Строительство первого храма Господня – Бог поселяется в Иерусалиме.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

храм4

Орит Каштан

Десять мер красоты было отпущено миру; девять - Иерусалиму, и одна - остальному миру.     Вавилонский талмуд, трактат Кидушин, 49-2.

Наряду с полученным ранее статусом царского города, Иерусалим утвердился как крупномасштабный международный торговый центр, застроенный великолепными зданиями, а также - из-за своего месторасположения - стал шумным и многолюдным центром, где сходились многие дороги. Иерусалим, ставший государственным и религиозным центром управления, притягивал к себе больше и больше новых жителей - сведущих в управлении и культовых служителей. Общая площадь Иерусалима в дни Давида составляла 60 дунамов (1 дунам = 1,000 м2), а число жителей города достигало 1500 человек. В дни правления Соломона Иерусалим увеличился до размера 150 дунамов, а число жителей возросло до 4000 человек.

Соломон жил по-царски, ни в чём себе не отказывая. В 3-й Книге Царств мы читаем о роскошной жизни в его дворце, о богатых вещах, принадлежащих ему, о великолепном царском троне, сделанном из слоновой кости, на котором он восседал, о сосудах из чистого золота, которыми пользовались в его доме: "...из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что" (3 Цар. 10:21). Большинство великолепных строений, как и сам царский дворец, воздвигнутые с восточной стороны города Давида, использовались как символ возвышения царского рода. Величие царского дома подтверждается также тем фактом, что строительство длилось на протяжении тринадцати лет, и, читая описание этого дворца, мы видим, что его масштабы были в четыре раза больше размеров Иерусалимского Храма. Рядом с царским домом был построен дворец для дочери фараона (3 Цар. 7, 10).

Но наиболее примечательным был сам Иерусалимский Храм, строительство которого продолжалось семь лет. Соломон строил этот Храм между 964-м и 958 г.г. до Р.Х., на самой вершине горы Мориа. О горе Мориа мы читаем в 22 главе книги Бытия - в рассказе о том, как Авраам приносил в жертву Богу своего сына Исаака. Из второй книги Паралипоменон 3:1 мы видим, что на горе Мориа находилось гумно Орны Иевусеянина: "И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме, на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина". Итак, Соломон воздвигает Первый Храм на горе Мориа, там, где ранее находился жертвенник, поставленный на месте гумна Орны Иевусеянина - там же, где происходило принесение в жертву Исаака.

Первый Храм просуществовал на протяжении примерно трёхсот семидесяти лет. Подробное его описание мы находим в третьей книге Царств - в 5-7 главах, а также во второй книге Паралипоменон в 3-й главе. Описание в третьей книге Царств составлено очень точно, с техническими и архитектурными подробностями: представлены общие размеры здания, подробно описываются внутренние палаты, способ постройки, внутренняя отделка помещений и покрытие дверей, и, наконец, перечислены все предметы для служения в храме.

Когда мы пытаемся восстановить план Первого Храма, необходимо помнить о том, что он был частью большого архитектурного комплекса, воздвигнутого царём Соломоном на Храмовой горе восточнее города Давида и южнее Храма. В него входили: сам Храм; царский дом и дом дочери фараона; строение из ливанского кедра, которое, очевидно, использовалось в качестве склада; тронный зал (он использовался в качестве зала суда), где находился царский трон, а также парадный зал. Таким был весь комплекс строений, который священник Амасия назвал "святыней царя и домом царским" (Ам. 7:13).

Храм строили около 180 тысяч рабочих на протяжении 7,5 лет. Он был построен по образцу скинии Моисея, но значительно превосходил её по размерам. Первый Храм представлял собой прямоугольное здание 30 м длиной, 10 м шириной и 15 м высотой. Вход был обращён к Масличной горе (на восток). Здание было воздвигнуто на платформе высотой около девяти футов (Иез. 41:8). К ней вела лестница из десяти ступеней, а по бокам её находились две свободно стоявшие колонны, известные как Иахин (стоящий прямо) и Воаз (лёгкий) (3 Цар. 7:21). Внутренняя часть храма была разделена на три основных части: притвор (или улам), чертог - святилище и давир Храма - Святое святых, где находился ковчег Завета.

Зал использовался как притвор, отделяющий "образ небесного" от мирского. Между притвором и двором были только двери, без завесы. К зданию храма с трёх сторон - северной, южной и западной - примыкало трёхэтажное каменное здание, имевшее множество комнат. В каждой комнате было по одному окну, закрытому решёткой.

Наиважнейшими местами в Храме были чертог и Святое святых. Судя по описанию размеров Храма - чертог являлся центральным местом.

День и ночь светильник освещал помещение святилища, в то время, как в давире всегда было темно. Здесь, в чертоге, ближе к завесе, находился золотой алтарь - жертвенник, на котором воскуряли фимиам и ладан; десять золотых столов для хлебов предложения, а также десять золотых семисвечни- ков. По пяти светильников и по пяти столов стояло с каждой стороны у входа в Храм. Горящие свечи освещали фасад Храма.

Значение и функции давира определяют предметы, находивихся в нём. Здесь стоял ковчег с двумя каменными скрижалями Завета, которые положил туда Моисей. Эти предметы являлись символом святости храма. Здесь находились также два херувима. Они были сделаны из масличного дерева и покрыты золотом. Лица их были обращены к святилищу, а крылья были простёрты над ковчегом, покрывая его сверху. Вторыми своими крыльями херувимы касались стен давира. Высота херувимов была пять метров, а ширина их распростёртых крыльев - десять метров. В день открытия Храма "внесли священники ковчег Завета Господня на место его, в давир Храма, во Святое святых, под крылья херувимов" (3 Цар. 8:6).

Способы строительства Храма и применявшиеся материалы

В описании Храма в Священных Писаниях упоминается два основных строительных материала: камень и дерево. Массивные стены были выложены из камня: "камней дорогих" и "обделанных". Из ливанских лесов привозились обтёсанные стволы деревьев. В строительстве использовалось три вида древесины: кедр, кипарис и масличное дерево. Кедровые доски использовались для покрытия стен и потолков, а доски кипариса - для покрытия полов (они более стойкие). Масличное же дерево использовалось для резьбы по дереву, как, например, на дверях у входа в Храм; на дверях, ведущих в давир - с пятиугольными косяками и резными херувимами и изображением пальм и распускающихся цветов. Вся резьба затем покрывалась чистым золотом.

Никогда ранее строительство не велось так, как строительство Храма: "на строение употребляемы были обтёсанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в Храме при строении его" (3 Цар. 6:7).

Одновременно с работами по заготовке камня и древесины, под руководством Хирама Тирянина - человека "умного, имеющего знания...умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы" (2 Пар. 2:13-14) - велись работы по изготовлению утвари для храма.

Перед открытием Храма ковчег Завета Господня был внесён в Святое святых. Священный хор, в сопровождении различных музыкальных инструментов, воспел хвалу Богу. И, в то время, когда дворы Храма наполнились голосами хвалы, - облако славы Божьей наполнило Храм, как когда-то скинию в пустыне. На церемонии открытия царь Соломон (а не первосвященник, как это было принято), произнёс молитву и благословил народ. Эта церемония символизировала весь путь служения Господу в Израиле, начиная с выхода из Египта и до времён Соломона.

«Милость и Истина», №4.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: