Передаваемые качества Бога.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

качеств

Луис Беркхоф.

Передаваемые атрибуты Бога — это такие атрибуты, аналоги которых имеются у человека. Однако, следует иметь в виду, что атрибуты человека — только слабая аналогия бесконечного совершенства Бога. В этой связи следует отметить, что непередаваемые атрибуты Бога определяют Его передаваемые атрибуты. Бог независим, бесконечен и неизменен в Его знании и мудрости, в Его любви и святости.

  1. Знания Бога. Знания Бога могут определяться как то совершенство, благодаря которому Он в только Ему свойственной манере знает Себя, все возможное и реально существующее. Эти знания внутренне присущи Богу, и они невозможны вне Его. Более того, Его знания всегда являются полными, выделяются и находятся в сознании Бога, всеохватывающи и всеобъемлющи. Бог знает Себя и все, что должно свершиться, все, что приходит для того, чтобы уйти; прошлое, настоящее и будущее в их истинных взаимоотношениях. Он знает скрытую сущность вещей, проникнуть в которую человек не может. Все реально существующее и все, что может существовать, присутствует в Его разуме. Всеведение Бога ясно доказывается такими разделами Писания, как III Цар. 8:39; Пс. 138:1—16; Ис. 46:10; Иез. 11:15; Деян. 15:18; Иоан. 21:17; Евр. 4:13.

Мудрость Бога. Мудрость Бога является составной частью Его знаний. Она проявляется, прежде всего, в умении объединить цели и средства. Благодаря этому Бог всегда выбирает наилучшие средства для достижения цели. Конечной целью деяний Бога является хвала имени Его (Рим. 11:33; 14:7,8; Ефес. 1:11,12; Кол. 1:16). Мудрость Бога отчетливо видна в Его творении (Пс. 18:2—8; 103:1—34); в Его провидении (Пс. 34:10,11; Рим. 8:28); Его искупительном труде (I Кор. 2:7: Рим. 11:2; Ефес. 3:10).

Доброта Бога. Бог добр внутренне, т.е. Он совершенно свят, но не этот аспект доброты будет нами рассмотрен здесь. Мы рассмотрим Его доброту, проявляющуюся в действиях по отношению к другим. Эта доброта может быть определена как такое совершенство Бога, которое позволяет Ему обращаться щедро и великодушно со всеми своими творениями. Это любовь, которую Создатель чувствует ко всем своим творениям. Любовь Бога к своим разумным творениям можно назвать великодушием, чтобы подчеркнуть, что она незаслуженна. В Библии этому посвящено много мест (Пс. 36:6; 103:13,14; 144:16; 145:8,9; Матф. 5:45; 6:26; Деян. 14:17).

Любовь Бога. В настоящее время любовь Бога часто рассматривается как Его основное качество, в свете которого должны интерпретироваться другие божественные совершенства. Однако нет разумных оснований выделять это качество среди других добродетелей Бога. В частности, мы имеем в виду удовлетворенность, которую Он испытывает, размышляя о Своем собственном бесконечном совершенстве и об отражающих Его духовный образ творениях. Любовь Бога может быть рассмотрена с различных точек зрения, она являет:

Благодать Божия. На языке Писания благодать Бога есть Его непреходящая, неизменная любовь к тем, кто потерял на нее право и достоин презрения. Благодать является источником благословения, посылаемого Богом не заслуживающим этого грешникам (Ефес. 1:6,7; 2:7—9; Тит. 2:1; 3:4—7).

Милосердие Бога. Другим аспектом любви Бога является милосердие или сочувствие. Милосердие — это любовь Бога по отношению к тем, кто находится в нищете и болезни по не зависящим от них причинам. Милосердие рассматривает человека как творение, несущее на себе последствия греха и поэтому достойное жалости. Оно находится в строгой гармонии с понятием справедливости Бога и всегда учитывает заслуги Иисуса Христа (Лук. 1:54,72, 78; Рим. 15:9; 9:16,17; Ефес. 2:4).

Долготерпение Бога. Любовь Бога, выражающаяся в примирительном отношении к непокорности и злу, называется долготерпением или снисходительной терпеливостью. Благодаря долготерпению Бога грешник может продолжать жить во грехе, несмотря на многократные увещевания и предупреждения, а заслуженный суд откладывается (Рим. 2:4; 9:32; I Петр. 3:20; II Петр. 3:15).

  1. Святость Бога. Святость Бога проявляется прежде всего в том божественном совершенстве, благодаря которому Он абсолютно отличается от всех Своих творений и возвышается над ними в Своей бесконечной величественности. Именно такое понимание святости подчеркивается в Исх. 15:11; I Цар.2:2; Ис. 57:15; Ос. 11:9. Однако в данном случае мы хотим остановиться на этической святости Бога, которая выражается в Его отделении от морального зла, т.е. от греха. Хотя главным в этом аспекте святости является именно отделение, в нем содержится также позитивное начало, а именно моральное превосходство или этическое совершенство Бога. Благодаря этому у человека появляется чувство осознанности греха (Иов. 34:10; Авв. 2:13; Ис. 6:5). Святость можно также определить, как такое совершенство

Бога, благодаря которому Он вечно поддерживает Свое моральное совершенство, питает отвращение ко греху и требует чистоты от Своих творений.

  1. Праведность Бога. Это качество Бога непосредственно связано с предыдущим. Праведность уберегает Бога от любого насилия над Его святостью и является выражением Его святости. Можно выделить следующие аспекты святости.

Высоконравственная справедливость. Высоконравственная справедливость — это справедливость, которую Бог проявляет как награждающий добро и наказывающий зло. Благодаря этому Он вводит моральный фактор в управление миром, обязывает жить по справедливым законам, обещает награды за послушание и наказание за отступничество (Пс. 98:4; Ис. 33:22; Рим. 1:32).

Воздающая должное справедливость. Этот аспект праведности Бога находит свое отражение в распределении Богом наград между людьми и ангелами (Втор. 7:9,12,13; Пс. 57:12; Мих. 7:20; Рим. 2:7; Евр. 11:26) и является реальным выражением божественной любви, когда вознаграждения раздаются не только согласно заслугам, но и в соответствии с обещаниями и соглашениями (Лук. 17:10; I Кор. 4:7).

Карающая справедливость. Карающая справедливость выражается в наложении наказаний и является выражением гнева Божия. Хотя в безгрешном мире в ней не было бы необходимости, в мире, полном греха, она занимает подобающее ей место, несмотря на то, что Библия обещает значительно большую награду праведным, чем наказание грешникам (Рим. 1:32; 2:9; 12:19; II Фес. 1:8).

  1. Правдивость Бога. Правдивость Бога может быть определена как совершенство, благодаря которому Он всегда истинен в Своей внутренней сути, в Своем откровении, в Своем отношении к своему народу. Это качество подтверждает, что Он есть истинный Бог в отличие от остальных идолов, которые есть ложь и тщеславие; что Он знает вещи в их истинной ценности и дает эту ценность познать людям; что Он всегда выполняет свои обещания. Последний аспект правдивости Бога обычно называют верностью. Это качество Бога является основой для доверия и веры, для надежды и радости всех уповающих на Него (Чис. 23:19; I Кор. 1:9; II Тим. 2:13; Евр. 6:17; 10:23).

Луис Беркхоф. Христианская доктрина.

Учебник / Пер. с англ. Э.И. Волмянского, О.А. Волмянской. - Минск: Вышэйшая школа, 1995. - 295 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: