Почему Бог управляет Своим творением через милосердие.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу,Славлю Тебя,Слово Божье к человеку

милосердие

Помилуй меня! Четыре взгляда в сердце Бога.

Дэйвид Мэтис

Милосердие Божье является одной из наиболее драгоценных реальностей в мире, одной из самых богатых откровениями тем во всей Библии, и одной из тех истин о Боге, которые сталкиваются с самым трагическим непониманием. Если вы хотите узнать, кто Бог есть на самом деле, если вы хотите заглянуть в Его сердце, тогда вам стоит искать не просто выражения Его гнева и вселенской силы. Скорее, вам нужно сосредоточиться на Его милосердии или милости, не преуменьшая при этом полноты Его могущества, рассматривая всё это в широкой, изменяющей жизнь перспективе.

Многие из нас сегодня по своей природе и своему воспитанию склонны рассматривать милосердие Божье как некий побочный и случайный компонент Его сущности. Мы подозреваем, что, может быть, Он проявляет милость случайно или из-за слабости. Но если мы позволим говорить Писаниям, мы увидим, что когда Бог проявляет Свою милость, Он делает это абсолютно преднамеренно и с силой, а мы, как Его творения, получаем возможность глубоко заглянуть в то, кто Он есть не только в Его суверенности, но и в Его благости. Не просто в Его величии, но в Его мягкости. Не просто в Его возвышающемся могуществе, но также в Его неожиданной нежности.

Однако, милосердие Божье не только показывает нам, кто Он есть, но оно также говорит нам нечто важное о нас самих. То, что к нам была проявлена милость, означает не только то, что мы не заслужили Его благоволения, но и то, что мы заслужили Его праведный молот на наковальне справедливости. Наш вопль о милости свидетельствует о том, что мы не просто не заслуживаем её, но что мы заслуживаем совершенно иного. По праву мы должны были бы находиться под Его неизбежным гневом, подобно всему человечеству (Послание к Ефесянам, 2:3), если бы не «благоутробное (в другом переводе – нежное, прим.пер.) милосердие Бога нашего» (Евангелие от Луки, 1:78).

Но мы — не первые, кто вглядывается в Его сердце и находит отблески Его отцовского отношения к нам. Бог снова и снова заставлял мир вращаться свежими откровениями Своего милосердия.

Моисей видел милосердие

Первый большой отблеск Божьего милосердия пришёл к Моисею. В одном из наиболее важных отрывков в Библии, после того, как Моисей попросил Бога показать ему Его славу, Бог отвечает: «Я заставлю всю Мою благость пройти перед тобой и провозглашу перед тобой моё имя: „Иегова (Господь)“. И Я поступлю с благодатью в отношении тех, к кому Я захочу проявить благодать, и Я проявлю милость к тем, к кому Я захочу проявить милость», (Исход, 3:19, дословный перевод с английского перевода ESV).

Когда Бога просят показать Его славу, Бог, в демонстрации Своей благодати и милости, показывает Свою благость и Свою полную свободу в том, чтобы проявлять Своё милосердие к тем, в отношении кого Он выбирает это делать. Израиль мог быть не намного праведнее фараона и Египтян, однако Божье милосердие к Израилю не основано на усилиях и заслугах Израиля. Скорее, Бог, будучи Богом, абсолютно свободен в том, чтобы проявлять милосердие к тем, к кому Он захочет, и Он избрал быть милосердным к Своему народу.

Всего несколькими стихами позже, проходя мимо Моисея Бог провозглашает:

«Господь, Господь, Бог милосердный и полный благодати, медленный на гнев и изобилующий неизменной любовью и верностью, сохраняющий неизменную любовь к тысячам [поколений], прощающий беззаконие и преступление, и грех, но Который ни в коем случае не оправдывает виновного, наказывающий беззакония отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого поколения», (Исход, 34:6-7, дословный перевод с английского перевода ESV).

Бог не неправеден, Он ни в коем случае не оправдывает виновного и не утаивает грех, заметая его под ковёр. Однако ведущим откровением Его славы является Его милосердие. Первая и величайшая истина, которую должен знать Его народ — это то, что Он — «Бог милосердный и и полный благодати». Его благодать и милосердие сияют как кульминация Его славы. Он «медлен на гнев» — Он проявит свой гнев и сделает это справедливо. Это было бы нелюбовью по отношению к Его народу, если бы Он не гневался, когда они оказываются под угрозой или под атакой. Но даже в такой справедливости Он медлен на гнев. Гнев является Его праведной реакцией на зло, но гнев не является Его сердцем. Справедливость — это стебель, милосердие — цветок.

Давид полагался на милосердие

Взгляд Моисея на милосердного Бога по праву стал ведущим откровением в Израиле. Об этом будут вспоминать даже тогда, когда Его народ будет отворачиваться от Него: «Благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему», (2-я книга Паралипоменон, 30:9). Пророки провозглашали Его «благим и милосердным» (Исаия, 30:18; Иоиль, 2:13; Иона, 4:2), но в особенности книга Псалмов погружается в Его милосердие (см. Псалом 85:5; 102:8; 110:4; 114:5 и 144:8–9 и другие).

Поэтому ни для кого не должно быть сюрпризом, что великий царь-псалмопевец Израиля Давид совершенно полагался на милость Божью. Он начал свою великую песнь-исповедь, 50-й Псалом, со слов: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои», (Псалом 50:3).

Позже, когда Давид признал свой грех против Бога в том, что он сосчитал народ, пророк Гад предложил ему три варианта Божьего наказания: «Быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей?», (2-я книга Царств, 24:13). Давид увидел сердце Божье, и он знал, на что положиться: «Пусть мы впадём в руки Господа, потому что Его милость велика, но не позволь мне впасть в руки человека», (2-я книга Царств, 24:14).

Иеремия плакал о милосердии

В течение поколений после Давида Израиль скатывался в нравственный упадок. В конце концов, настал безрадостный момент, который Моисей предвидел как неизбежный в ожесточённых и заблуждающихся сердцах народа. В 587 году до н.э. Вавилоняне осадили, захватили и опустошили Иерусалим. Это был самый трагический и ужасный момент во всём Ветхом Завете. Город так сильно страдал от голода и находился в таком отчаянии, что женщины варили и ели собственных младенцев (Плач Иеремии, 4:10).

В эти самые мрачные времена пророк Иеремия записал самые тёмные и наполненные отчаянием стихи в Библии: книгу Плач Иеремии. 3-я глава является центральной частью его сетования, когда боль становится наиболее явной, а надежда кажется почти потерянной. Но даже здесь прорывается сияние веры, когда пророк видит отблеск сердца Божьего через Его милосердие.

«Вспомни моё угнетение и мои скитания, полынь и желчь! Моя душа постоянно вспоминает это, и она согнулась внутри меня. Но вот что я вспоминаю, и поэтому у меня есть надежда: «Непоколебимая любовь Господа никогда не прекращается, Его милости никогда не заканчиваются, они новые каждое утро: велика Твоя верность». «Господь — удел мой», говорит моя душа, «поэтому я буду надеяться на Него»», (Плач Иеремии, 3:19-24, дословный перевод с английского перевода ESV).

В тот самый момент и в том самом месте, где Божий народ испытывал самое сильное искушение оставить надежду, пророк указывает на милости Божьи, которые никогда не перестают, и они обновляются каждый день.

Павел восхищался милосердием

Затем, когда наступила полнота времён, Бог послал Своего собственного Сына, чтобы Он не просто проявил милость, но стал её воплощением. Иисус — это Милосердие Божье, ставшее человеком. Он не просто учил свой народ являть отражение Божьего милосердия в своих жизнях (Евангелие от Матфея, 5:7; 18:33; от Луки, 6:36; от Луки, 10:37), но Он сам был и является милосердием Божьим для нас. Уместно, что наиболее выдающейся просьбой к Иисусу в Евангелиях является просьба: «Помилуй меня!» (Евангелие от Матфея, 9:27; 15:22; 17:15; 20:30–31; от Марка, 10:47–48; от Луки, 16:24; 17:13; 18:13, 38–39), и именно это Он и сделал в Своей совершенной жизни, жертвенной смерти и победоносном воскресении: проявляя Божье милосердие не только к Израилю, но ко всем народам по вере.

Апостол Павел, принявший своё служение благодаря Божьему милосердию (1-е Послание к Коринфянам, 7:25; 2-е к Коринфянам, 4:1; 1-е Тимофею, 1:13, 16), стал инструментом этого решающего откровения. То, что впервые увидел Моисей, на что полагался Давид, о чём плакал Иеремия, Павел увидел по другую сторону креста, во Христе, и Павел восхищался. Из всей Библии именно Павел показывает нам наиболее очевидное преимущество, так как в Послании к Римлянам, 9:16 сказано о Боге, «у Которого есть милость» — буквально, об имеющем милость Боге (в одном из английский переводов, в Синодальном переводе: о Боге милующем – прим.пер.). Иначе говоря, Божья милость или милосердие выражает Его сердце, как Павел покажет это, точно так же, как Божий гнев и явление Его силы не являются таким выражением.

В Послании к Римлянам, 9:22–24 нам даётся самый глубокий взгляд в Божье сердце, и в его глубине мы находим именно милосердие. Возможно, это является для нас самым глубоким из библейских объяснений того, почему Бог управляет Своим творением таким образом, как Он это делает. Павел выражает это в форме вопроса — не потому, что он не уверен в истине, но ради риторического эффекта, так как размышление об этом потрясает и отрезвляет.

Что, если Бог, желающий явить Свой гнев и сделать известной Свою силу, с огромным терпением выносил сосуды гнева, приготовленные для разрушения, чтобы сделать известными богатства Своей славы для сосудов милосердия, которые Он заранее приготовил для славы?

Не нужно ошибаться, Бог действительно делает Своё всемогущество известным. И Он действительно являет Свой праведный гнев. Он свят. Если бы Он не проявлял гнев в мире греха и бунта против Него, Он был бы неверен сам Себе и был бы нелюбящим по отношению к Своему народу. Бог феноменально могуществен, намного больше человеческой способности осознать это. И такой всемогущий Бог действительно являет гнев в ответ на попирание Его славы, и в ответ на нанесение ущерба Его народу. Но гнев не является Его сердцем. Строгость в Боге всегда служит Его сердцу милосердия: чтобы сделать известными богатства Его славы для Его людей, которые являются сосудами Его милости.

Доверьте себя милосердию

Наш Бог не просто суверенен, хотя это чудесно, и мы несказанно рады этому. И Он не только является Богом бескомпромиссной справедливости, хотя мы благодарны Ему и за это. Он — Бог милосердный, приглашающий нас смотреть не только на Его потрясающую власть и суверенное могущество: Он приглашает нас обратить наш взор на Его милосердие и заглянуть в само Его сердце.

Доверьте себя Богу, у Которого есть милосердие.

Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org

ieshua.org

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: