Имена и титулы Иисуса.

В категориях: Библия говорит,Комментарии

имена

Спрол, Р.Ч.

Иисусу из Назарета присвоено великое множество имен и титулов – намного больше, чем любому другому историческому лицу. Вот вкратце их перечень:

Христос
Господь
Сын Человеческий
Спаситель
Сын Давидов
Великий Первосвященник
Сын Божий
Альфа и Омега
Владыка
Учитель
Праведность
Пророк
Нарцисс Саронский
Лилия долин
Ходатай
Лев от колена Иудина
Агнец Божий
Последний Адам

Основные титулы Иисуса следующие:

  1. Христос. Иисус настолько часто именуется Христом, что люди нередко по ошибке принимают это звание за фамилию. На самом же деле это вовсе не фамилия, а титул, указывающий на положение и труд Иисуса как Мессии. Греческое слово Христос является переводом древнееврейского слова Мессия, и оба означают – «Помазанник».

Ветхозаветное понятие об ожидаемом Мессии, который особым образом должен быть помазан Духом Святым, являло собой весьма сложную и многогранную идею. Не у всех иудеев были одинаковые представления о Мессии.

С одной стороны, Мессия должен был быть царем – помазанным Сыном Давида, Львом от колена Иудина, кому предстояло возродить павшее царство Давидово. (Это обстоятельство особенно радовало иудеев и раздувало в них пламя надежды на появление политического вождя, который освободил бы их от римского ига.)

Однако от Мессии требовалось также быть Слугой Божьим – тем самым страждущим Рабом, о котором говорилось в пророчестве Исайи. Сочетание обоих этих качеств в одной личности казалось невозможным, хотя в Иисусе оно было очевидным. Мессия, кроме того, должен был являться существом небесным (Сын Человеческий) и быть исключительным образом связанным с Богом-Отцом (Сын Божий). Он должен был выполнять одновременно роль священника и пророка. Чем больше мы осознаем всю сложность образа Мессии, тем более нас поражает, как прихотливо все требуемые качествапереплелись в личности и труде Иисуса.

  1. Господь. Второй наиболее употребляемый в Новом Завете титул Иисуса – Господь. Этот титул необыкновенно важен для понимания новозаветного образа Иисуса. В греческом оригинале Нового Завета он употребляется в трех значениях: 1) как вежливое обращение, аналогичное русскому «господин»; 2) как обозначение рабовладельца, то есть «хозяина». В фигуральном смысле оно применено здесь к Иисусу, который является нашим Владыкой. И, наконец, третье, высочайшее значение слова – Господь, то есть верховный властелин.

В первом веке римские императоры требовали от своих подданных «присяги в благонадежности», выражавшейся формулой «Цезарь есть Господь» (т.е. господин, верховный властелин – прим. перев.). Христиан, отказывавшихся исполнить это требование,

подвергали мученической смерти. Вместо того, чтобы клясться в верности цезарю, они провозглашали первый христианский символ веры: «Христос есть Господь». Называть Иисуса Господом было верхом радикализма с точки зрения не только римлян, но и евреев – и даже в первую очередь евреев, поскольку Господом в Ветхом Завете именовался только Сам Бог.

Титул Господа дарован Иисусу Богом-Отцом. Это – «имя выше всякого имени», как говорит Павел в Послании к Филиппийцам 2:9.

  1. Сын Человеческий. Это – одно из интереснейших имен, присвоенных Иисусу и, пожалуй, чаще всего неправильно понимаемое. Поскольку церковь признает двойственную (истинно человеческую и истинно божественную) природу Иисуса, а Библия описывает Его как Сына Человеческого и Сына Божия, заманчивым выглядит предположение, что имя Сын Человеческий связано с человеческой природой Иисуса, а имя Сын Божий – с Его божественной природой. Однако это не совсем так. Хотя имя Сын Человеческий действительно заключает в себе элемент «человечности», все же в первую очередь оно указывает на божественную природу Иисуса. Аналогичным образом имя Сын Божий подразумевает божественность, однако соотносится прежде всего с сыновним послушанием Иисуса.

Имя Сын Человеческий приобретает дополнительное значение, когда мы осознаем, что, несмотря на третью по счету позицию с точки зрения частотности его употребления в Новом Завете (вслед за Иисусом и Господом), оно занимает первое место (и с большим преимуществом!) среди имен, которыми Иисус предпочитал называть Себя Сам. Сын Человеческий – несомненно, излюбленное именование Иисусом Самого Себя.

Значение этого имени становится очевидным в связи с употреблением его Даниилом в Ветхом Завете (см. Даниил 7). Здесь имя Сын Человеческий явно соотносится с небесным существом, исполняющим функции всемирного Судии. В устах Иисуса оно отнюдь не свидетельствует о ложном самоуничижении; напротив, это – смелое притязание на божественные полномочия. К примеру, Иисус возглашает, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи (Марка 2:10) – что является прерогативой Бога, – а также есть господин и субботы (Марка 2:28).

  1. Logos. Ни одно из имен Иисуса не порождало более острого философского и богословского интереса в первые три столетия от Р.Х., нежели имя Logos. Оно составляло главный предмет внимания христологии в ранний период ее развития. Вступление к Евангелию от Иоанна является ключевым для понимания Logos с точки зрения христологии.

Иоанн пишет: «В начале было Слово (Logos), и Слово (Logos) было у Бога, и Слово (Logos) было Бог» (Иоанна 1:1). В этом великолепном отрывке одновременно проводится и различие между Logos и Богом («Слово было у Бога»), и отождествление Их («Слово было Бог»). Этот парадокс сильно повлиял на развитие учения о Троице, которое рассматривает Logos как вторую ее Ипостась, которая отличается от Отца в личностном отношении, но в отношении сущности едина с Ним.

То, что христианские философии стали рассматривать понятие logos как одно из имен Иисуса, вполне объяснимо. Хотя сам термин может быть переведен просто как «слово», за ним стоит целая история употребления его в качестве технического термина философии, что, разумеется, неизмеримо расширяет и обогащает его значение. Древних греков заботил смысл всего сущего, а потому они пребывали в поисках «высшей реальности» (метафизики). Их философы искали некий объединяющий фактор, некую силу, привносящую порядок и гармонию в широчайшее многообразие мироздания (космология). Они пытались найти nous (разум), существованием которого можно было бы объяснить вселенский порядок. Этой всеобъединяющей высшей реальности греки дали имя logos. Она обеспечивала связность, то есть «логику» действительности. Этой концепцией воспользовался Гераклит, а вслед за ним – философы-стоики, применявшие ее как некий абстрактный космический закон.

Несмотря на то, что сам термин logos несет, таким образом, дохристианскую нагрузку в виде философских идей Древней Греции, библейское его использование простирается гораздо шире. В книге Бытия 1:3 и далее говорится: «Сказал Бог... и стало так.»

Следовательно, творение началось Божьим словом. Есть, тем не менее, одно обстоятельство, благодаря которому концепция logos приобретает совершенно особое значение: в Новом Завете «logos» означает личность. Слово стало человеком, который жил в нашем мире и умер в нем.

Библейские стихи для размышления:

Бытие 1:1-2:3
Матфея 9:1-8
Матфея 16:13-21
Иоанна 1:1-18
Откровение 19:11-16

Основные выводы:

  1. Слово Христос (Мессия) означает «помазанник» и используется для обозначения роли Иисуса как Царя и одновременно Страждущего Раба. Мессия – наиболее часто употребляемый титул Иисуса.
  2. Господь – второй по частотности употребления титул Иисуса, соотносящийся с Его верховной властью как Владыки всего сущего.
  3. Сын Человеческий – имя, которым Иисус чаще всего называет Себя Самого. В первую очередь оно соотносится с ролью Иисуса как всемирного Судии.
  4. Имя Логос (Слово) обладает богатейшим наследием как древнееврейской, так и древнегреческой культуры. Иисус есть Логос – Творец вселенной, высшая реальность за пределами вселенной и неизменный ее Вседержитель.

Спрол, Р.Ч.

«Основные истины христианской веры». Одесса: «Содействие», 1994.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: