Библейское учение о Человеке (Антропология) – богословская постановка.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

Бог

Владимир Дегтярев.

Как и когда возникла наша планета, каким образом появилась на ней жизнь? Явилось ли появление жизни результатом случайных процессов, проходивших в течение многих миллионов лет, как утверждают те, кто придерживается теории эволюции, или вселенная и жизнь на земле были созданы всемогущим Творцом, как считают те, кто придерживается учения о сотворении всего существующего Творцом. Если мы осознаем, что человек это высочайшее Божье творение на земле и он является важной частью окружающего мира, то тогда учение о человеке важно, так как, изучая человеческую личность, мы лучше познаем Творца. Причем, изучая природу человека, мы больше узнаем о Боге, который создал нас, так как человек может дать нам больше знаний о Боге, чем любое другое из Его созданий (Пс.8:5-7). Более того, Библия учит нас о том, что каждый человек ценен в глазах Божьих и о каждом Он знает и помнит (Мф.10:28-31).

Каждый человек, рано или поздно, оказывается перед вопросом происхождения человеческого рода: сотворил ли Бог человека или он развивался, проходя через эволюционный процесс развития, от более низких форм жизни?

Теория эволюции.

Чарльз Дарвин (1809-1882) является родоначальником теории эволюции. Само слово "эволюция" означает "развитие". "Теория эволюции" обычно понимается как "теория происхождения жизни как таковой и всех разнообразных видов живых существ в результате естественных процессов" (Чарльз Райри, Основы Богословия, 197). Теория эволюции это попытка объяснить происхождение жизни без участия Бога. Эту теорию обычно понимают и представляют следующим образом: жизнь это нечто, возникшее само по себе. Происхождение человека, животных и растений объясняется, как естественный процесс без участия каких бы то ни было сверхъестественных процессов. Из простейших первичных форм развиваются более сложные, из которых, в свою очередь, развиваются ещё более сложные формы жизни по спирали развития. Чарльз Райри в своей книге Основы Богословия (стр.200-201) приводит основные положения теории эволюции в ее нынешнем виде. Эти положения с некоторыми дополнениями приведены ниже в свободной трактовке:

(1)      Вселенная возникла в результате так называемого "большого взрыва". До этого вся материя была сосредоточена в одной маленькой точке. После "большого взрыва" вселенная постоянно расширяется.

(2)      Жизнь зародилась совершенно случайно, то есть из неживой материи возникла живая клетка. Таким образом, неживая материя породила живой организм, то есть произошло самозарождение жизни.

(3)      Самозарождение жизни случилось только однажды.

(4)      Живые организмы развиваются от простых к сложным. Именно таким образом возникло все живое, в том числе и человек.

Важно помнить, что все это только лишь предположения, которые не имеют доказательств и поэтому не могут быть доказаны. Многие люди принимают эти предположения, как доказанные факты лишь только потому, что школах учителя без тени сомнения утверждают, что эти предполагаемые события: большой взрыв, самозарождение жизни, действительно имело место, и этим, пусть и неосознанно, вводят учеников в заблуждение. Что же подразумевается под "самозарождением жизни"? Это понимание, что жизнь возникла из мертвой материи, не обладающей жизнью. Жизнь возникла неожиданно, то есть внезапно, без всякой причины и внешнего влияния. Чтобы принять эти предположения необходимо иметь огромную "веру", так как нет абсолютно никаких научных доказательств подобным предположениям.

Единственным объяснением эволюции являются мутации. "Мутациями называют случайные изменения генетической информации, которая содержится в молекулах ДНК; мутации вызывают появление у организмов новых свойств, которые затем передаются по наследству. Небольшое изменение, возникающее в организме, переходит к потомкам. Если произойдет достаточное количество таких изменений, организм становится более сложным. Механизм, который отделяет полезные мутации от вредных, называют естественным отбором. Эволюционная теория предполагает, что природа безошибочно определяет, какие мутации пойдут на пользу далеким потомкам мутировавшего организма. Из всего этого следует, что для эволюции необходимы очень длительные периоды времени. Основанием для теории эволюции является не научные доказательства, а вера. Эволюционисты верят в эволюцию подобно тому, как креационисты верят в сотворение мира Творцом (Чарльз Райри, Основы Богословия, 200-206).

Мы всегда должны помнить, что теория эволюции является всего лишь теорией. Еще никто не представил убедительных доказательств в ее пользу. Никакая теория не в состоянии объяснить происхождение жизни. Приверженцы теории эволюции не нашли ни одного случая, где бы один род живых существ, медленно или быстро изменяясь, превратился бы в другую форму жизни. Кролики и мотыльки в целях самозащиты могут менять цвет, насекомые способны повысить сопротивляемость к вредителям, но они остаются кроликами, мотыльками и насекомыми, и их потомство будет таким же. Сторонникам теории эволюции следует признать, что их теория переживает сегодня далеко не лучшие времена и становится менее и менее популярной. Утверждения их основаны на догадках и предположениях. И эта теория не дает ответа на главный вопрос: как первоначально возникли материя, энергия и жизнь? Теория эволюции своим учением отвергает Бога, как Творца. И цель этого предельно ясна: если Бога, который сотворил этот мир, не существует, то тогда человек не подотчетен и не ответственен ни перед кем и тем более перед Богом и может жить так, как считает нужным.

Теория теистической эволюции.

Эта теория придерживается мнения, что Бог создал мир и все живое, используя в качестве Своего инструмента естественный эволюционный процесс. Он управлял процессом эволюции и направлял творение к желаемому Им результату. "Многие сторонники теистического эволюционизма считают, что Бог вмешивался в процесс развития мира в ключевые моменты, и речь здесь идет: 1) о сотворении материи в самом начале, 2) о сотворении простейших форм жизни и 3) о сотворении человека. ...В остальном эволюция происходила так, как это описывают современные ученые- естествоиспытатели, и ... Бог использовал эволюцию для создания всех прочих форм жизни" (Уэйн Грудем. Систематическое Богословие. Введение в Библейское Учение, 300).

Обычно приверженцы этой теории понимают шесть дней творения (Быт. 1) как шесть стадий эволюции, которые в их понимании, скорее всего, были довольно длительные. Подобной теории придерживаются некоторые католики, а также либеральные богословы. Камнем преткновения для этой теории является сотворение Адама и Евы. Ева была сотворена позже Адама. В соответствии с Писанием, она никак не могла развиться из низших форм жизни, так как в Библии ясно сказано, что она была создана из ребра Адама. Да и Адам не мог возникнуть из низших форм жизни, так как в соответствии с теорией эволюции, мужское и женское начало должны развиваться одновременно для продолжения жизни и возникновения новых видов. Новый вид в лице Адама не мог возникнуть без одновременного появления и Евы. В Библии, которой мы доверяем как единственно верному источнику информации, мы находим совершенно другое описание истории, как были создании наши прародители (Быт 1 -2), которое не допускает никаких эволюционных процессов в сотворении человека. Он является результатом прямой творческой работы Бога (Быт. 1:27).

Креационизм - библейское учение о сотворении.

Креационизм (от лат. creatio — создание) это учение, объясняющее происхождение мира актом сверхъестественного творения мира Творцом и отрицающее эволюцию. Согласно учению о сотворении вселенная, земля и жизнь были созданы Богом в законченном виде. После сотворения все находилось в совершенном и законченном состоянии и не нуждалось в улучшении (Быт. 1:31). Все последующие изменения в творении являются результатом грехопадения и поэтому ведут не к улучшению свойств творения, что должно было бы быть, если следовать теории эволюции, но имеют явно выраженную тенденцию к ухудшению этих свойств.

Луис Беркхоф дал такое определение сотворению мира: "[Это] свободное деяние Бога, благодаря которому Он. вначале вызвал к существованию все видимое и невидимое, не используя ранее существовавшей материи, и, таким образом, дал всему существование, отличное от Своего Собственного и всегда зависящее от Него" (Луис Беркоф. Христианская Доктрина, 71-72). Библия дает нам право утверждать, что Бог творил мир Сам Своим Словом (Быт. 1:1; Пс. 32:6; Евр. 11:3; 2 Петр. 3:5; Исх. 20:11; 31:17; Иов. 38:4-7). Хотя время создания нам неизвестно, те, кто верят Библии, придерживаются мнения, что земля была сотворена, по-видимому, не более чем 6.000 - 10.000 лет тому назад. Отрицать достоверность описания творения в Библии, значит ставить под сомнение всю Библию.

Владимир Дегтярев,

Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: