Суверенная власть Бога действует через проповедь Его Слова, раскрытие и разъяснение Его откровения.

В категориях: Наставь и научи,Слово Божье к человеку

пропове

Проповедь – это главный инструмент, с помощью которого Бог формирует Свой народ по мере того, как Святой Дух сопровождает Слово.

Альберт Молер

Христос и сегодня пребывает среди Своего народа через проповедь. Но часто они пусты и легковесны, повествуют, но не учат. Если в христианском поклонении центральное место занимает проповедь, то о какой проповеди идет речь?

Тот факт, что огромное количество современных проповедей едва ли имеет какой бы то ни было вес, красноречиво выявляет поверхностность сегодняшнего христианства, вынося ему обвинительное заключение. Когда служение за кафедрой не имеет веса и внутреннего стержня, церковь оказывается отлученной от Слова Божьего, в результате чего мгновенно утрачивает свое здоровье и верность.

Многие евангельские верующие попались на уговоры приверженцев тематической проповеди и просто повествований. В результате, в угоду требованиям законам повествований, прямые библейские призывы и декларации теряют свою силу, а построение и облик Библии размывается тематическими измышлениями. Во многих проповедях, если и вспоминают о Библии, она служит там лишь как источник хлестких фраз или подходящих историй.

Тон в проповедях современных евангельских церквей слишком часто задают те, кто предлагает терапевтическое решение проблем, стоящих перед сегодняшним обществом. В них преобладают вопросы, как помочь самому себе, а прихожане церквей ожидают услышать простые ответы на свои сложные вопросы. Более того, постмодернизм требует, чтобы в культуре царил интеллектуальный подход, поэтому, даже если проповедник не принимает безоговорочно посыл об относительности учения, обыватель считает, что последнее слово в главных жизненных вопросах, от мировоззрения до стиля жизни, остается за ним.

Настоящая христианская проповедь несет в себе авторитет и призыв к решениям, чего больше нигде в обществе невозможно встретить. Твердая христианская истина выступает разительным контрастом с немощными притязаниями постмодернизма. К сожалению, у многих христиан пропала жажда к серьезной проповеди. Вместо нее они предпочитают восхищаться сами собой, и такое самовосхваление приветствуется с кафедры.

Одним из первых шагов на пути к возрождению подлинной христианской проповеди должно стать определение того, что конкретно мы подразумеваем, когда называем подлинную проповедь разъяснительной, или «раскрывающей». Многие проповедники называют себя открывателями. Но зачастую это означает, что проповедник предполагает наличие какого-то библейского текста, независимо от того, как далеко этот текст оторван от сути самой проповеди.

Предлагаю следующее определение разъяснительной проповеди в качестве отправного пункта:

Разъяснительная проповедь – это вид христианской проповеди, главная цель которой состоит в том, чтобы представить и применить текст из Библии. Все другие цели и соображения подчинены основной цели представить библейский текст. Библейский текст – это Слово Божье, поэтому он имеет право утверждать как суть, так и структуру проповеди. Настоящее раскрытие происходит тогда, когда проповедник формулирует значение и практический призыв библейского текста и разъясняет, как Слово Божье устанавливает сущность и мировоззрение народа Божьего – Церкви.

Разъяснительная проповедь начинается с решимости проповедника представить церкви и объяснить текст Библии. Этот изначальный пункт стал поводом к разделению в современной гомилетике, потому что многие проповедники почему-то решили, что начинать следует с человеческой проблемы или вопроса, а затем переходить к библейскому тексту. Напротив, разъяснительная проповедь начинается с текста, а затем развивается на основе текста, чтобы применить истину в жизни верующего. Если такая решимость и посвящение не видны с самого начала, то в результате получится что угодно, но не разъяснительная проповедь.

Разъяснительная проповедь начинается с решимости проповедника представить церкви и объяснить текст Библии. Разъяснительная проповедь начинается с текста.

Начиная подготовку к проповеди и восходя за кафедру, проповедник всегда имеет множество забот и приоритетов. Многие из этих забот сами по себе вполне законны и важны. Однако, если он хочет, чтобы на проповеди происходила экспозиция Слова Божьего, все эти посторонние заботы должны быть подчинены несокращаемому минимуму, главной задаче – объяснению и изложению библейского текста.

Разъяснительная проповедь неизбежно приводит проповедника к выполнению серьезной работы: экзегезы текста. Если он собирается разъяснить текст, прежде он должен его изучить. Он должен уделить не один час изучению и исследованию, необходимому для понимания текста. Кроме времени, пастор должен посвятить большую часть своих физических и умственных сил, чтобы верно разобрать и преподать Слово истины (2 Тимофею 2:15). В подлинной экспозиции нет обходных путей. Открыватель – не путешественник, по возвращении из путешествия рассказывающий о своих приключениях. Это проводник, ведущий аудиторию по тексту и обучающий ее искусству изучения Библии и ее толкования, в своей проповеди показывая личный пример применения этих дисциплин.

Пастор должен посвятить большую часть своих физических и умственных сил, чтобы верно разобрать и преподать Слово истины (2 Тимофею 2:15).

Более того, настоящий проповедник, привержен не только содержанию, но и форме библейского текста, принимая его как безошибочное и непогрешимое Божье Слово, задуманное и надиктованное самим Богом. Господь говорил через людей-авторов библейских книг, которые были вдохновлены Святым Духом. И каждый библейский литературный жанр требует, чтобы проповедник уделял особое внимание тексту с целью, чтобы текст формировал проповедь. Слишком много проповедников обращаются к библейскому тексту, пытаясь втиснуть его в форму своей проповеди, имея при этом лишь ограниченное количество инструментов. Несомненно, форма проповеди у разных проповедников будет отличаться, так же, как она будет отличаться в зависимости от текста. Но подлинная экспозиция требует, чтобы именно текст определял не только содержание, но и форму проповеди.

Проповедник восходит за кафедру, чтобы исполнить главную цель: изложить основную суть и значение библейского текста. Для этого ему следует провести историческое исследование, выявить литературный жанр, а затем верно применить analogia fidei (аналогию веры), чтобы Писание толковало Писание. Кроме того, проповедник должен отвергнуть популярное сегодня мнение, что то, что текст означал раньше, вовсе не значит, что и сегодня он означает то же самое. Слово Божье пребывает вечно, и если это действительно так, то оно означает то же, что и означало раньше, и применимо в любом поколении.

Выявив и изложив значение текста, проповедник должен переходить к применению. Применение в жизни библейской истины – необходимая задача разъяснительной проповеди. Но применение должно быть следствием усердного и дисциплинированного труда по изучению самого текста. Т. Х. Л. Паркер дает такое описание проповеди: «Разъяснительная проповедь состоит из разъяснения и применения библейского отрывка. Если там нет разъяснения, это не разъяснительная проповедь, если нет применения, это не проповедь вообще».

Применение результатов раскрытия и разъяснения истин Божьего откровения абсолютно необходимо, но в нем таится и серьезная опасность. Главная опасность в применении заключается в том, что проповедник может поверить, что он может или должен манипулировать сердцем человека. Ответственность проповедника – изложить вечное библейское Слово. Но лишь Святой Дух может применить его в сердце человека, и только Он может открыть ему глаза и уши для понимания и принятия истин, заключенных в тексте.

Если в проповеди нет разъяснения, это не разъяснительная проповедь, если нет применения, это не проповедь вообще.

Любая проповедь ставит слушателя перед неизбежным выбором. Мы либо послушны, либо непослушны Слову Божьему. Суверенная власть Бога действует через проповедь Его Слова, чтобы требовать от Его народа послушания, в котором бы верующие утешались. Проповедь – это главный инструмент, с помощью которого Бог формирует Свой народ по мере того, как Святой Дух сопровождает Слово. Мы не должны забывать слова деятелей Реформации о том, что Христос пребывает среди Своего народа через проповедь.

propovedi.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: