Служение милосердия – это очень по-русски.

В категориях: Верующий в обществе – границы возможного и допустимого,Личное освящение - свеча, зажженная во тьме,Христианин и общество

милосерд

милосердДля кого это работа на репутацию, а для кого – это духовное возрастание.

Елена Новоселова

На визитных карточках российских адвокатов, психологов и даже продюсеров все чаще появляется значок pro bono - в переводе с латинского "ради общественного блага". Он означает, что обладатель визитки причастен к новой социальной инновации - оказывать профессиональные услуги бесплатно. Бухгалтеры работают на дворовую детскую секцию, психологи консультируют многодетных, опытные фотографы помогают приютам найти животным новых хозяев...

По данным ФОМ, 38 процентам россиян доводилось оказывать безвозмездные профессиональные услуги. И 23 процента ими пользовались. Социологи опросили полторы тысячи человек, среди которых владельцы крупных, средних и мелких компаний из 100 городов и сел в 46 субъектах России.

Драйверами pro bono стали юристы из США и Великобритании. Их лидерство связано со спецификой англосаксонского права, где отсутствует понятие "социального государства" и помогать неплатежеспособным гражданам приходится частным компаниям. Однако, следуя аналитическому отчету ФОМ, в России чаще бесплатно работают не юристы (они на втором месте), а медики. Третье место занимают специалисты в области образования и тренингов, за ними следуют те, кто оказывает психологические услуги. Потом, кто пишет и редактирует тексты, делает переводы, создает рекламу, работает дизайнером и в сфере информационных технологий, делает различные проекты.

К волонтерам pro bono, безусловно, относится директор проектов ФОМ Лариса Паутова - соавтор социологического исследования о профессиональных волонтерах России, который социологи сделали бесплатно.

Лариса, насколько этот западный тренд о социальной ответственности компаний и предпринимателей популярен в нашей стране?

Лариса Паутова: Это пока социальные и бизнес-инновации. Поэтому говорить о том, что это широкомасштабное явление, сложно. Что называется модно, но не массово. Впрочем, это очень хорошее начало. В последние годы количество компаний, особенно из тех, кто занимается консалтингом, юридическими и аудиторскими услугами, растет. В первую очередь, внимание pro bono уделяют фирмы, которые следят за тем, что происходит в мире, и стремятся развиваться во всех отношениях. Как правило, они начинают с программ интеллектуального волонтерства.

Насколько это русское явление?

Лариса Паутова: Несмотря на лидерство западных стран, pro bono - это абсолютно по-русски. Помните дореволюционные практики "хождения в народ". Что такое земские врачи и учителя, как не люди, которые и бесплатно помогали? А в Советском Союзе опыт профессионального волонтерства использовало, к примеру, общество "Знание", сделав его частью идеологической системы. Профессионалы бесплатно читали лекции, занимаясь просвещением. Я хорошо помню, как моя мама в этой струе читала лекции о культуре речи, а папа - о космосе.

А с чем связана нынешняя мода на pro bono?

Лариса Паутова: С активностью глобальных компаний, для которых важен кодекс социальной ответственности. У каждой крупной фирмы эти нормативы свои. Поэтому лидеры этого движения объединились в Национальный совет по корпоративному волонтерству.

Среди предпринимателей средней руки есть приверженцы что-то делать бесплатно?

Лариса Паутова: Конечно. Мы познакомились, к примеру, с Марией Черных из дизайн-бюро "Верстак". Ребята решили, что им интересно оказывать бесплатные услуги. Это и способ продвижения, и самоутверждения, и самореализации.

Какие мотивы бесплатно работать могут быть в обществе потребления?

Лариса Паутова: Мотивы у всех, конечно, разные. Начнем с самых простых. Студенты совершенствуются в своей специальности. Кто-то четко просчитывает, что это имиджевые проекты. Есть момент карьерный. В резюме сейчас принято упоминать не только про ежедневные занятия спортом, но и свои волонтерские истории. А значит, и участие в pro bono. Это работает на репутацию. Рынок сейчас устроен очень плотно, компаниям и отдельным предпринимателям нужно продвигать себя, а профессиональное волонтерство - конечно, бонус в деловой среде. Это значит, ты можешь себе это позволить, ты передовой.

В резюме сейчас принято упоминать свои волонтерские истории. А значит, и участие в pro bono. Это работает на имидж и репутацию.

Есть и такой момент. В отличие от обычного волонтерства, когда юрист или психолог моет полы в доме престарелых или помогает купить памперсы для дома малютки, pro bono помощь требует от профессионала гораздо большей ответственности. Вот тут еще один важный мотив - ощущать себя профессионалом: "Мне доверяют. Меня попросили, выдвинули оказать pro bono услугу". Это желание работать бесплатно приходит тогда, когда начинаешь понимать, что всех денег не заработаешь, хочется что-то делать для окружения.

Как социальные ноу-хау, подобные pro bono, характеризуют общество?

Лариса Паутова: Они говорят о том, что гражданский климат, чтобы там ни говорили, улучшается. Хотя проблем в этой области много. Люди наши не доверяют таким "бессребреникам". Законодательно не прописаны нормы pro bono. Новое явление требует внимания и помощи юристов.

Лариса, а в чем был ваш интерес работать бесплатно?

Лариса Паутова: Мне было почетно. Это ведь так здорово, когда в тебе нуждаются.

«Российская газета» - Федеральный выпуск №7416 (250).

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: