Дела Святого Духа в Ветхом Завете.

В категориях: Библия говорит,Комментарии

дух

Миллард Эриксон

Дела Святого Духа представляют для христиан особый интерес, поскольку в основном именно через эту работу Духа Бог лично участвует и действует в жизни верующего. К тому же, в последнее время этот аспект учения о Святом Духе стал предметом серьезных разногласий. В центре полемики находятся некоторые из особенно впечатляющих Его даров. Но вопрос об этих особых дарах слишком узок, чтобы мы могли использовать его в качестве основы для обсуждения всей темы. Ибо работа Духа - тема обширная, охватывающая множество областей исследования. Вопросы же, являющиеся предметом упомянутой полемики, следует рассматривать на фоне более общего представления о работе Духа.

Дела Святого Духа в Ветхом Завете

Изучение дел Святого Духа в целом мы начнем с рассмотрения Его служения в Ветхом Завете. В Ветхом Завете часто бывает трудно точно определить, где именно речь идет о Святом Духе, так как он отражает ранние стадии прогрессивного откровения. Фактически здесь редко используется термин "Святой Дух", обычное выражение - "Дух Божий".

Следует иметь в виду, что еврейский язык - это конкретный язык с относительно небольшим количеством прилагательных. Там, где в английском языке мы употребляем имя существительное с прилагательным, в еврейском чаще всего используются два существительных, одно из которых в родительном падеже1285. Например, там, где по-английски мы сказали бы "праведный человек", в еврейском - мы обычно встречаем выражение "человек праведности". Аналогичным образом, в большинстве случаев, когда в Ветхом Завете упоминается третье Лицо Троицы, используется выражение, состоящее из двух существительных - Дух и Бог. Из такой конструкции не следует с очевидностью, что речь идет об особом лице. Выражение "Дух Божий" вполне можно было бы понять как относящееся просто к воле, уму или деятельности Бога. Но в нескольких случаях Новый Завет ясно указывает, что слова Ветхого Завета о "Духе Божием" относятся к Святому Духу. Одно из самых известных подобных мест в Новом Завете - Деян. 2:16-21, Где Петр объясняет, что случившееся в день Пятидесятницы есть исполнение слов пророка Иоиля: "Изолью от Духа Моего на всякую плоть" (Иоиль 2:28). События Пятидесятницы были, несомненно, и исполнением обещанного Иисусом: "Но вы примете силу, когда сойдет на нас Дух Святый" (Деян. 1:8). Короче говоря, выражение Ветхого Завета "Дух Божий" - это синоним имени Святого Духа.

Есть несколько основных сфер деятельности Святого Духа в ветхозаветные времена. Прежде всего, это творение. В рассказе о творении мы встречаем упоминание о присутствии и деятельности Святого Духа: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). Духу приписывается и продолжающаяся деятельность Божья в сотворенном мире. Иов говорит: "От духа Его - великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона" (Иов 26:13). Исайя уповает на излияние Духа в будущем как на время расцвета в сотворенном мире: опустошение и заброшенность будут царить до тех пор, "доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом" (Ис. 32:15).

Другой важнейшей сферой деятельности Духа является наделение даром пророчества и создание Писания1288. Пророки Ветхого Завета свидетельствовали, что их речи и писания были результатом сошествия на них Духа. Самый ясный пример показывает Иезекииль: "И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне" (Иез. 2:2; ср. 8:3; 11:1, 24). Дух входил даже в таких неподходящих и непривлекательных людей, как Валаам (Чис. 24:2). В качестве знамения, доказывающего, что Саул - помазанник Божий, на него явно сошел Дух, и он пророчествовал (1 Цар. 10:6, 10). Свидетельство пророков об этом событии подтвердил Петр: "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1:21). Кроме того, книга Деяний содержит свидетельство о том, что Святой Дух говорил устами Давида (Деян. 1:16; 4:25). Поскольку Писание создавалось Святым Духом, о нем можно говорить, как о "богодухновенном" - 2 Тим. 3:16).

Еще один вид деятельности Святого Духа, описанный в Ветхом Завете, заключался в наделении некоторых людей определенными способностями и мастерством, необходимыми для выполнения различных задач. Например, мы читаем, что при назначении Веселиила на работу по сооружению скинии и созданию всех ее принадлежностей Бог говорит: "И Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни и резать дерево для всякого дела" (Исх. 31:3-5). Остается неясным, обладал ли Веселиил и ранее всем этим набором способностей и умений или же они были дарованы ему для выполнения данной конкретной работы. Равным образом неясно и то, продолжал ли он обладать ими впоследствии. Аналогичный дар Духа был послан, когда Зоровавель заново построил храм после вавилонского плена: "Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф" (Зах. 4:6).

Управленческие способности также, по-видимому, представляют собой дар Духа. Даже фараон признавал присутствие Духа в Иосифе: "И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?" (Быт. 41:38). Когда Моисею понадобилась помощь в руководстве народом Израиля, часть Духа была взята от него и отдана другим: "И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали" (Чис. 11:25). Здесь дар управления и руководства сопровождался даром пророчества или включал его. Хотя и нет полной ясности в вопросе о том, была ли особым образом связана с деятельностью Духа Божьего способность Иисуса Навина руководить людьми, намек на нечто подобное все же делается: "И Иисус, сын Навив, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею" (Вт. 34:9).

Во времена судей Израилевых проявления силы Святого Духа и Его даров в руководстве народом были особенно впечатляющими1290. Это было время, когда руководство народом израильским было очень слабым, многое же из того, что в этом отношении делалось, исполнялось людьми, которых мы сейчас назвали бы харизматическими лидерами. О Гофонииле говорится: "На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема" (Суд. 3:10). Сходным образом описывается и призвание Гедеона: "И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним " (Суд. 6:34). Следует отметить, что работа Святого Духа во времена судей в значительной мере заключалась в наделении умением воевать. На Гофонииле был Дух, а он вышел на войну. На Гедеоне был Дух Господень, и он, получив подтверждение и обретя уверенность, что Израиль будет спасен его рукой, начал войну. Его воины при этом действовали необычайно успешно, что совершенно не соответствовало их числу.

Аналогичным образом, и Самсон, когда на него сошел Дух, преисполнился необычайной силы и оказался способным совершать поистине сверхъестественные подвиги: "И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, "вял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку" (Суд. 14:19).

Дух также наделял особыми способностями и первых царей Израиля. Мы уже отмечали, что Саул пророчествовал, когда на него сошел Дух (1 Цар. 10:10). Помазание Давида также сопровождалось сошествием на него Духа Божьего: "И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде о того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму" (1 Цар. 16:13).

Проявления Духа, однако, можно видеть не только в ситуациях, связанных с какими-то драматическими событиями. В дополнение к таким проявлениям, как качества, необходимые для руководства народом и героического ведения войны, Его присутствие выражалось и в духовной жизни Израиля. В этой связи о Нем говорится как о "благом Духе". Ездра напоминает израильтянам о заботе, проявленной в отношении их предков в пустыне: "И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их" (Неем. 9:20). Псалмопевец умоляет Бога: "Дух Твой благий да ведет меня в землю правды" (Пс. 142:10). Благость Духа можно видеть также и в тех двух случаях, когда о Нем говорится как о Святом Духе. В каждом из этих случаев святость Божья противопоставляется греховности человеческих действий. Прося об очищении от грехов, о том, чтобы все беззакония его были изглажены, Давид молится: "Духа Твоего Святого не отними от меня " (Пс. 50:13). А Исайя говорит о людях, которые "возмутились и огорчили Духа Святого Его [Господнего]" (Ис. 63:10).

Свойства благости и святости Духа становятся, однако, еще более ясными и очевидными в свете выполняемой Им работы и ее результатов. Согласно описанию, Он производит страх Господень и окажется Духом праведности и истины в предрекаемом Мессии (Ис. 11:2-5). Когда изольется Дух (Ис. 32:15), результатом будут истина, правосудие и мир (Ис. 32:16- 20). Излияние Духа вызывает преданность Господу (Ис. 44:3-5). В Иез. 36:26-28, отрывке, предвосхищающем учение Нового Завета о духовном возрождении, говорится, что, когда человек получает от Бога Его Дух, это сопровождается полны" выполнением заповедей и уставов Божьих и обретением нового сердца.

Приведенные выше места Ветхого Завета дают описание Святого Духа как источника нравственных и духовных качеств святости и благости в том человеке, на которого Он нисходят или в которой пребывает. Следует, однако, отметить, что, хотя в некоторых случаях внутренняя работа Святого Духа является, скорее всего, постоянной, в других случаях - например; в тех, которые описаны в книге Судей, - Его присутствие, по- видимому, бывает временным, связанным с той конкретной деятельностью или тем конкретным служением, которые необходимы в данном случае.

Свидетельства Ветхого Завета о Святом Духе содержат предсказания о наступлении такого времени, когда служение Духа будет более полным.

Частично это связывается с приходом Мессии, в Котором Дух должен пребывать совершенно необычным образом и в необычайной степени. Мы уже указывали на Ис.11:1-5. К аналогичным местам Ветхого Завета относятся Ис. 42:1-4 и 61:1-3 ("Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам - открытие темницы..."). Иисус цитирует начальные стихи Ис. 61 и указывает, что теперь они исполняются в Нем (Лк. 4:18-21). Имеется, однако, и более общее обетование, которое не ограничивается только Мессией. Оно содержится в Иоиля 2:28-29: "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего". В день Пятидесятницы Петр процитировал это пророчество, заметив, что теперь оно исполнилось.

Миллард Эриксон, Христианское богословие. Издательство: Библия для всех, 2009, стр.1088. С-Петербург.

Мир в Боге.ру  

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: