Представители «Нового взгляда на Павла» утверждают, что нам необходим новый взгляд на оправдание верою.

В категориях: Библия говорит,Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу,Трудные места

пав

Критический обзор.

Симон Газеркоул.

Возьмите любой недавно опубликованный библейский комментарий или учебник по богословию, и вы прочитаете о таком явлении как «Новый взгляд на Павла». На протяжении десятилетий семинарии с повышенным интересом обсуждали вопрос, как новые аспекты понимания иудаизма (периода Второго Храма) влияют на наше восприятие богословия Павла. По мнению некоторых сторонников «Нового взгляда», реформаторы XVI столетия направили протестантов на неправильный путь понимания чрезвычайно важного учения об оправдании.

Как следствие, «Новый взгляд на Павла» вызвал серьезные разногласия. Лигон Дункан, бывший модератор деноминации Пресвитерианской церкви в Америке, сказал, что «богословие «Нового взгляда» подрывает уверенность верующих в вопросе сущности евангельской вести». В июне Генеральная ассамблея Пресвитерианской церкви Америки заявила, что сторонникам «Нового взгляда» необходимо уведомить пресвитерии, членами которых они являются, о своих воззрениях, так как они не соответствуют Вестминстерским стандартам.

Н. Т. Райт, ведущий богослов «Нового взгляда на Павла», неоднократно отвечал на критику в свой адрес. В 2004 году в беседе с Д. Г. Данном (который создал термин «Новый взгляд на Павла») Н. Т. Райт обвинил своих критиков в создании веб-сайтов, где они «…крайне грубо отзываются о двух мужчинах, сидящих на этой сцене (то есть о Райте и Дане), заявляя, будто бы они предали Павла и отреклись от истинного реформатского учения об оправдании по вере…».

По нашему мнению, в концепции «Нового взгляда на Павла» можно указать несколько аспектов, которые ошибочны.

  1. Нам необходимо обратить внимание на настойчивое утверждение к Е. П. Сандерса, согласно которому иудаизм времен Павла не рассматривал спасение как нечто заслуженное или обретенное посредством послушания закону. Вне сомнений, протестантские богословы ранее преувеличивали данный факт. Однако нельзя сказать, что они полностью ошибались в этом вопросе. Согласно документам времен апостола Павла, некоторые иудеи верили, что послушание закону будет вознаграждено в последний день спасением. Например: «Человек, поступающий праведно, запасает (накапливает, собирает) себе жизнь с Господом» (Псалмы Соломоновы, приблизительно 50 гг. до Р.Х.). «Чудеса, однако, будут в свое время явлены тем, кто спасен посредством своих деяний» (2 книга Варуха, около 100 г. от Р.Х.). Таких примеров достаточно. Понимание оправдания Павлом имеет смысл лишь в контексте критики соблюдения закона как средства обретения вечной жизни (см. Рим. 3:20). Кроме того, многие современники Павла верили, что соблюдение закона возможно и без радикального вмешательства Бога.

С другой стороны, Павел считал, что спасение невозможно без потрясающих событий Креста, Воскресения и Пятидесятницы. Как было отмечено ранее, соблюдение закона, согласно Сандерсу, заключается лишь в вопросе о том, как именно люди пребывают в завете, который Бог заключил ранее. Однако для Павла послушание не было пустой формальностью, для этого необходимо было, чтобы Бог совершил величественные деяния.

  1. Действительно ли Павел главным образом думал об обрезании, соблюдении Шабата и законах о кошерной пище, употребляя выражение «дела закона»? На мой взгляд (который разделяет ряд других исследователей), Павел сосредотачивает внимание на соблюдении закона во всей полноте. Дела закона подразумевают исполнение закона – во всей полноте. Таким образом, суть вопроса относительно дел закона заключается не так в иудейской идентичности, как в способности израильтян, как людей, исполнять весь закон. Мы еще вернемся к данному вопросу позднее.
  2. Критика «индивидуалистического» прочтения Павла способна выплеснуть вместе с водой и ребенка. Некоторые представители «Нового взгляда» стремятся оградить нас от индивидуалистического понимания оправдания. Рассматривая веру как явление, охватывающее все культуры, доступное как иудеям, так и язычникам, эти исследователи смещают акцент с личного обращения на общую картину Божьих деяний в истории спасения. Однако мы не можем отрицать существование в богословии Павла таких тем как обращение и личная вера. Они жизненно важны. Церковь представляет собой не некую безликую массу людей, а собрание личностей. Вера, согласно Павлу, выражается посредством личностей (напр., Рим. 4:5; 12:3; Гал. 2:20), а также является характерной чертой общин (напр., Рим. 1:8; Кол. 1:4). Личная и общинная вера - не чуждые друг другу понятия.
  3. Следующая тенденция «Нового взгляда»: склонность смешивать содержание оправдания с его применением. Верно утверждение, согласно которому оправдание верой подразумевает включение язычников в число народа Божьего. Однако крайне важно понять, что ключевое значение оправдания по вере выражается в том, что верующим, несмотря на их грехи, вменяется праведность пред Богом. В таком случае, мы можем говорить о пределах оправдания, которые охватывают всех верующих из всякого языка, племени и народа. К сожалению, при неосторожном использовании акцент на включении в завет в качестве основной составляющей оправдания может привести к двум неверным выводам.
  4. Взгляд, согласно которому оправдание, главным образом, заключается во включении язычников в число Божьего народа, может привести к преуменьшению (умалению) значимости греха. При таком подходе к оправданию можно упустить из виду чрезвычайно важное ударение, сделанное Павлом на том, как именно грешники становятся праведными. Один ведущий исследователь Нового Завета объяснил свой взгляд на оправдание следующим образом. Оправдание – это строительство Богом дополнительной комнаты в доме для язычников. Однако такой подход не учитывает тот факт, что израильтяне, как и язычники, являются грешниками и нуждаются в оправдании.
  5. Так как при обсуждении вопроса оправдания в некоторых случаях ударение делается на включении в завет, терпимости и экуменизме, существует опасность недооценки важности доктринальной ясности. В одном недавно изданном толковании на Послание к Римлянам подчеркивается важность взаимной открытости, как ключа к пониманию этой работы. Показательно то, что толкователь рассматривает Рим. 16:17-20 как позднюю вставку, так как данный текст подчеркивает важность доктринального наставления и удаления от еретиков. Однако Павел настаивает на том, что единство и учение не являются взаимно исключающими понятиями. Истинное единство достигается не ценой уступок в сфере учения, а образуется вокруг основополагающих истин Евангелия.

Нам вновь необходимо напомнить о том, что «Новый взгляд на Павла» не выступает единым фронтом. Как следствие, выдвинутые ранее критические замечания нельзя применить к каждому отдельно взятому представителю данного направления. Однако эти критические замечания представляют собой общие тенденции, которые следует иметь в виду при изучении «Нового взгляда».

Каменные сердца нуждаются в оправдании

Следует отметить, что одного лишь рассмотрения работ, посвященных богословию Павла, недостаточно. Нам также необходимо понять, что Святое Писание говорит об оправдании.

«Бог оправдывает!» (В английском переводе (дословно): «Бог есть Оправдатель!»), Рим. 8:33. Триединый Бог по великой любви послал Сына в этот мир, дабы Он умер как заместительная жертва. На этом основании Бог оправдывает верующих (Рим. 5:1-11). Но что происходит в процессе оправдания?  Само слово «оправдание» истолковывается по-разному. Поэтому, будет полезным рассмотреть библейские тексты, которые объясняют значение данного выражения. Апостол Павел заимствует это выражение из Ветхого Завета, в особенности из текста Быт. 15:6: «Ибо, что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3, прямая ссылка на Быт. 15:6).

В Ветхом Завете «праведностью» называется положение, которое получает израильтянин при неукоснительном соблюдении требований закона, «и в этом будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам» (Втор.6:25). Однако трагедия завета заключается в том, что, несмотря на славный Божий дар искупления и Тору, израильтяне зачастую вели себя как язычники. Будучи жестоковыйными людьми с каменными сердцами, они восставали против Бога. Израильтяне так и не заняли положения праведности, которое было бы даровано им, если бы они жили в соответствии с идеалом заповеди, изложенной во Второзаконии.

Однако это положение праведности является именно тем, что было даровано верующим во Христа. Несмотря на то, что эти бывшие идолопоклонники променяли славу Бога и подавляли истину неправдою, Бог, тем не менее, провозглашает их праведными. Бог называет их людьми, которые исполнили пред лицем Его все, что Он повелел.  Выражение «пред лицем Господа, Бога нашего» (Втор. 6:25) имеет серьезное значение. Оправдание, в котором вменяется нам праведность, представляет собой как юридическое провозглашение нашего положения, так и утверждение о наших отношениях с Богом. Люди-грешники объявлены Богом таковыми, кто исполнил все, что Он заповедал.

Это оправдание, ставшее возможным благодаря кресту Христа, означает, что нам не следует тревожиться перед лицом Бога (в присутствии Бога). Нет ничего, что может стать преградой между оправданным человеком и вечным благословением жизни с Богом во время Судного дня.  Выражение «Бог есть Оправдатель!» (Рим. 8:33)  –  это ответ Павла на вопрос:  возможно ли, чтобы кто-либо выдвинул обвинения против избранных Божиих. Конечно же, нет! Павел, несомненно, в данном случае ссылается на великое свидетельство пророка Исаии о Боге:

«Близок оправдывающий Меня: Кто хочет состязаться со Мною? Станем вместе. Кто хочет судиться со Мною?пусть подойдет ко Мне. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их»

(Ис.50:8,9).

Статья опубликована на сайте Christianity Today («Христианство сегодня») 8/10/2007.

reformed.org.ua  

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: