Моисеев завет – это знаменательный шаг человечества к принятию идеи спасения.

В категориях: Библия говорит,Комментарии

моисей

Моисеев завет менее совершенен, чем все последующие.

О. Палмер Робертсон,

Моисеев завет - менее зрелый этап реализации Божьих искупительных предначертаний, чем последующие заветы. Завет с Давидом и новый завет гораздо полнее являют Божью истину.

Божий завет с Давидом явно обладает превосходством перед Моисеевым в откровении закона. В частности, учреждение постоянной царской власти в Израиле означает важный шаг вперед в домостроительстве закона. Сам Моисей, возможно, воплощал в себе некоторые черты царственного представителя Господа завета. Но в Моисеево законодательство не был включен ни один постоянный принцип наследования престола. Когда завершился период лидерства Иисуса Навина, Израиль вступил в бурную эпоху судей. И только после заветного слова о доме Давидовом появилась некоторая уверенность в стабильности под властью Божией. С помазанием Давида на царство вершить закон в Израиле стал “муж по сердцу Божию.”

Перенесение Ковчега завета, престола Божия, на гору Сион в Иерусалиме также представляет собой шаг вперед по сравнению с предыдущими откровениями закона Божьего в Израиле. Если при Моисее святилище сопровождало народ Божий в его скитаниях, то сейчас для него было избрано постоянное местопребывание. При Давиде было установлено вечное Божье праведное правление.

Но еще решительнее следует подчеркнуть, что, являя роль закона Божьего в жизни заветного народа, Моисеев завет уступает в этом новому. Писание акцентирует внимание на том, что при новом завете появляется новое домостроительство закона Божия. При старом завете закон был дан народу в виде каменных скрижалей. Но нынешнее домостроительство завета решительно отличается от старого.

Описание нового завета в книге Иеремии сосредоточено на особенности этого нового образа действия Божьего закона:

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: “познайте Господа,” ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер. 31:33-34).

Особенность действия закона при новом завете заключается в его внутренней направленности. Идущее от сердца внутреннее стремление исполнить закон должно занять место внешних предписаний. Вследствие этого, говорит Иеремия, отпадет необходимость в овеществленном изложении воли Божией. Все будут знать Бога и все будут естественно повиноваться Его воле. Совершенно очевидно, что написанный на каменных скрижалях Моисеев завет несравним в славе с новым заветом.

При попытке полностью оценить значение этого пророческого слова Иеремии возникает несколько проблем. Как согласуется его утверждение с отрывками, которые связывают начертание закона в сердце с самим Моисеевым заветом?

Как соотнести утверждение Иеремии о том, что учить закону не будет необходимости, с реальным положением верующего ныне, при новом завете?

Такие вопросы напоминают о том, что не следует придавать чрезмерное значение ни связующему единству завета искупления, ни историческому разнообразию его домостроительств, поскольку и то, и другое важно в равной степени.

Жизненный опыт верующего в любую эпоху всегда непосредственно связан с той мерой откровения, которая была дарована в его время. Откровения Божии о Себе на протяжении веков можно рассматривать как “материал,” который Святой Дух использует, применяя блага искупления к жизни верующего. Поэтому чем полнее откровение, тем полнее жизненный опыт. Верующий при старом завете мог познать те же по сути реалии искупления, что и новозаветные верующие. Но более полное откровение предполагает, что и опыт избавления от греха и его последствий становится более глубоким и всесторонним.

С этой точки зрения и следует рассматривать вопросы, связанные с реальной новизной нового завета. Поскольку Христос пришел во плоти, степень откровения намного превысила все, известное из предшествующих эпох. Теперь, благодаря новозаветным книгам, в распоряжении Церкви всегда есть богодухновенные толкования великих благ, дарованных пришествием Христа. Более полное откровение, доступное сегодня, несет с собой более глубокое познание богатств искупительной благодати.

О. Палмер Робертсон,

Христос Божьих заветов, Copyright 1980, ISBN: 0-87552 - 418 – 4, Перевод Елены Богат, Редактор Елена Шустова.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: