Святое преображение — это нечто гораздо большее, чем бесконечная борьба со своими грехами.

В категориях: Падая и поднимаясь,Преображаясь и возрастая

меняться

Как узнать, меняетесь ли вы

Чип Ингрэм

Я был христианином всего несколько месяцев. Я действительно ничего не знал о христианской жизни. Один каменщик, живший неподалеку от моего колледжа, взял меня под свое крыло. Он стал общаться со мной каждую неделю и учить, как жить со Христом. Он отличался сдержанностью, неспешностью и искренней любовью к людям. Я мог наблюдать за тем, как он относился к жене и детям (у него было четверо детей). В их браке и семье отражалась красота подлинных христианских взаимоотношений. Конечно, в чем-то они ошибались, чего-то не понимали. Но для меня они были незабываемым примером святого преображения.

В течение полутора или двух лет Дэйв учил меня читать и изучать Библию. Он помог мне выработать привычку заучивать наизусть два-три стиха в неделю. Он побуждал меня идти вперед, делясь своими собственными размышлениями и постоянно заучивая Писание. Он также познакомил меня с некоторыми классическими произведениями христианской литературы. Под его руководством я учился рассказывать о своей вере. Мы вместе посещали библейские занятия для мужчин, и я видел, как мой наставник, будучи простым рабочим, запросто общается с людьми самого разного социального положения и образовательного уровня. Всех их объединяла вера в Иисуса Христа и искренняя забота друг о друге.

Раньше мне никогда особо не нравилось ходить в церковь, но теперь я обнаружил, что по воскресеньям сам с охотой встаю и спешу на богослужение. Постепенно мое поведение начало меняться. Люди стали говорить мне о том, какой я замечательный христианин, ведь я вел себя очень правильно. Разумеется, они не знали (а я отнюдь не хотел им рассказывать) о борьбе, охватившей мое сердце. Никто не видел, как я мысленно сражаюсь с похотью — и постоянно проигрываю. Никто не видел моих ожесточенных схваток с завистью, злостью и жадностью, неизменно заканчивавшихся поражением. Со стороны я выглядел замечательно. Но за следующие два года я попал в духовную ловушку, из-за которой едва не разрушились мои отношения со Христом.

В истине о переменах есть некоторые стороны, которых мы часто не осознаем, и это может нам навредить. Действительно, очень важно и полезно читать Библию, молиться, участвовать в библейских занятиях, посещать церковь. Очень похвально избавляться от основных «видимых» грехов, таких как сквернословие или вспышки гнева. Но окружающие легко могут впасть в заблуждение, думая, что внутренне мы изменились так же, как и внешне. Святое преображение — это нечто гораздо большее, чем замена старых занятий новыми. Если вы не будете бдительны, то некоторые средства, способствующие преображению, могут превратиться в самоцель. Библия называет это «законничеством». Законники стремятся произвести впечатление праведных, тогда как их души раздираются греховными противоречиями. Наиболее жесткие слова Христа были обращены не к падшим грешникам, но к самоправедным религиозным деятелям, чья жизнь была заполнена обрядами и видимой набожностью, но сердца были далеки от Бога.

Первые два года моей жизни были заняты изучением Библии, запоминанием стихов и попытками стать «идеальным христианином». Меня все больше хвалили в студенческой христианской группе, ведь внешне я казался пылким, деятельным и глубоко духовным юношей, полностью посвященным Христу. Но за внешним рвением скрывались притворство, самоправедность и чувство вины. Когда я пропускал время пребывания наедине с Богом, меня охватывали тяжкие угрызения совести. Постепенно мои молитвы превратились в список нужд и просьб — я не мог лечь спать, не прочтя этот список от начала и до конца. Я не мог позволить себе пропустить служение в церкви — не потому что стремился быть с Богом, а потому что подсознательно хотел быть замеченным там. Я мысленно осуждал почти каждого христианина, который, как я считал, меньше делал для Бога, меньше делился верой или жертвовал меньше денег, чем я. Я понемногу утрачивал первоначальную радость и любовь ко Христу, становясь самоправедным религиозным фанатиком.

Не знаю, присуща ли вам эта тенденция, однако в наши дни таких людей часто считают очень духовными. Они проявляют гораздо больше рвения, чем большинство из нас, и не упускают случая это подчеркнуть. Их жизнь наполнена различными религиозными обязанностями, однако они очень редко наслаждаются жизнью с Богом. Зачастую они жалуются на упадок сил — результат сверхчеловеческих усилий, затраченных на дела служения. Но рядом с ними вы не ощущаете особой любви или радости. Именно таким христианином стал я.

Никогда не забуду тот день, когда Бог приоткрыл мне, насколько я удалился от подлинного преображения. Неподалеку от колледжа я встретил девушку, с которой очень подружился примерно три года назад. Она наблюдала за переменами в моей жизни, начиная с первых дней после моего обращения ко Христу, и заметила, что во мне остается все меньше неподдельных хороших качеств. Как сейчас помню то место, где мы «случайно» встретились. Это было на перемене, и мы остановились, чтобы поболтать. Рядом никого не было, и несколько минут весь двор, залитый осенним солнцем, принадлежал нам. После вежливых приветствий она посмотрела мне прямо в глаза и сказала слова, заставшие меня врасплох.

«Чип, — начала она, — помню, раньше ты был таким классным парнем. Когда мы познакомились, ты всегда радовался и заражал своей радостью других. Ты позволял людям ощутить, что они важны для тебя. С тобой было весело! Ты был первым верующим, на кого мне захотелось быть похожей!» Ее слова без промаха били по моей пустой духовной жизни. И тут она нанесла нокаутирующий удар: «Но ты изменился. О чем бы ни шла речь, ты всегда цитируешь Библию. Рядом с тобой я почему-то чувствую себя виноватой, плохой — как будто я не соответствую каким-то стандартам, твоим или Божьим. Не знаю, что с тобой произошло, но мне это не нравится!» Она не ожидала ответа, а у меня его и не было. Она развернулась и ушла, оставив меня одного в ярком солнечном свете. Но напоследок она сказала еще одно предложение: «Если это называется “быть посвященным христианином”, то вряд ли я захочу к вам присоединиться».

В тот момент я чувствовал себя так, будто Сам Бог продиктовал этой девушке, что нужно сказать, чтобы разбить в пух и прах мою раздутую самоправедность. Эта неверующая знакомая проявила ко мне искреннее участие и сыграла в моей жизни роль доброго ангела. Она была правдивым зеркалом, которое Бог поставил передо мной, когда я меньше всего этого ожидал, но больше всего в этом нуждался. К сожалению, когда она ушла, я начал мысленно оправдывать себя. Я подумал, что ее слова несправедливы и, возможно, вызваны завистью. Ведь она даже не верующая! Какое она имеет право судить о моей духовности? Что она понимает?

Я не мог так просто подчиниться истине, но не мог и вычеркнуть из памяти слова этой девушки. Ее разочарованность и честность сломили мою защиту. Я был вынужден признать, что она права, и моя радость куда-то подевалась. Я не слишком любил других. Когда лучи истины осветили мою жизнь, я увидел в ней только горы вины и тщетные усилия заслужить Божье благоволение своими делами. Я начал понимать, что одобрение других христиан стало для меня дешевым заменителем настоящей Божьей любви.

Я надеюсь, что у вас все было по-другому. Однако опыт подсказывает мне, что многие из читающих эти строки жили (или живут) так, как жил я эти два года. Вполне возможно, что вы в таком же положении, в каком был я. А может, вам встретился такой человек, как я, — и вы отвернулись от христианства, увидев, как пуста его религиозная жизнь. Как бы то ни было, у нас возникает фундаментальный вопрос относительно преображения. Как узнать, меняетесь ли вы на самом деле или просто совершаете какие-то «религиозные» действия? Иными словами, как измерить подлинную духовность? Предположим, мы искренне желаем уподобляться Христу и, с помощью Духа Божьего, постепенно становиться новым человеком. Как удостовериться, что мы делаем определенные успехи? Как убедиться хотя бы в том, что мы на верном пути?

Как замечательно, что в Писании Бог не замалчивает столь важные темы. Изучая Послание к Ефесянам (4:11-16), мы уже узнали, что первая часть этого фрагмента разъясняет Божью модель преображения: лидеры оснащают верующих, те служат, а все вместе мы возрастаем и уподобляемся Христу. Начиная с четырнадцатого стиха речь идет о том, как измерить наше духовное развитие. Заметьте, что говорит об этом Павел:

«Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» Ефесянам 4:14-16.

В этих трех стихах мы можем найти четыре отличительных признака духовного роста. Иными словами, Бог предлагает нам «лакмусовую бумажку» для проверки, действительно ли мы духовны. Насколько эти признаки нам свойственны, настолько мы духовно зрелые.

Первый признак духовной зрелости — доктринальная укорененность и стабильность.
Второй признак духовной зрелости — искренние взаимоотношения.
Третий признак духовной зрелости — полноценное участие в жизни тела Христова.
Четвертый признак духовной зрелости — возрастание в любви

Знаменательно, что эти признаки затрагивают не только внешнее поведение. Давайте не будем забывать слова Христа из Нагорной проповеди, гласящие, что наша праведность должна превзойти праведность книжников и фарисеев (Матфея 5:20). Иначе говоря, недостаточно быть задействованным в церкви, нести служение, знать Библию и навести порядок во внешних аспектах нашей жизни. Верующие, нравственные люди могут усердно стараться сделать все это, однако это не ведет их к преображению. Ведь мы говорим о перемене в сердце, которая вытекает из отношений любви со Христом, осуществляется по благодати и принимается верой. Итак, давайте рассмотрим четыре признака духовной зрелости и спросим себя, насколько изменилась наша жизнь.

Независимо от нашего духовного опыта и привычек, мы можем легко проверить, истинно ли мы следуем за Христом. Для этого нужно честно ответить на два простых вопроса: люблю ли я Бога больше, чем раньше, судя по моему послушанию (см. Иоанна 14:21)? Люблю ли я других более искренней любовью? Насколько уверенно мы можем ответить «да», настолько успешно проходят чудесные преобразования, осуществляемые в нашей жизни Святым Духом.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда уделяли время размышлению о вашем преображении в Иисуса Христа. Мы узнаем из Писания, что значит по-настоящему преображаться, — и это достаточно радикально! Мы знаем, что дело здесь не в посещении церкви, чтении Библии и внешней праведности. Святому преображению всегда сопутствуют четыре признака, степень развития которых можно измерить в любой момент. Мы говорим об этих признаках не для того, чтобы возложить на вас тяжелое бремя вины и самоуничижения. Также не следует использовать их для сравнения себя с другими верующими. Эти признаки проливают свет на нашу жизнь и помогают нам следовать побуждениям Духа Святого по мере того, как Он действует в нас и превращает нас в таких людей, какими мы хотим стать и какими видит нас Бог.

Из Послания к Ефесянам (4:11-16) мы узнали, что Бог горячо желает помочь нам прийти к той жизни, для которой Он нас спас. Он настолько этого жаждет, что одарил определенных людей сверхъестественной силой и дал четкие указания, чтобы те помогали нам достигать духовной зрелости. Бог не хочет, чтобы люди замечали, какие мы религиозные или как ревностно блюдем духовную дисциплину. Он хочет, чтобы, глядя на нашу жизнь, они говорили:

«Он был таким вспыльчивым, а сейчас стал добрым».
«Она была такой тщеславной и эгоистичной, но сейчас она изменилась».
«Раньше он был индивидуалистом, всех контролировал и во всем видел одни лишь недостатки. Но сейчас он стал другим человеком».
«Она была зависима от настроения других людей и всегда пыталась всем угодить — но она изменилась».
«Он был алкоголиком и наркоманом, а сейчас помогает другим вырваться из того плена, в котором раньше был сам».
«Она страдала нервным расстройством, но сейчас стала вполне уравновешенным человеком».

Можете ли вы представить, как нечто подобное говорят о вас? Он изменился. Она изменилась. Естественно, иногда мы будем допускать ошибки. Мы не станем совершенными, но мы изменимся — по-настоящему изменимся изнутри.

Почему? Потому что Бог желает развить в Своих детях все самое лучшее. Помня об этом, ответьте, пожалуйста, на очень важный вопрос: находитесь ли вы в той среде, где Бог может вас изменить? Если вы точно не знаете, советую вам серьезно отнестись к приведенному ниже тесту. Он поможет вам четко понять, в какой стадии духовной зрелости вы пребываете в данный момент. Он укажет на те области жизни, где вы «занимаете неверное положение» и поэтому не можете испытать все, чего желает для вас Бог.

Чип Ингрэм, Чудесная измененная жизнь, Переводчик: Надежда Бражник, Издательство: Путешествие по Библии, 208 стр. г.Киев, 2005г.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: