Как понимать библейский смысл смерти Иисуса?

В категориях: Библия говорит,Комментарии

крест1

Джон Дрейн

Почему умер Иисус? Из всех вопросов, какие можно задать об Иисусе, ни на один, пожалуй, не будет дано так много разных ответов. В определенной степени ответы зависят от того, с какой позиции подходить к вопросу. Мы видим это совершенно ясно даже из книг, написанных в I веке н.э.

Так, Иосиф Флавий очень мало говорит об Иисусе, но он действительно сказал: «Он был Мессия; и когда Пилат услышал, как Его обвиняют самые почитаемые люди среди нас, он послал Его на крест» (Иудейские древности 18.3.3). Очевидно, Иосиф Флавий считает Иисуса жертвой политической интриги, в которой действовали вместе римский префект Иудеи Пилат и религиозная элита Иерусалима. Евангельские повествования приводят ту же причину. Но, если посмотреть другие разделы Нового Завета и задать тот же вопрос: «Почему умер Иисус?», мы обнаружим, что эти ответы по-разному акцентированы. Согласно Книге Деяний Петр сказал в Пятидесятницу, что Иисус был распят и убит «руками беззаконных», но отдан Он был им «по определенному совету и предведению Божию» (Деяния 2:23). Та же мысль и у Павла, который объяснял общине христиан в греческом городе Коринф свои глубочайшие убеждения: «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Коринфянам 15:3).

Итак, даже Новый Завет на вопрос «Почему умер Иисус?» отвечает двояко. Один ответ основывается на исторических фактах, приведших Иисуса на крест к распятию, в то время как второй основан на тех утверждениях, которые Иисус высказывал о Себе, и на вере ранней Церкви в то, что Бог отвел Иисусу главную роль в Своих замыслах о судьбе человечества. Смерть Иисуса можно понять как простой исторический факт, но сам вид казни — причем казнен он был вместе с преступниками, — ставит вопросы, которые нельзя не задать. И вопрос эти перекликаются с утверждениями Иисуса о Себе: как могло случиться, что представитель Бога на земле погиб столь жалким образом? Если Иисус божествен (в том или ином смысле), Он вообще не мог умереть, а тем более на кресте.

Оппозиция и конфликт

Все Евангелия единодушны в том, что с самого начала слова и поступки Иисуса вызвали разделение среди тех, кто встречался с Ним. Иоанн объясняет это с богословской точки зрения, говоря, что с приходом Иисуса свет Божий вошел в мир. И от людей потребовалось сделать выбор — быть с Иисусом, на стороне Бога, или против Него (Иоанна 3:16-21). Но в евангельской традиции Сам Иисус говорит поразительные слова: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матфея 6:24). Есть много рассказов об Иисусе, из которых видно, насколько велика была Его популярность как наставника и целителя и в то же время насколько сильна была оппозиция со стороны религиозных и светских властей Его времени.

Римские наместники Палестины всегда с подозрением относились к популярным личностям. Так в наши дни у людей вызывают подозрение чересчур удачливые политики. Согласно Иосифу Флавию Ирод Антиппа избавился от Иоанна Крестителя, потому что боялся политического мятежа. Вероятно, такие же опасения вызывал у властей Иисус. Он привлекал к Себе огромные толпы народа. И мы знаем по крайней мере один случай, когда пятитысячная толпа попыталась провозгласить Его царем и требовала возглавить мятеж против римлян (Иоанна 6:15).

Евангелия рассказывают о том, как Иисус вынужден вновь и вновь противостоять такого рода политическому давлению. Но они также рассказывают о том, как Он бесстрашно выступает против религиозных властей. С самого начала Его служения толпа увидела, что учение Иисуса отличается от учения их религиозных наставников, и Иисус этого не опровергал. Более того, Он без колебаний обличает фарисеев и саддукеев, называя их «слепыми, ведущими слепца», за то, что они исказили и отвергли слово Божье (Матфея 23:16-24). Хотя внешне они кажутся очень набожными и святыми, Иисус говорит, что внутри они полны гнили, они так же бесполезны, как гробница, полная старых костей (Матфея 23:27).

Более того, подвергая этих людей критике, Иисус явно осуществлял сознательно задуманный план. Хотя какое-то короткое время Он провел в отдаленных местах, наставляя учеников, все Евангелия сходятся на том, что в определенный момент Иисус понял: настало время идти в Иерусалим, чтобы бросить вызов тамошним властям. Этот поступок объяснялся по-разному:

■        Наиболее древняя точка зрения такова: Иисус понял, что пришел час Его смерти, и решил идти в Иерусалим, чтобы исполнить волю Бога. Такая мысль явственно звучит в словах Иисуса, обращенных к ученикам в рассказе Луки: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом» (Луки 18:31).

■        Одно время пользовалась популярностью теория, будто Иисус сделал ставку — и проиграл. Согласно этой гипотезе (главный ее сторонник Альберт Швейцер, 1875—1965 гг.), Иисус ожидал, что Сам Бог внезапно и радикально вторгнется в историю и что путь в Иерусалим стал попыткой «подтолкнуть» Бога к действию. Когда же Бог не вмешался, Иисус обнаружил Себя умирающим на кресте.

■        Высказывалось также предположение, что Иисус отправился в Иерусалим просто потому, что все остальные области Палестины Он уже обошел и теперь хотел продолжить Свою проповедь в религиозном центре страны. Столкновение с политическими властями оказалось неожиданной и ужасной несправедливостью.

Два других объяснения, почему Иисус пошел в Иерусалим, скорее всего, содержат в себе долю истины. Несомненно, Иисус хотел охватить Своей проповедью жителей Иудеи наряду с теми, кто жил в других областях Палестины, хотя согласно Евангелию от Иоанна Он, вероятно, не раз делал это еще до последнего посещения столицы. Но, если допустить вероятность того, что Иисус осознавал Свои особые отношения с Богом, Он не мог не заметить и нарастающего сопротивления Своему учению в среде религиозных вождей. Идти в Иерусалим значило вступить в прямую конфронтацию с ними.

Если раньше могли еще быть какие-то сомнения относительно того, кем считал Себя Иисус, то Его торжественный вход в Иерусалим сделал это очевидным: тут проявилось сразу несколько мессианских тем, намеченных в Его образе жизни и учении. Вход в Иерусалим был совершен как открытое объявление о мессианстве: «Вот идет Мессия». Он въехал на осле согласно пророчеству Захарии 9:9, и толпа приветствовала Иисуса как своего царя, вступающего в столицу. Он сразу же направился в Храм, в то самое место, где, как ожидалось, Мессия должен был явить себя и начать изгнание язычников из Иерусалима (Марка 11:10; Иоанна 12:12-19). Иисус не исполнил этого ожидания: вместо изгнания язычников Он символически вернул им возможность находиться на одном из дворов Храма, где им разрешено было поклоняться Богу, зато одновременно изгнал из Храма еврейских менял, превративших Храм в место торговли (Марка 11:15-17).

Иисус прекрасно понимал, что делает. Он вряд ли был удивлен тем, что религиозные вожди назначили цену за Его голову. Не удивился Он и тому, что один из ближайших учеников, Иуда Искариот, принял предложенные старшими священниками деньги (Марка 14:43-52). Так что, Он был предан, схвачен и предстал перед судом, приговорившим Его к смерти.

Джон Дрейн.

Путеводитель по Новому Завету. Пер. с англ. / Джон Дрейн — М: Триада, 2007. — 620 с. John Drane. Introducing the New Testament by Lion Publishing pic, Oxford, England.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: