Соглашения Господа с Давидом о Царствие Божьем.

В категориях: Движение все – но цель еще лучше,Преображаясь и возрастая

цб1

Сэр Энтони Баззард

Деятельность Иисуса мотивировалась Его страстным желанием исполнить волю Своего Отца, Единого Бога Израиля. Цель Своего прихода Иисус изложил в следующих словах: «Благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лук. 4:43). Понимание сути Царства Божьего даст нам ключ, который поможет нам проникнуть в мысли Иисуса.

Наше стремление понять слова Иисуса не увенчается успехом, пока мы не подвергнем тщательному изучению весьма важный договор с Давидом, который для Иисуса был прообразом будущего осуществления Божьего замысла. Иисус, как хорошо известно, считал Себя ключевой фигурой всемирной драмы, законным посланником Единого Бога, наследником престола Давида, которому предопределено установить суверенное правление в Царстве Божьем.

Условия Божьего договора с прославленным израильским монархом, царем Давидом, приводятся в седьмой главе 2 Книги Царств и в семнадцатой главе 1 Книги Паралипоменон. Именно в этом провозглашении о Божьем намерении Израиль черпает свою неугасимую надежду на прекрасное будущее. Итак, вот отрывок из Книги Царств:

Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо господь с тобою. Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: «почему не построите Мне кедрового дома»? И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицом твоим; и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки. Все эти слова и все это видение Нафан пересказал Давиду. (II Царств 7:1-17)

Условия Божьего плана в отношении Давида и Израиля предельно ясны. Давид не будет тем, кто построит храм, однако Бог дарует ему династию. Это благословение распространяется на всю нацию. Израилю будет даровано место вечной безопасности. С этим обещанием связаны слова о царе, преемнике Давида, который будет править вечно. В параллельном отрывке в 1 Книге Паралипоменон, главе 17, опущены слова о наказании, которое предназначалось непосредственному потомку Давида, Соломону. Таким образом, более поздняя версия договора делает большее ударение на окончательной цели обетования ― приходе Мессии. О Нем сказано: «Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и престол его будет тверд вечно» (I Пар. 17:14). Новый Завет, цитируя стих из 7 главы 2 Книги Царств, относит обещания договора как к Иисусу, так и к христианам, мессианским сынам и дочерям Бога: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерьми, говорит Господь Вседержитель» (II Кор. 6:17, 18, где цитируется II Цар. 7:14)1.

Последнее обещание, которое дает договор, обещание о вечном престоле, суммирует национальную надежду Израиля и формирует основу христианского Евангелия о Царстве, провозглашенного Иисусом. Термин «Мессия», или «Помазанный царь», весьма оправданно стал использоваться по отношению к ожидаемому царю из рода Давида, который будет править храмом и Царством Божьим. Основная весть, принесенная христианством, заключена в том, что исторический Иисус, родившийся в Вифлееме, ― это именно та личность, о которой говорили богодухновенные книги.

Очень важно увидеть то определение, которое дает Царству сама Библия. Это правление на престоле, утвержденном навеки, идеального властителя, представителя Бога в Царстве Давида, главы Царства Божьего на земле. Мессия, или Сын Божий, должен стать правителем в царстве «Моем», т.е. Божьем (I Пар. 17:14). Следует подчеркнуть, что божественный замысел включает в себя «место для народа» (II Цар. 7:10), престол и Царство. Ни один из этих терминов не должен упускаться нами из виду. Эти слова имеют прямое, привычное значение. Они относятся к земной империи и к царю, восседающему в Иерусалиме. Именно эти слова использовал Гавриил в Лук. 1:32, 33. Они подхватывают нить божественной драмы, указывая на договор с Давидом в прошлом и на будущее восстановление империи Давида, на новый миропорядок, который навеки вытеснит нынешнюю мирскую систему.

Рождение Иисуса, ключевой фигуры божественного замысла, стало доказательством того, что Бог, Его Отец, по-прежнему занят претворением в жизнь обетований, данных избранному народу. Речь Гавриила, принесшего весть Марии и всему миру, вызывает в памяти 7 главу II Книги Царств:

II Царств 7:12-14

«Я восставлю после тебя [Давида] семя твое, которое произойдет из чресл твоих… Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном».

1 Во II Кор. 1:21 о христианах говорится, что они помазаны Богом, то есть являются членами Мессианской общины. Христианам, как святым, предопределено однажды воцариться (Дан. 7:27).

Евангелие от Луки 1:32, 33

Он [Иисус] будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

В Книге Паралипоменон договор о царстве признается основой взаимоотношений между Богом и Его народом. Царь Иудейский обращается к отделившемуся северному царству Израиля так: «Не знаете ли вы, что Господь Бог Израилев дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли?.. И ныне вы думаете устоять против царства Господня в руке сынов Давидовых» (II Пар. 13:5, 8). Важно помнить о том, что правление Давида Израилем названо Царством Божьим. Однако это Царство установлено не в сердцах сынов Давида. Оно в их руках, в их власти. Они правят на земле от лица Бога. Оглядываясь на откровение, полученное через Нафана, Давид размышляет о договоре:

Он избрал Соломона, сына моего, сидеть на престоле царства Господня над Израилем, и сказал мне: Соломон, сын твой, построит дом Мой и дворы Мои, потому что Я избрал его Себе в сына, и Я буду ему Отцом. (I Пар. 28:5, 6)

Успех Соломона зависел от его веры и послушания. Как известно, он не выдержал испытания, как и многие другие наследники царской династии. Тем не менее, Бог клянется Давиду в том, что, в конечном счете, престол будет незыблем вовеки:

Ради Давида, раба Твоего,
не отврати лица помазанника Твоего.
Клялся Господь Давиду в истине,
и не отречется ее: «от плода чрева твоего
посажу на престоле твоем.
Если сыновья твои будут сохранять завет Мой
и откровения Мои, которым Я научу их,
то и их сыновья во веки
будут сидеть на престоле твоем».
Ибо избрал Господь Сион,
возжелал (его) в жилище Себе.
«Это покой Мой на веки:
здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.

Пищу его благословляя благословлю,
нищих его насыщу хлебом;
священников его облеку во спасение,
и святые его радостью возрадуются.
Там возращу рог Давиду,
поставлю светильник помазаннику Моему.
Врагов его облеку стыдом,
а на нем будет сиять венец его». (Пс. 131:10-18)

Царь Давид был настолько вдохновлен Божьим обещанием о великом будущем для царского дома и надеждой, которую это обещание несло всему миру, что посвятил свои последние слова восхвалению Мессии и Его правления. Об этом говорится во II Книге Царств 23:1-6:

«Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли, не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое? А нечестивые будут, как выброшенное терние…»

На этих образах строится концепция Мессианского Царства, проповеданная Иисусом.

Другие пророки Израиля также предвидели окончательный триумф царства Давида. Исаия писал в восьмом веке до н.э. о «князе мира» и о его мирном владычестве «на престоле Давида и в царстве его» (Ис. 9:6, 7). Обещание, данное в договоре, должно полностью осуществиться в будущем. Грядущий Мессия должен будет «утвердить его и укрепить его [Царство] судом и правдою отныне и до века» (Ис. 9:7). Благополучный исход проекта неминуем, ведь он заверен Самим Господом Богом, чья «ревность соделает это».

Божьи намерения в отношении Израиля, представленные в договоре, касаются отдаленного будущего (II Цар. 7:19). Поэтому окончательное   исполнение   договора   во   времена   правления Соломона было невозможно. Когда Давид, получивший сведения от Нафана, пошел молиться Господу, он произнес одну фразу, которую многие не замечают. Вот фрагмент рассуждения австралийского теолога о договоре с Давидом, показавшийся нам весьма интересным:

Содержание молитвы Давида во II Цар. 7:18-29 свидетельствует о том, что Давид рассматривал договор в широком контексте Божьих обещаний и их значения для человечества в целом… В стихе 19 определенное затруднение вызывает древнееврейская фраза вэзот торат ха’адам (буквально: «и это закон человеческий»2; здесь следует принять во внимание тот факт, что слово «тора» имеет широкий спектр значений, подразумевая, главным образом, «наставление», «направление», в отличие от нашего слова «закон», которое, преимущественно, отражает юридический аспект). Мы думаем, что вторая часть стиха 19 должна восприниматься как отдельное заявление, и что рассматриваемая фраза на иврите часто вводит или суммирует (как здесь) Божьи предписания. Слово «это» относится к обещаниям, данным в первой половине главы, а выражение «закон человеческий» подразумевает их значение для будущего в понимании Давида.

Примечательное древнееврейское выражение «закон человеческий» имеет сходное значение с аккадским терит нише, которое означает «пророческая истина для человека». Аккадское выражение подразумевает некое высказывание, касающееся судьбы человечества. Подобная концепция вполне соответствует контексту Книги Царств, и Кайзер, с большой долей уверенности, предлагает понимать выражение, употребленное во II Цар.7:19б как «это хартия, которой должно руководствоваться человечество». То есть в полученном предсказании Давид, вполне оправданно, видит судьбу всей человеческой расы. Обещания, данные Давиду, имеют длинную предысторию соглашений, которые, от сотворения и впредь, отражали Божий план развития человечества. Давид понимал, что предсказание Нафана связывает воедино все эти договоры.

Сэр Энтони Баззард

Царство небесное на земле. Забытое христианство еврея Иисуса.

focusonthekingdom.org

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: