Россия на пути к международным стандартам защиты потребителя.

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

КАЧЕСТВО 2

Культура потребления это – прежде всего защита прав потребителей.

Анна Попова, глава Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор представил правительству план мероприятий по стратегии в области защиты прав потребителей. Он находится в стадии активного обсуждения с другими органами власти, бизнес-сообществом и общественными организациями в сфере защиты прав потребителей. Кстати, это стратегии в области защиты прав потребителей — реализация новых руководящих принципов Организации Объединенных Наций, принятых в 2015 году.

Мы сегодня, наверное, первая страна, которая уже имеет утвержденную правительством системную программу действий, как двигаться дальше в сфере защиты прав потребителей. Этого требует время. Первый закон России в этой области принят в 1992 году, мир с тех пор категорически изменился.

25 лет назад не было столь широкого спектра товаров, массового использования мобильных телефонов и интернета. Все услуги оказывались при прямом контакте продавца и покупателя, и предложение услуг было несоизмеримо меньше. Впервые за четверть века развития национальной системы защиты прав потребителей у ее участников появился официальный документ, определяющий основные приоритеты на ближайшее десятилетие.

Первый важный блок — защита прав уязвимых групп населения. Это дети, инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья и люди пожилого возраста. Второй принципиальный момент — содействие просвещению и образованию потребителей для борьбы с недобросовестными практиками, в том числе в трансграничной коммерции. Важно совершенствовать законодательство о защите прав потребителей с учетом норм международного права.

Наконец, по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и цифровой экономики в целом требуется изменение законодательства и реализация иных мер, которые обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении электронных сделок и дистанционных покупок.

Дети

Сегодня появились проблемы с защитой детей-потребителей. Дети всё активнее совершают покупки дистанционно, через интернет. Это раньше ребенку нужно было дойти до магазина, а родители могли потом прийти и выяснить отношения с продавцом. Практически каждый школьник имеет мобильный телефон, может совершить любую сделку, которая доступна ему через этот телефон. И та сторона, которая сделку или услугу предлагает, не спрашивает, сколько ему лет. Даже если она спросит, всё равно подлинную информацию может не получить.

Таким образом, дети вовлечены в экономические процессы весьма активно. Мы знаем очень много примеров, когда их обманывают, вынуждают покупать какие-то игрушки, тратить неправомерно деньги. Иногда дети имеют какие-то долговые обязательства — родители вдруг случайно узнают, что на этом телефоне висит значительный долг, потому что ребенок играл, покупал элементы игры.

Для защиты детей требуется специальное регулирование, которое мы сегодня и разрабатываем. Должна быть более высокая ответственность для тех, кто обманывает детей.

Инвалиды

Наши инвалиды нуждаются и в дополнительной защите. К сожалению, в России и многих других странах людям с ограниченными возможностями здоровья нередко отказывают в той или иной услуге. Ровно потому, что они отличаются от остальных. Это неправильно. Не может человек с ограниченными возможностями не попасть в какое-то торговое учреждение, или развлекательное, или на борт самолета только потому, что он не так передвигается, не так выглядит.

Необходимы изменения законодательства, которые будут способствовать реализации принципа защиты социально уязвимых категорий потребителей как слабой стороны экономических отношений. Поэтому Роспотребнадзор продолжит последовательную работу по созданию для социально уязвимых групп граждан максимально комфортной и безопасной потребительской среды.

Анна Ивушкина, Евгения Перцева.

"Известия", 11 декабря 2017.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: