Особая слава Бога.

В категориях: Движение все – но цель еще лучше,Преображаясь и возрастая

слава

Джон Пайпер.

Доказательство правоты Библии.

Четыре последних года я был более чем когда-либо в жизни сосредоточен на исследовании вопроса об истинности всего того, что преподносят нам Писания христианства, а также на том, как нам их следует правильно читать. Этого хватило на целых две книги, из которых одна уже вышла в апреле под названием: “Особенная Слава: каким образом Писания Христианства доказывают свою подлинную истинность”. Вторая книга тоже закончена и готовится к изданию в следующем году. Думаю назвать её: “Сверхъестественное прочтение Библии: как нам видеть и наслаждаться Славой Божьей в Писании”. (Возможно в русском переводе эти книги будут называться несколько иначе – прим. пер.)

У меня есть большое желание сейчас попробовать показать вам как можно обрести уверенность в незыблемости Писания. Не для того, чтобы вы стали более прямолинейными или суровыми, но чтобы вы смогли нащупать разумную и твердую почву для этой уверенности и, самое главное, научиться видеть посредством Писания Божью Славу, вкушать от неё и преображаться через это видение, “переходя от славы к Славе”, наслаждаться этим так, чтобы ваши эмоции, настроение, ваши слова и идеи, и весь ваш жизненный путь бесконечно отражал эту всевозрастающую Славу Бога.

Самый главный вопрос

С того самого дня, как я задался вопросом об истинности Библии, так и сегодня, мне представляется, что самое главное это не стремиться подобрать документы и факты, чтобы их можно было бы предоставить современным возражающим атеистам, таким как Сэм Харрис, Ричард Докинз, Дэниел Деннет, Кристофер Хитченс; но то, как донести до необразованного жителя мусульманской деревни в лесах Нигерии или до вождя племени без собственной письменности, затерянного в горных джунглях Папуа – Новой Гвинеи, правоту библейской истины, да так, чтобы через три недели слышания он поверил настолько, что был готов получить оправдание и набрался бы мужества начать поступать согласно своим новым убеждениям. И более того – быть уверенным, что если ему придется даже умереть за эту истину, то он не останется в дураках.

Так что для меня теперь не важно, как отвечать различного рода образованным скептикам; важнее то, как донести до многих простых и необразованных людей в разных концах планеты истинность Библии, да так, чтобы они получили в этом уверенность.

Подобный вопрос возник у меня давно. Мне было 22 года, и я мучился в борьбе с так называемыми “спорными местами” в Библии. Тогда мне казалось, что люди, не имеющие образования, более простые, чем образованные, и что по этой причине они больше нуждаются в объяснениях, чем те, кто более образован. Однако, это совсем не так на самом деле. Причиной такого моего заблуждения было то, что я не находил уверенности в правдивости Библии для самого себя.

Когда мне приводили лучшие аргументы в пользу достоверности написанного это сильно помогало и ободряло меня. Все казалось правильным. Доказательства были неоспоримыми. Но что я для себя обнаружил: уже через неделю-другую после этого я не мог вспомнить полностью всех аргументов. Я помнил, что все аргументы были прочные и основательные, однако я не мог их воспроизвести на данный момент. Мало того, что я не мог вспомнить их всех в правильном порядке, чтобы воспользоваться в дискуссии, так я ко всему не мог их даже вспомнить для себя самого, что было гораздо хуже. Все это сопровождалось нудным ощущением, что вот именно сейчас мне встретится более подготовленный человек, который обнаружит прореху в моих аргументах и этим меня прихлопнет.

Так что основывать свою уверенность на беспристрастной изощренной последовательности истории и логики представляется мне весьма ненадежным.

Итак, вы убедились, что мой вопрос о том, как убедить в библейской истине человека, у которого нет даже письменности, весьма похож на то, как убедить подобного мне самому, без того, чтобы погружаться в дебри истории и логики. В общем, для меня это не представляет интереса на предмет спора с атеистами и образованными скептиками. Для меня абсолютно важна моя собственная душа, задача всемирного благовестия и становление наших детей.

Как мне помог Джонатан Эдвардс

Джонатан Эдвардс неожиданно оказался тем, кто помог мне больше всех в этом вопросе. Он был пастором и богословом, жил в Новой Англии и умер в 1758 году. Его исключительность состояла в том, что он поставил себе точно такой же вопрос и в той же форме, что и я; и он же направил меня на те места Писания, которые дают ответ на этот вопрос.

Как и многие другие я тогда не знал, что когда Эдвардс оказался отстраненным от служения в своей церкви в Нортхемптоне, Массачусеттс, то в последующий период с 1751 по 1758 гг. он, оказавшись пастором крошечной церкви в городке Стокбридж, на самом краю цивилизации, стал миссионером для индейцев. Вот тут-то он и столкнулся с моей проблемой.

Он мучился, не представляя себе, как индейцы, которые понятия не имеют ни об истории, ни о внешнем мире, не умеют читать и не знакомы с основами логики – как они смогут не только поверить в правдивость Писания, но и получить в этом твердую уверенность?

Вот что он писал: “Совершенно отчаянное положение у индейцев хоссаттанук и прочих, которые изъявили желание и приобщились к христианству, но так и не смогли получить доказательств правдивости христианства, достаточных для побуждения оставить все, дабы приобрести Христа и именно таким образом (путем исторически обоснованной целесообразности).” Religios Affections, (Религиозные привычки)

“Скорее всего их душа интуитивно ощущает божественность вещей, представленных в Евангелии; не в том смысле, что сомневается в том, что доктрины Евангелия есть от Бога без каких-либо аргументов и выводов, но в том, что нет никакой цепочки аргументов вообще; аргумент всего один и свидетельство прямое; разум постигает истину всего в один шаг и это есть Слава Божия.” (298-299)

“Человек может прийти к разумному и твердому убеждению в истинности евангелия лишь по внутреннему свидетельству об этом… а именно через сияние Его Славы; совершенно не может быть иначе для того, кто не знает письменности и не имеет представления об истории, получить законченное и действенное убеждение во всем этом.”

Итак, Эдвардс соглашается в том, что разумное, гарантированное, хорошо обоснованное убеждение в истинности евангелия и всего Писания в целом и есть тот путь, по которому может пройти “крестьянин из Нигерии и папуас из Новой Гвинеи”. Этот путь – увидеть исключительную славу Бога через посредство Его Слова.

Как самому увидеть Славу Божью

Не сомневаюсь, что многие из вас пережили все то, что описывает Эдвардс, даже если вы и не размышляли об этих вещах таким же образом. Почти во всех случаях, когда Бог спасает и дает нам веру, мы лишь впоследствии начинаем видеть и понимать через чтение Библии, как Он это всё проделал, и какими словами там описывается наш опыт. Это как с новорожденным ребенком: он живой, дышит, ест, плачет, и все это задолго до того, как он сможет сказать об этом. Опыт зачастую приходит к нам раньше, чем мы его можем объяснить.

При помощи трех библейских аналогий я сейчас попытаюсь помочь вам усвоить то, что мы с Эдвардсом подразумевали, когда говорили об обретении основательного, твердого убеждения в правоте божественной истины через видение Его Славы. Если вам удастся усвоить эти аналогии, то тогда вы сумеете переосмыслить собственный опыт при помощи категорий Библии и её языка.

  1. Слава Божья в видимом сотворенном мире.

Бог предназначил нам иметь твердо основанную убежденность в Его силе, премудрости, в Его милосердии Творца, поддерживающего разумный баланс для всей вселенной, которая отражает Его славу.

Псалом 18:1 говорит: “Небеса проповедуют Славу Божью”. Обратите внимание! Небеса: солнце, луна, звезды, галактики – сами по себе не есть слава Божья, иначе это было бы многобожием. Небеса не есть Бог. Слава небес не есть Слава Бога. Они лишь проповедуют, говорят-указывают на Божью славу.

Это направляет нас увидеть СВОИМИ глазами ЧЕРЕЗ красоту творения славу Бога.

Многие ученые, нехристиане, видели славу во вселенной. Чарльз Мюснер говорил, что А. Эйнштейн видел гораздо больше величия вселенной, чем некоторые проповедники могли бы себе представить, потому что просто не о том проповедовали. Так что еще раз обратите свое внимание на то, как Пс.18:1 дает нам понять, как сияние славы Божьей укрепляет нашу твердую уверенность, что вся вселенная принадлежит Ему.

Далее, апостол Павел говорит еще более важную вещь: “Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его. Вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце”. (Рим.1:19-21)

Суть моего вопроса в том, что совсем немного тех, которые все еще не могут замечать невидимую силу Бога и Его дивную сущность, проявляющуюся через все творение. Все рассчитано так, чтобы мы МОГЛИ видеть славу Бога, знать, что это Он все сотворил, и что Он могущественный, премудрый и щедрый. Однако все эти перечисленные качества невозможно увидеть физическим зрением. Наши физические глаза видят лишь красоту этого мира. Они являются лишь пропускающими свет линзами сквозь которые наше духовное зрение (то, что апостол Павел называет “очи сердца” в Еф.1:18) видит ту самую Божью Славу.

Теперь мой аргумент – Эдвардса аргумент – то же самое происходит с нами, когда мы читаем Писания.

Писания раскрывают себя как Божье Слово точно таким же образом, как природа раскрывает себя как Божье творение.

Слава Божья сияет из самого смысла слов Писания и являет их божественное происхождение таким же образом, как Его слава является нам и сияет из всего сотворенного видимого мира, показывая его божественное происхождение.

  1. Божья Слава, воплощенная во Христе.

Следующая аналогия в том, как Божья Слава являет свою божественную сущность. Это слава Иисуса Христа – Бога, ставшего человеком.

Расчет Бога был в том, что в те времена люди должны были разглядеть славу Бога в Иисусе, узнать в Нем Бога-Сына, ибо Он действительно стал человеком и выглядел как обычные люди, “и Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца”. (Ин.1:14)

“Филипп сказал ему: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: “покажи нам Отца”?” (Ин.14:8-9)

Как многие люди, глядя на воплотившегося Бога, не могут разглядеть Самого Бога, так и многие из тех, кто слышит слово Божье, не слышат, что говорит Сам Бог. Как Иисус в свое время открылся Сыном Божьим для тех, чьи глаза были открыты, также и слово Божье сегодня достигает лишь тех, чьи уши открыты, чтобы слышать его. Мир не разглядел славу Божью во Христе Иисусе. Сегодня многие в мире также не желают замечать Божьей Славы. Одинаковый недостаток для этих и для тех.

  1. Божья Слава в благовествовании

Последняя и самая важная аналогия – каким образом Божья слава устанавливает подлинность Слова, а именно: как слава Божья доказывает благовествование.

Вот что пишет апостол Павел: “Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого”. (2 Кор.4:4)

Все евангелие, вся история о том, как Бог пришел спасти грешников, проливает свой сверхъестественный свет на очи сердца нашего – “свет благовествования о славе Христа”. Самоутверждающаяся слава Христа пронизывает все Евангелие. А далее, в шестом стихе, Бог разбивает вдребезги их слепоту:

“Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа”.

Итак, в четвертом стихе говорится о свете: “свет благовествования о славе Христа, который есть образ Бога невидимого”, а в шестом стихе говорится о свете, который “озарил наши сердца, чтобы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа”. Таким образом апостол Павел говорит нам, что доказательством подлинности Благой вести христианства и её истинностью, согласно всему Писанию является сияние Его славы. Слава Бога в лице Иисуса Христа. Слава Христа есть образ Бога.

Я называю это особенной славой. Её сияние пронизывает все Писание и особенно ярко разгорается в Евангелии, где Божий Сын распят на кресте во искупление грешников. Что делает славу Бога особенной в Евангелии так это то, как величие Бога является через Его кротость. Бог являет Себя одновременно в величии Льва и в кротости Агнца.

Исайя возвещает нам о Его совершенно уникальной славе во вселенной.

“Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на Него” (64:4)

Бог являет Свое величие, снисходя к нам в помощи и спасении. Его величие еще более возрастает, когда Он становится наивысшей ценностью нашего сердца, ибо Он искупил его дорогою ценой (Его собственное сердце было пробито копьем). Таким образом Он служит нам, утоляет наши желания к Нему, всякий раз еще более превозносясь в Своей славе (переходя от славы в Славу).

Это особенное сияние проходит через всю Библию и разгорается самыми яркими красками в описании личности Иисуса Христа, всего того что Он совершил, и умер, и воскрес, спасая тех, которые были Его врагами.

Библия излучает особенную славу

Что мне хочется сказать в заключение.

Бог подтверждает, что мир принадлежит Ему, поскольку самим своим существованием указывает на славу Бога. Таким же образом и евангелие является Благой вестью от Самого Бога и показывает Его славу; таким же образом и вся Библия утверждает свою подлинность через излучение славы Того, Который и является вдохновителем написания её. Мы потому знаем, что все Писание есть Слово Божье, потому что находим его истинный смысл в самоутверждающейся славе Бога; или, пользуясь языком Джонатана Эдвардса: “разум постигает истинность благой вести сделав всего лишь один шаг в направлении божественной славы”.

Проблема, как всегда, заключается в том, что по своей природе мы не видим славу Божью. Мы сдерживаем её. Мы “возлюбили тьму”, как говорит Иисус (Ин.3:19), а Павел добавляет: “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно” (1 Кор.2:14). У нас есть глаза, но мы не видим, уши, но мы не слышим.

Наша единственная надежда это увидеть славу Божью через Библию, получить капитально обоснованную уверенность в том, что это слово Бога, и что только Бог может совершить чудо и убрать пелену духовной слепоты греха, с которой мы рождаемся в этот мир. Апостол Павел со всей уверенностью подтверждает, что Бог это делает.

Когда Бог приходит к нам, Он всего лишь произносит Слово о новом творении, точно также, как Он это сделал в старом творении, сказав: “Да будет свет”. Тогда внутри нас получают жизнь новые духовные глаза - ”очи сердца”.

“Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа” (2 Кор.4:6)

Вы знаете, что Христос реален. Вы знаете, что Благая весть реальна. Вы также знаете, что все Писание истинно, потому что Господь сказал: “Да будет свет”. И вы видите эту особенную славу, и вы знаете, что это не дело рук человеческих.

И это от Господа.

Перевод – Гари Чаплин.

liveinternet.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: