Святой Дух как Наш Учитель, Просветитель и Наставник.

В категориях: Движение все – но цель еще лучше,Преображаясь и возрастая

ДС

Миллард Эриксон,

В трех главах евангелия Иоанна раскрывается непрерывное, продолжающееся служение Святого Духа в жизни верующего, служение, которое Иисус подробно описал в Его обращении к ученикам (Ин. 14 - 16). Здесь Иисус предсказывает пришествие Святого Духа (Ин. 14:16, 26; 15:26; 16:7, 13). В некоторых местах Иисус говорит, что Сам пошлет Духа от Отца (Ин. 15:26; 16:7). В начальной же части Своей речи к ученикам Он говорит, что Отец пошлет Духа во имя Его, Иисуса (Ин. 14:16, 26). В конце Он просто говорит о приходе Святого Духа (Ин. 16:13). Но самым первым и главным Его служением для верующих Христос называет обучение, наставление, просвещение и просветление в Слове Божьем.

В чем конкретно это проявляется:

  1. Святой Дух будет учить верующих всему и напоминать им все, что говорил Иисус (Ин. 14:26).
  2. Святой Дух будет свидетельствовать об Иисусе. Ученики тоже будут свидетельствовать об Иисусе, потому что они были с Ним сначала (Ин. 15:26-27).
  3. Святой Дух обличит мир о грехе, о правде и о суде (Ин. 16:8). Это конкретное слово «обличать» подразумевает такие упреки, которые вызывают осознание собственной греховности, в отличие от слова «прекословить» и «упрекать», которое может указывать просто па незаслуженный (Мф. 16:22) или безрезультатный (Лк. 23:40) упрек.
  4. Святой Дух наставит верующих на всякую истину. Он не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит (Ин. 16:13). При этом Он также прославит Иисуса (Ин. 16:14).

Обратите особое внимание на определение Святого Духа как Духа истины (Ин. 14:17). В пересказе Иоанном слов Иисуса Святой Дух называется не истинным Духом, а Духом истины. Возможно, это всего лишь буквальный перевод с арамейского языка на греческий, но, скорее всего, это означает, что сама природа Духа - истина. Он - Тот, Кто сообщает истину. Мир не может Его принять, то есть - просто получить, в отличие от первого Утешителя (Иисуса) - принять с готовностью), потому что не видит Его и не знает Его. С другой стороны, верующие знают Его (Духа истины), ибо Он с ними пребывает и в них будет. (Вопрос о том, стоит последний глагол в Ин. 14:17 в будущем или в настоящем времени, вызывает споры. Слово "будет", по смыслу всего послания о будущем Утешителе, кажется более уместным, чем глагол "есть".

Подведем итог описанию роли Духа в Ин. 14 - 16. Он наставляет на истину, напоминает слова Иисуса, говоря не от Себя, но то, что слышит, приводит верующего к осознанию греха и свидетельствует о Христе. Таким образом, Его действие определенно связано с божественной истиной. Но что именно это означает? Создается впечатление, что это не новое служение и не добавление новой, ранее неизвестной истины. Скорее, действие Святого Духа связано с истиной, уже данной в откровении. Таким образом, служение Святого Духа включает в себя разъяснение истины, донесение веры, убеждение и приведение к осознанию греха, но не новое откровение.

Однако следует понимать этот текст как относящийся ко всей церкви на протяжении всех периодов ее существования или же это учение о действии Святого Духа относится только к христианам, которые были современниками Иисуса, к Его ученикам? Если принять последнюю точку зрения, то наставление верующих Духом на всякую истину имеет отношение только к ученикам, к их роли в создании Библии, а не означает какого-либо непрерывного, продолжающегося и далее служения. Очевидно, что первоначально это учение было дано группе учеников, которые физически окружали Иисуса. В некоторых стихах это обстоятельство ясно обозначено (например, Ин. 14:8-11). Однако достаточных оснований для такого толкования слов Иисуса нет. Действительно, некоторые из возвещаемых здесь учений (например, в Ин. 14:1-7; 15:1-7) излагаются и в других местах Библии. Очевидно, что они предназначались не только непосредственным слушателям, ибо включают обещания, о которых церковь напоминала, и заповеди, которые она принимала на протяжении всего времени ее существования. Разумно и логично сделать вывод, что учения о служении Духа предназначены также и для нас.

Содержащееся в Ин. 14-16 учение о наставлении верующих Духом на всякую истину можно найти и в других местах Библии. В частности, Павел отмечает, что благовествование первоначально пришло к фессалоникийцам в Святом Духе. Павел говорит, что оно было у них не в слове только; пришло также "и в силе и во Святом Духе" (1 Фес. 1:5). Когда фессалоникийцы получили слово Божье, они приняли его не как слово человеческое, но как оно есть, то есть как слово Божье (1 Фес. 2:13). Активное, действенное принятие послания в отличие от простого, равнодушного его получения понимается как действие Святого Духа. Кроме того, Павел молится (Еф. 3:14- 19), чтобы ефесяне утвердились Духом во внутреннем человеке и чтобы они могли постигнуть и уразуметь любовь Христову, которая превосходит разумение. Здесь подразумевается, что Святой Дух даст ефесянам такое понимание любви Христовой, которое превосходит обычное знание.

Миллард Эриксон, Христианское богословие. Издательство «Библия для всех», 2009, стр.1088. С-Петербург.

 

 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: