Грешный я человек: между плотью и духом.

В категориях: Падая и поднимаясь,Преображаясь и возрастая

плоть

Спрол Р.Ч.

В современной церкви существует множество разночтений по поводу таких библейских понятий, как плоть и дух.

С одной стороны, церковь, как и прежде, борется против древнегреческой философской идеи, утверждающей, что любая физическая сущность в определенной степени порочна. Некоторые вследствие этого предполагают, что христианская жизнь – это нечто сугубо духовное, не имеющее ничего общего с нашим телесным существованием. Иные пользуются этим, чтобы объявить все плотские функции – включая утоление голода, жажды и половых инстинктов – греховными. Другие полагают, что тело вообще ничего не значит, и впадают в самообман, считая, что могут делать со своим телом все, что угодно, – лишь бы душа оставалась здоровой. Обе эти позиции самым серьезным образом искажают библейское учение о том, что тело и дух одинаково важны и в равной степени требуют как напитания, так и заботы.

Другая проблема возникает, когда проводится чересчур резкое разграничение между «плотскими» и «исполненными Духа» христианами. Люди в этом случае подразделяются на три категории: (1) плотские не-христиане; (2) плотские христиане и (3) исполненные Духа христиане. Но если мы рассматриваем плотского христианина как человека, начисто лишенного присутствия Святого Духа и преданного утехам плотской жизни, стало быть, речь в данном случае идет вообще не о христианине. Человек может во всеуслышание объявлять себя христианином, но при этом оставаться всецело поглощенным земными, практическими интересами и делами, тем самым доказывая ложность собственного утверждения. Абсолютно плотский христианин – это смысловой нонсенс, логическая несообразность.

Каждый христианин исполнен Духа Святого. Эта «исполненность» может быть большей или меньшей, в зависимости от того, насколько тот или иной христианин податлив Духу. Дух же Святой пребывает во всех христианах.

Апостол Павел упоминает о борьбе или внутреннем конфликте между плотью и духом, – конфликте, знакомом каждому верующему. Говоря об этом, Павел не учит дуализму, то есть врожденной дисгармонии между телом и душой. Описываемый им конфликт не может быть сведен к простой борьбе между физическими желаниями или потребностями с одной стороны и духовной добродетелью – с другой. Эта борьба происходит на гораздо более глубоком уровне.

Слово «плоть» (sarx) иногда употребляется в Новом Завете как синоним слова «тело» (soma). И все же, когда это слово явно противопоставляется духу (pneuma), оно чаще обозначает не физическое тело, а нечто иное. Обыкновенно слово плоть соотносится с извращенной природой падшего человечества. Когда мы возродились Духом Святым и стали новыми тварями во Христе, власть нашей извращенной природы (плоти) оказалась низвержена, но не уничтожена.

Поскольку освящение – это процесс, который длится всю жизнь, христиане, стремясь возрасти в Духе и благодати, ежедневно и ежечасно вовлечены в борьбу со своей прежней природой. Прежняя личность отмирает, по мере того как новая личность во Христе укрепляется обитающим в ней Святым Духом. Дух, данный нам как залог нашего наследия, – Дух, которым мы запечатлены, – в конце концов восторжествует в этой борьбе. Но до того, как наступит этот момент, нам еще предстоит борьба, и порой весьма серьезная. Христиане непрестанно сопротивляются греху и соблазну. Обратившись ко Христу, мы освобождаемся от безраздельного господства греха, но совершенными от этого не делаемся.

Борьба между прежней личностью (плотью) и Духом продолжается до конца наших дней. После смерти мы будем приведены к славе: плоть – окончательно предана смерти, а новая личность – полностью очищена.

Библейские стихи для размышления:

Матфея 26:36-41
Иоанна 3:6
Римлянам 7:13-8:17
Ефесянам 2:1-3
1 Петра 2:11

Заключение:

  1. Библия отвергает идею древнегреческих философов о том, что тело от природы порочно.
  2. Христиане не должны ни презирать, ни превозносить тело.
  3. Ни один христианин не может быть всецело плотским, как и не может быть абсолютно свободным от влияния плоти.
  4. В каждом христианине обитает Святой Дух.
  5. Борьба между плотью и духом не является конфликтом между телом и душой; это – противоборство между нашей падшей, греховной природой (прежней личностью) и нашей возрожденной природой (новой личностью).
  6. Борьба между плотью и Духом продолжается в жизни христианина вплоть до момента его прославления.

Спрол Р.Ч.  «Основные истины христианской веры». Одесса: «Содействие», 1994.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: