От Творца к человеку в потоке откровений идет благодать и любовь, достоинство и свобода.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Движение все – но цель еще лучше,Личность, обращенная к Богу,Преображаясь и возрастая

ново

Виллем ван Гемерен

Образ Божий

Человек, как и все остальные существа созданный Богом, отличается от других творений своим подобием Богу. Человек - это плоть и дух (Бытие 2:7; Малахия 2:15). Образ Божий в человеке слагается из даров, которыми Царь наделил Свое творение, избранное Им для того, чтобы править землей и пребывать с Ним в общении. Образ Божий в человеке предполагает ответственность перед Творцом (о чем свидетельствуют заповеди - см. Бытие 1:28; 2:16-17), достоинство (источником которого является Божье царственное величие и могущество) и способность править под бдящим оком Творца. Достоинство человека проявляется во взаимоотношениях его с Творцом и сотворенным миром. Царственное достоинство человека, заключающееся в том, что он призван править творением и способен благотворно воздействовать на него, вызывает у псалмопевца изумление:

"Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями.

Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!" (Псалтирь 8:6-10)

Подобие людей Богу проявляется еще и в том, что им даны способности общаться, оказывать влияние, проявлять власть и заботу; эти способности также свидетельствуют о славе Творца. Человек - во всей полноте телесной и духовной жизни, во всех творческих проявлениях своего бытия — является носителем образа Божьего. Бог, однако, разделил людей на два пола - мужской и женский62. В этом разделении коренится потребность в общении, дружбе и вообще в человеческих взаимоотношениях. В единении мужского и женского может родиться полнота бытия и личности:

"И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа" (Бытие 2:23).

То обстоятельство, что человек при сотворении был уподоблен Богу, имело глубокие последствия для истории искупления. Для того чтобы пребывать в общении с Богом, человек должен быть подобен Богу и жить по заповедям Царства Его. Жизнь человека перед лицом Божьим есть проявление завета ("завет" здесь следует понимать как отношения между двумя или большим числом сторон). Поскольку Бог определил условия и характер этих отношений, смысл жизни человека и благополучие его заключается в том, чтобы пребывать в отношениях завета с Богом. Слова Исайи о верности Бога Своему завету, - важнейший "комментарий" к первой и второй главам книги Бытие. Пророк использует слова из контекста творения ("образовать", "устроить", "сотворить") не только в применении к Божьим творческим деяниям, но также и для описания Божьего избрания Израиля, явленной этому народу благодати, любви и верности64. Таким образом, слова, имеющие отношение к сотворению мира, служат также для описания отношений завета.

Надежда человечества

Несовершенство сотворенного мира и, в особенности, человека, влечет за собой вопрос: что же теперь? Повествование о сотворении мира не заканчивается с созданием первых людей и далее с учреждением Субботы. Определенные обстоятельства, упомянутые в Бытии, главы 1 и 2, служат указанием на дальнейшее развитие событий. Сотворение мира и его цель связаны такой реалией человеческого бытия, как возможность. О незавершенности свидетельствует то обстоятельство, что Бог не освятил творение. "Слова «хорошо» и «хорошо весьма» в повествовании о творении были неверно истолкованы: некоторые пришли к заключению о том, будто использование их свидетельствует о совершенстве творения; однако ["хороший"] это не одно и то же, что и "совершенный"; "хороший" значит "соответствующий цели". В приложении к сотворенному миру это означало то, что он был пригоден для общения Бога и человека".

Эдемский сад - это прообраз мира, который пребывал в замыслах Божьих,- мира возрожденного, обновленного. Таким образом, история искупления начинается с "вершины" (творения) с тем, чтобы завершиться на "вершине" же (новом творении). Новое творение лучше прежнего, потому что оно будет совершенным и святым, и еще потому, что в нем будет Сам Бог Отец и Господь Иисус Христос (Откровение 21:22). В этом мире не будет страдания, греха и даже возможности такового; это будет мир искупленных, чьи тела облекутся в славу. Поэтому мы должны видеть в Иисусе Христе смысл и назначение Божьего творения. По словам Беркхофа, Он есть "образ бытия, который суждено принять творению". Его искупительный труд - от Вочеловечения и до Воскресения - не был случайностью; он также не был вызван "острой необходимостью" исправить творение, которое "неожиданно" впало в грех. Этот труд пребывал в замыслах Божьих, когда Он творил мир. Творение, таким образом, -   это начало, пролог истории искупления.

Бог вменил в обязанность Адаму и Еве веру и покорность. Они были не вправе проявлять самодовольство и беспечность. Он повелел им хранить верность Ему и уповать на то, что в свое время Он подаст им жизнь и знание. Дерево познания добра и зла и дерево жизни были эсхатологическими символами надежды. Надежда - это проявление веры, которая гласит: "В будущем творение должно обрести совершенство и стать обителью нового человека, который будет уподоблен образу прославленного Христа".

История искупления - это процесс, в ходе которого Бог очищает мир и, действием Сына Своего, готовит его к участию в Своей славе, премудрости и царствии:

"И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Откровение 5:9-10).

Поэтому сотворенный мир не является местом, которое не благоприятно для жизни человека, а человек не брошен на произвол слепых космических сил. Не самореализация и не уход от мира ведет человека к совершенству, а жизнь в согласии с Творцом и творением. Таким образом, смысл жизни человека состоит в том, чтобы жить перед лицом Божьим в согласии с Его откровением 8.

Итак, рассказ о творении не завершен. Ему свойственна открытость для будущего (т.е. в нем неявно присутствует эсхатологическое измерение), и в нем выражена надежда на то, что творение, включая человека, достигнет совершенства и будет освящено. Нарекутся ли люди святыми? Войдут ли они в покой Божий? Как они воспримут запрет есть от дерева познания добра и зла? Вкусят ли они от дерева жизни? Поистине, "слово о начале мира предвосхищает слово о конце его".

Бог проявляет внимание ко всем Своим творениям, поскольку все они - дело Его руки. Его нельзя уподобить крупному землевладельцу, который не находит времени, чтобы посетить принадлежащие ему угодья. Отличительными особенностями Его правления являются щедрость, премудрость, любовь и верность. Он создал мир для Своих детей и приготовил его для них. Рассматривая повествование о творении в искупительно­исторической проекции, можно сказать, что Бог создал мир для Своего народа, который будет облагодетельствован присутствием Божьим на новой земле. Таким образом, главы книги Бытие, посвященные сотворению мира, помогают нам лучше понять смысл блаженного упования на Мессию и на верность Божью, на то, что в конце времен Он восстановит все сущее. Бог будет совершать Свой замысел до тех пор, пока все не станет святым и совершенным. Со времен творения дети Божьи получали преизобильные благословения Его, среди которых - неизменная Его любовь, обладание образом Божьим и обетования о том, что верующих ждет славное будущее, поскольку Бог - их Творец и Искупитель. Вплоть до благословенного завершения искупительного замысла Своего Бог будет ниспосылать детям Своим эти блага. История искупления будет продолжаться до того времени, когда Божье присутствие откроется в полноте, а творение достигнет совершенства.

Таким образом, первый период истории искупления, "Гармония творения", свидетельствует:

о славе, премудрости, силе и верности Творца;
о великолепии и многообразии Божьего творения как отражении божественных совершенств;
о достоинстве человека (мужчины и женщины), созданного по образу Божьему в славе, премудрости, силе и верности;
о порядке и гармонии во вселенной: на небесах, управляемых небесными телами, и на земле, подчиненной человеку, который призван править ею от имени Божьего;
о том, что творение, которому было предназначено служить к славе Божьей и для блага человека, было благим и угодным Богу;
о том, что порядок во вселенной был учрежден Словом Божьим и что люди должны были строить свою жизнь в согласии с божественным порядком, по Слову Божьему;
о надежде на то, что люди будут пользоваться благами освященного творения, ибо Господь, освятивший Субботу, определил освятить и людей и ввести их, обновленных и освященных, в Свой покой. Эта надежда имеет своим источником искупительный замысел Божий в Иисусе Христе.

literator.org

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: