Воскресение Иисуса: факты и вера.

В категориях: Библия говорит,Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу,Трудные места

воскрес1

Джон Дрейн.

В Новом Завете перечислены несколько широко известных фактов, которые подтверждают воскресение Иисуса. Какие выводы можно из них сделать?

Во-первых, три замечания общего характера:

■        Нет сведений о том, чтобы Иисус являлся кому-либо вне круга Своих последователей, хотя это не исключено. Авторы Евангелий обращались к особой группе читателей — к христианам или к тем, кто уже был в достаточной мере заинтересован христианской верой и хотел узнать о ней больше. В таком контексте первостепенной задачей Евангелий было описать, что происходило, когда ученики встречались с живым Иисусом.

■        Свидетельства о том, что некто появлялся в запертой комнате и исчезал из нее, совершенно не похожи на те, с которыми историки привыкли иметь дело. Но это не значит, что такое свидетельство следует отмести лишь потому, что оно не укладывается в привычные рамки.

■        Тот факт, что Мария Магдалина, двое, возвращавшиеся в Эммаус, ученики на лодке в Галилейском море не узнают Иисуса, хотя они хорошо знали Его и видели всего за несколько дней до этого, говорит о том, что физический облик Иисуса изменился настолько, что любому свидетелю, дающему показания, пришлось бы нелегко.

Что же можно сказать на основании этих разнородных данных? Совершенно ясно, что ранняя Церковь верила в Воскресение Иисуса.

Ученики и их последователи знали, что после распятия их Господина произошло нечто, что изменило их жизнь, и они объясняли эту перемену тем, что Иисус воскрес из мертвых. Но одно дело рассуждать о «вере в Воскресение», и другое дело говорить о возможности «факта Воскресения», как о чем-то вероятном. Очевидно, что-то должно было произойти, что может быть названо «фактом Воскресения», который и породил у учеников «веру в Воскресение». Что это за факт? Необязательно начинать с реального возвращения к жизни физического тела Иисуса. Нетрудно подумать и о другом объяснении.

«Факт Воскресения» был субъективным опытом

Естественная реакция на свидетельства о Воскресении — счесть так называемые «явления Воскресшего» чисто субъективным переживанием. Набожные люди вправе называть их видениями, но для психологов это галлюцинации. Если бы мы могли допустить, что это так, вопрос был бы решен. Но не все так просто.

■        Пустая гробница — при том, что ни друзья, ни враги не обнаружили тело Иисуса, и это настойчиво подчеркивается в Евангелиях, — этот факт нуждается в объяснении. И римляне, и религиозная оппозиция были очень заинтересованы в том, чтобы найти и предъявить тело Иисуса, потому что, благодаря этому, с христианским движением было бы покончено раз и навсегда. Следовательно, нет оснований полагать, что кто-то из врагов спрятал тело. С другой стороны, ученики готовы были отдать свою жизнь, свидетельствуя о том, что Иисус жив. Многие из их числа были зверски убиты, в том числе Петр и другие из ближайшего круга друзей Иисуса, которых как раз и можно было бы заподозрить в похищении тела. Но ведь невероятно, немыслимо, чтобы люди шли на подобные мучения, зная при этом, что сами спрятали тело Иисуса.

■        Если личный опыт Петра или Иакова можно было бы считать субъективным, а в явлении толпе из 500 учеников видеть массовую галлюцинацию, то такого рода события, как встреча по пути в Эммаус, где нет никакого нервного возбуждения и два путника лишь постепенно узнают присоединившегося к ним прохожего, очень похожи на достоверные события. Утверждения, что к воскресшему Иисусу можно было прикоснуться, что Он ел вместе с учениками, что дунул на них, говорят о том, что ученики были убеждены: они вступили в контакт с реальным физическим телом, это не было видением.

■ Павел в отличие от других учеников имел опыт того, что можно назвать «психическим состоянием»: он пишет о мистических видениях и откровениях, которые получал при различных обстоятельствах (1 Коринфянам 14:18; 2 Коринфянам 12:1-13). Но то, что произошло по пути в Дамаск, он относит к совершенно иной категории реальности. Для него это нечто совершенно другое, его встречу с Иисусом можно приравнивать к явлениям Воскресшего ученикам. Все сообщения описывают встречи с воскресшим Иисусом как уникальный опыт — не чисто субъективный, как, например, сновидения, но и не безусловно объективный, а как некое сочетание того и другого.

«Сад гробницы». Хотя, безусловно, это не то место, где был похоронен Иисус, но оно дает представление о том, как могли выглядеть подобные захоронения

«Факт Воскресения» придуман богословами

Высказывалось также мнение, что «вера в Воскресение» возникла потому, что ученики имели на это какую-то богословскую причину. Так, они верили в то, что Иисус — Божий Мессия, поэтому кто-то счел естественным, что Мессия должен воскреснуть. Но такое объяснение ставит больше вопросов, чем разрешает.

■        Ни в одном из источников нет утверждений, что Мессия должен был воскреснуть из мертвых. Напротив, ожидалось, что Мессия перебьет всех своих врагов, а если он сам будет страдать и умрет, то, значит, он не Мессия.

■        Ветхий Завет крайне отрицательно относится к идее воскресения и многие евреи попросту не верили в то, что это возможно. По-видимому, ученики (по крайней мере, в начале служения Иисуса) ничего об этом не знали (Марка 9:9-10).

■        Если вера в Воскресение каким-то образом может проистекать из толкования ветхозаветных чаяний, трудно понять, почему в рассказах о Воскресении совершенно отсутствуют цитаты из Писания. Этим они разительно отличаются от рассказов о распятии, где таких намеков очень много. Кроме того, в еврейской традиции не было устойчивого представления о посмертном бытии и тем более о том, каким оно представлялось.

«Факт Воскресения» — позднейшее верование

Было также предположение, что вера в Воскресение получила широкое распространение позднее, когда христиане вынуждены были покинуть Иерусалим во время еврейского восстания против римлян (66—70 гг. н.э.). До тех пор они регулярно собирались для богослужения у гробницы Иисуса. Но что было делать, когда вход в город им был закрыт? И тогда они якобы сочинили историю о пустой гробнице, чтобы объяснить, почему они не обязаны поклоняться там.

Поклонение усыпальницам героев — общераспространенный обычай. Он существовал в эпоху Иисуса (см. Матфея 23:29), и в последующие века паломники-христиане посещали традиционное место погребения Иисуса — Церковь Воскресения или же другое, так же освященное традицией место — так называемый «Сад гробницы». Но утверждать, что прекращение такой практики в I веке привело к вере в Воскресение — это уж слишком! Во-первых, нет свидетельств того, что кто-либо вплоть до IV века вообще проявлял интерес к месту, где был погребен Иисус. Кроме того, о вере в Воскресение свидетельствует Павел в 1 Послании Коринфянам, написанном, по крайней мере, за десять лет до 66 г. н.э. К тому времени, скорее всего, было одно Евангелие, а евангельские рассказы, в свою очередь, основываются на преданиях, восходящих к самым первым дням становления Церкви. Бессмысленно считать веру в Воскресение каким-то позднейшим порождением. Христиане как раз не почитали гробницу Иисуса, потому что верили, что она пуста, и верили в это с самого начала.

Время от времени для объяснения факта Воскресения предлагаются еще более изобретательные гипотезы. Но все имеющиеся свидетельства говорят о том, что факт Воскресения — как бы ни истолковывать его в умозрительных категориях — это реальное историческое событие. Ни одна другая гипотеза не имеет такого количества подтверждений.

Джон Дрейн.

Путеводитель по Новому Завету. Пер. с англ. / Джон Дрейн — М: Триада, 2007. — 620 с. John Drane. Introducing the New Testament by Lion Publishing pic, Oxford, England.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: