Захваченную вермахтом картину Поленова Германия, наконец возвращает в Россию.

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

картина

Картина Василия Поленова вернулась на родину.

Олег Никифоров

26 сентября в рамках публичной церемонии в Художественном музее города Киля в Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник была возвращена картина Василия Поленова «Пруд с вётлами». Её передала директору музея-заповедника Елизавете Липовенко директор Художественного музея города Киля Анетте Хюш.

Созданная в 1881 году картина «Пруд с вётлами» в августе 1943 года была вывезена германским вермахтом в неизвестном направлении вместе с другими коллекционными предметами из местного музея. В 1959 году она попала на рынок произведений искусства. В 1986 году картину вместе с 12 другими полотнами русских и польских художников XIX столетия приобрёл при содействии Культурного фонда земли Шлезвиг-Гольштейн тогдашний директор Художественного музея города Киля. С 2015 года Художественный музей города Киля систематически проверяет свои фонды в рамках одного из поддерживаемых Германским центром по вопросам утраченных культурных ценностей проектов с целью идентификации в своей коллекции предметов культурного назначения, украденных во времена национал-социализма.

Во время таких исследований возникло подозрение, что картина Поленова может быть одним из предметов искусства, неправомерно перемещённых во время войны. В ходе тесного обмена информацией между Художественным музеем города Киля, Германо-российским диалогом музеев и Таганрогским государственным литературным и историко-архитектурным музеем- заповедником были сведены воедино результаты исследований истории утери этого произведения искусства и подтверждена его идентичность. По случаю возвращения картины посол Германии в РФ Рюдигер фон Фрич заявил: «Неправомерно перемещённые культурные ценности должны быть возвращены законным владельцам или их правопреемникам. Федеральное правительство строго придерживается этого положения международного права. Возвращением России картины Василия Поленова «Пруд с вётлами» мы в то же время хотим исправить беззаконие, ответственность за которое несёт германская сторона».

В последние годы Германия, в частности, приступила к поиску таких произведений искусства с помощью базы данных «Lost Art», однако в систематическом плане это крупнейшее в XX веке похищение художественных произведений не расследовалось. Для госминистра по делам культуры и СМИ Моники Грюттерс Германский центр регистрации утраченных культурных ценностей (ГЦРУКЦ) – это еще один «шаг на пути к исследованию организованного на государственном уровне похищения произведений искусства в период нацистской диктатуры». Центр создан фондом, советом которого руководит Моника Грюттерс. Германия не может допустить, отмечает она, чтобы в фондах музеев, архивов и библиотек находились произведения искусства, на которые падает подозрение, что они были похищены нацистами. ГЦРУКЦ, начавший свою работу в январе 2015 г., призван консультировать и поддерживать государственные учреждения в деле поиска похищенных нацистами произведений искусства.

Должно быть разработано также предложение для частных коллекционеров и музеев. Благодаря организованному фондом центру в Магдебурге федеральное правительство намерено и дальше расширять изучение вопроса о происхождении того или иного произведения искусства. На национальном и международном уровнях ГЦРУКЦ должен стать центральным контактным партнером в Германии по всем вопросам, связанным с так называемыми «Вашингтонскими принципами» 1998 г. – и с германским Совместным заявлением 1999 г. В обоих соглашениях Германия и другие государства взяли на себя обязательства идентифицировать и возвращать законным владельцам произведения искусства, конфискованные или похищенные национал-социалистами.

"Независимая газета", 30.09.2017.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: