Христос пострадал, чтобы привести нас к высшему благу.

В категориях: Движение все – но цель еще лучше,Преображаясь и возрастая

высшее

Джон Пайпер.

Ничто из множества даров Евангелия не является самым великим и окончательным благом.

Я хочу как можно понятнее разъяснить, что, рассказывая о прекрасных дарах Евангелия, проповедники могут так никогда и не привести людей к главной цели Евангелия. Они могут говорить о Евангелии много истинных и замечательных слов, но так и не привести людей туда, куда ведет Евангелие. Люди могут слышать проповедь Евангелия или читать о нем в Библии, но не видеть конечной цели этого Евангелия, которая делает благую весть благой.

Все события страстной пятницы и Пасхи, все обетования, с ними связанные, становятся благой вестью потому, что они приводят нас к Богу. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши» (1 Петр. 3:18). И когда мы это осознаем, Бог будет вечно насыщать наши души. Все остальные блага Евангелия нужны для того, чтобы явить Божью славу и устранить все преграды – например, отвратить Божий гнев или победить нашу непокорность – к тому, чтобы мы вечно наслаждались Им. Бог и есть Евангелие. Это значит, что именно Он делает благую весть благой. Больше ничего не может сделать Евангелие благой вестью. Бог является конечным и самым великим даром, который делает благую весть благой. Пока люди не начнут использовать Евангелие, чтобы прийти через него к Богу, они будут использовать его неправильно.

Оправдание решает нашу самую большую проблему.

Прежде чем привести библейские доказательства этого утверждения, позвольте мне показать, как даже самые яркие грани бриллианта Евангелия могут настолько сильно приковать к себе наше внимание, что мы не заметим славы Божьей, явленной в цельности всего бриллианта.

Возьмем, например, оправдание. Найдется не так много аспектов Евангелия, которые лично для меня важнее этой истины. Я считаю, что эта доктрина является сердцем Евангелия и главенствующее положение в ней занимает праведность Христа, которая вменяется нам по вере, независимо от дел закона. Не буду сейчас отстаивать эту точку зрения, но лишь процитирую слова некоторых уважаемых авторов. Например, Дж. Берковер писал: «Выражение Божественного оправдания касается самого сердца жизни человека, его отношений с Богом. Оно определяет проповедь Церкви, наличие и рост в жизни по вере. Оно является источником безопасности человека и его перспективой на будущее».

Самая большая нужда человека, на которую отвечает Евангелие – это дар оправдания. Мы не просто отделены от Бога – мы пожинаем Его гнев (Ин. 3:36; Рим. 1:18; 5:9; Гал. 3:10). А это значит, что нам необходимо изменить Божье отношение к нам, виной которому – человеческий грех (Рим. 3:23). Но мы не можем самостоятельно изменить отношение Бога к нашим персонам, равно как и самолично избавиться от долгов. «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48:8). Поэтому по Своей великой милости Бог вмешался и позволил Христу пролить кровь, чтобы отвратить Свой гнев от людей (Рим. 3:25). Христос принял на Себя проклятие, которое должно было пасть на нас (Гал. 3:13). «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1 Петр. 2:24).

Великий обмен

Одновременно с тем, как Он принял на Себя наши грехи, мы приняли Его праведность. Это назвали «великим обменом». Дж. А. Пакер пишет: «Судья провозглашает виновных грешников свободными от наказания и праведными в Его глазах. Великий обмен – не юридическая выдумка, не арбитражная прихоть, не просто игра слов со стороны Бога, а дорогостоящая сделка»15. Библейское подтверждение великого обмена содержится в 2 Кор. 5:21: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Таким образом, у оправдания есть две стороны: устранение греха благодаря тому, что Христос понес наше проклятие, и провозглашение нас праведными, потому что мы во Христе, и Его праведность становится нашей16. Поэтому Ж. Кальвин дает оправданию следующее определение: «Благосклонность, с которой Бог принимает нас под Свое покровительство как праведников. И мы утверждаем, что благодаря оправданию мы получаем прощение грехов и вменение нам праведности Христа». Подобным образом и М. Лютер (который называл доктрину оправдания критерием, по которому можно определить, стоит церковь или падает) подтверждал оба эти аспекта оправдания: «Христос взял на Себя все наши грехи и умер за них на кресте» и «они праведны, потому что поверили во Христа, Чья праведность покрывает их и вменяется им»19.

Оправдание – это сердце евангелия, а не его наивысшее благо.

Итак, протестанты воспринимают доктрину оправдания (только по благодати, только по вере, только на основании крови и праведности Христа, только для славы Божьей, только так, как об этом говорится в единственном авторитетном источнике вероучения, Писании) как «сердце евангельской вести». Я согласен с таким мнением. Я с восторгом называю оправдание «сердцем Евангелия». Но образные выражения («сердце» или «центр») довольно двусмысленны. Что они означают? Говоря слово «сердце», я имею в виду, что оправдание снимает главную проблему в отношениях между Богом и человеком (см. выше) и, таким образом, становится основанием для получения всех остальных даров Евангелия.

Это придает особую остроту основному вопросу этой книги: почему оправдание является благой вестью? Что такого хорошего в оправдании только верой? Или почему Евангелие, в сердце которого располагается тезис об оправдании верой, является благой вестью? Сейчас этот вопрос очень редко задается, потому что нам, получившим прощение грехов, оправдание преступлений, достойных смерти; нам, кому вменена праведность перед святым Богом, все это приносит столько радости, что кажется неуместным задавать вопрос: почему оправдание является благой вестью?

Но я уверен, что мы должны задавать этот вопрос во всеуслышание. Потому что ответ на него чрезвычайно важен. Каждый человек должен ответить на вопросы: «Почему для меня благой вестью является прощение грехов?», «Почему для меня благой вестью является оправдание перед Судьей Вселенной?» Эти вопросы нужно задавать потому, что на них можно услышать «библейские» ответы, в которых игнорируется самый драгоценный дар – Бог. Кто-то может ответить: «Для меня прощение является благой вестью потому, что я не хочу идти в ад». Другой ответит: «Прощение радует меня, потому что жить с нечистой и порочной совестью – невыносимо, и я испытываю огромное облегчение, веря, что мои грехи прощены». Третий скажет: «Я хочу пойти на небеса». Но затем обязательно нужно спросить, почему они хотят пойти на небеса. И они ответят: «Потому что иначе я буду испытывать боль и мучения». Или: «Потому что там моя покойная жена». Или: «Потому что там будут новые небеса и новая земля, где наконец-то воцарятся справедливость и красота».

Что же нас не устраивает в этих ответах? Естественно, никому не хочется идти в ад. Прощение действительно успокаивает нечистую совесть. На небесах мы воссоединимся с нашими любимыми, которые умерли во Христе, спасемся от мук ада и будем наслаждаться справедливостью и красотой новой Земли. Все это верно. Но в них не прослеживается человеческое отношение к Богу как к окончательному и величайшему благу Евангелия. В них не выражается огромное желание быть с Богом. В них Бог даже не упоминается! Говорится только о Его дарах. Да, эти дары очень ценны, но они несравнимы с Божьим присутствием. И они не являются составной частью благой вести, если к Самому Богу не относятся как к самому великому дару Евангелия. Таким образом, если Бога не ценить и не считать наивысшим даром Евангелия, то ни один из Его даров не будет являться для человека благой вестью. А если относиться к Богу как самому ценному и наивысшему дару Евангелия, тогда можно будет наслаждаться и всеми остальными, меньшими дарами.

Оправдание не самодостаточно, равно как и прощение грехов, вменение в праведность, избавление от ада и вхождение на небеса, освобождение от болезней, избавление от зависимости, вечная жизнь, справедливость, милость и красота мира, в котором нет боли и страданий. Ни одна из этих граней бриллианта Евангелия не является самым главным даром и наивысшей целью Евангелия. Этим даром является лишь созерцание Самого Бога и наслаждение Его присутствием, постепенно преображаясь в образ Его Сына, чтобы еще больше радоваться бесконечной Божьей красоте и проявлять ее в себе.

Джон Пайпер.

Бог и есть благая весть.

Copyright © 2007 Отв. за выпуск: С. Молитвенник. Перевод: Е. Марчук Редактор: Л. Прудникович, Корректор: Л. Савицкая, Дизайн и верстка: А. Шхагапсоев.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: