к силе возрождения. Она чрезвычайно бессильна. У нее нет возможности каким-либо образом воздействовать на возрождение. Плоть не в состоянии помочь или увеличить работу Духа. Плоть способна произвести только плоть. Она не может породить и грамма Духа. Ничто — это не маленькое нечто.

Наконец Иисус говорит: «должно вам родиться свыше». И любые разночтения, связанные с употреблением слова если, полностью исчезают с появлением слова должно.

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ЭФЕСЕ

В своем Послании к Ефесянам Апостол Павел говорит о возрождающем действии Святого Духа: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены...» (Еф. 2:1—5).

Павел дает наглядное описание нашей духовной немощи до возрождения. Он обращается к эфесским верующим, вспоминая их прежнее состояние, в котором они все когда-то были, и добавляет фразу: «как и прочие» (2:3), вероятно ссылаясь на все человечество.

Павел определяет это прошлое положение как состояние смерти: «и вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим». Очевидно, что здесь не подразумевается биологическая смерть, поскольку он перечисляет виды деятельности, в которые эти люди были вовлечены.

Поведение людей, «мертвых по преступлениям и грехам», характеризуется как жизнь по определенному курсу. Он называет это «обычаем мира сего» (2:1-2). Здесь обычаи этого мира представлены как противостоящие законам Небес. Слова мира сего обозначают не местоположение, но образ жизни, который предполагает ориентацию на земное существование.

Христиане наряду с нехристианами принимают участие в одних и тех же областях деятельности. Мы все проживаем нашу жизнь в этом мире, однако весь ход жизни возрожденного человека направляется свыше. Он смотрит на Небеса, его слух настроен на Небесного Царя. Невозрожденный же человек приземлен. Его ухо глухо к любому слову с Небес, его глаза слепы к славе, нисходящей свыше. Он живет как ходячий труп на духовном кладбище.

Обычаи этого мира «совращены» с Божьего пути (Рим. 3:12). Скорее они направляют наши стопы «по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2:2).

У духовно мертвых есть хозяин. Их хозяин устанавливает порядок для них, которому они добровольно и даже с энтузиазмом следуют. Этого хозяина называют «князем, господствующим в воздухе». Прозвище «князь» может относиться только к сатане, главному архитектору всех дьявольских вещей. Павел называет его «духом, действующим ныне в сынах противления». Сатана — дух зла, совратившийся и падший ангел, который порабощает и управляет своими плененными ордами.

Павел вывел основной принцип жизни: либо мы живем, водимые Святым Духом, либо мы живем, повинуясь духу зла. Однажды Августин сравнил человека с лошадью, которой управляет или сатана, или Дух Божий.

В Послании к Ефесянам Павел продолжает свое живое описание поведения еще невозрожденного человека: «...между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов...» (2:3).

Внимание теперь переключается с внешнего поведения и внешнего влияния сатаны на внутреннее состояние невозрожденного человека. Вновь мы видим это как всеобщее положение: «...между которыми и мы все жили некогда...». Ключевым для описания такого внутреннего состояния является слово плоть. Здесь Павел как бы вторит тому, что Иисус говорил Никодиму.

Слово плоть в этом случае не должно пониматься как синоним «физического тела». Наши тела сами по себе не зло, поскольку такими нас сотворил Бог, Который и Сам стал обладателем физического тела. Плоть относится к греховной природе, целиком к падшей сущности человека.

До возрождения мы жили исключительно во плоти и по плоти. Наше поведение следовало за похотями плоти. Это не относится исключительно к физическим или сексуальным желаниям, а к первопричине всех греховных желаний.

В словах Павла — общее осуждение нашего порочного образа жизни. Он добавляет: «И были по природе чадами гнева, как и прочие...» (2:3). Говоря — «по природе», Павел имеет в виду наше состояние, в котором мы входим в этот мир. Биологическое рождение — это естественное рождение. Возрождение — это сверхъестественное рождение. Первоначально люди не были созданы чадами гнева и природа их не была греховной. Она стала таковой только с момента падения Адама и Евы, однако слово природный относится к нашему состоянию врожденной греховности.

Каждый ребенок, который входит в этот мир, вступает в жизнь поврежденный грехом. Давид провозгласил: «Вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Все мы духовно мертворожденные, рождены мертвыми в непослушании и грехе. В теологии это называется врожденным греховным состоянием — первородным грехом. Первородный грех не относится к первому греху Адама и Евы; он — последствие этого греха, с передачей порочной сущности всему человеческому роду.

По природе своей мы «чада гнева». Как это отличается от привычного понятия, что все мы изначально Божьи дети! Такой ложный взгляд далеко не нов и весьма прочно укоренился. Его воспринимают как должное за счет многократного повторения. Если люди постоянно слышат какое-то, пусть даже ложное утверждение, они начинают в него верить.

Ложь, согласно которой мы по природе Божьи дети, огорчала Иисуса. Ему пришлось бороться с ней и отрицать ее в Своей полемике с фарисеями. Придя в ярость от критики Иисуса, фарисеи сказали: «Мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем: Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего... Кто от Бога, тот слушает слова Божьи; вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8:41—47).

Да, Библия признает Бога Отцом всех людей, поскольку Он Творец всех, но в особом смысле — отцовство Бога понимается не в биологических, а в этических терминах. Послушание — вот определяющее слово. С библейской точки зрения, наш отец тот, кому мы проявляем послушание. Взаимоотношение устанавливается не по биологическим связям, а по готовности повиноваться.

Поскольку фарисеи повиновались сатане больше, чем Богу, Иисус сказал им: «Ваш отец диавол» (Ин. 8:44). В Послании к Ефесянам Павел говорит и о «чадах гнева» (2: 3), и о «сынах противления» (2: 2). Эти слова относятся ко всем нам в нашем природном невозрожденном состоянии.

Когда Павел завершает описание нашего невозрожденного состояния, он сразу же переходит к славословию, в котором восхваляет Бога за Его милость.

Апостол употребляет одно слово, от которого зависит наша вечная жизнь. Это очень значительное слово, оно кристаллизует суть Евангелия; слово “но*.

Крошечный союз, который подчеркивает смысл всего отрывка. (В русском синодальном переводе этот союз отсутствует — прим. пер.) Это связь между естественным и сверхъестественным, между разложением и возрождением: «[Но] Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:4—10).

Спраул, Р.Ч. Тайна святого Духа, The Mistery of the Holy Spirit . -- СПб.: Мирт, 1997. 170 стр.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: