Что значит быть исполненным Святым Духом? Библейское исследование.

В категориях: Движение все – но цель еще лучше,Преображаясь и возрастая

исполниться

Андреас Кестенбергер

«Исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18)

Примечательно, что Ефесянам 5:18 — единственное место об исполнении Святым Духом7 во всех посланиях Павла8 (здесь используется греч. πληρόω) 9. Этот факт должен предостеречь от того, чтобы строить всю пневматологию или даже подход к христианской жизни только вокруг этого момента10. Следующие наблюдения помогут верно понимать этот текст.

Во-первых, используемая здесь терминология связана с опьянением от вина в предыдущем стихе (см. также Лук. 1:15; см. Деян. 2:4 и 2:13). Таким образом, «исполнение Духом» должно восприниматься в метафорическом смысле «наполнения» кого-нибудь данной субстанцией, будь то материальная (вино) или духовная (Дух Святой) 11.

Во-вторых, в связи с 5:17, пребывание в состоянии опьянения вином соответствует нерассудительности12, а исполнение Духом — мудрости13. Мудрость, естественно, происходит от христианской зрелости (см., напр., 1 Кор. 2:6; см. также Исх. 31:3-5; 35:31). Этот факт, похоже, недостаточно отражен в богословии, разъясняющем Ефесянам 5:18 в терминах исповедания грехов и «исполнения Духом», так как внимание оказывается обращено в основном на саму просьбу об исполнении, а не на процесс возрастания.

В-третьих, в повелении Павла верующим в Ефесе «исполняться Духом» нет ясной ссылки на то, что они должны просить о таком «исполнении». Необходимость просить об этом иногда усматривают в том, что Павел дал такое повеление. Таким образом, необходимость просить об исполнении вполне может соответствовать библейскому учению в целом. Однако, даже если это так, очевидно, что речь здесь идёт не о средстве обеспечения такого исполнения, но о необходимости для верующих быть исполненными Духом, каковы бы ни были средства достижения такого состояния.

Эта мысль подтверждается тем, что грамматически повеление «исполняйтесь» стоит в пассивном залоге, и это один из примеров конструкции с божественным пассивом, где Бог — подразумеваемое действующее лицо. Таким образом, основное внимание в тексте обращено к Богу, исполняющему Духом, второстепенная же тема — ответственность верующих жить благочестиво и мудро по отношению к Богу и людям в церкви и вне её. Дух, несомненно, уже пребывает в верующих. Бог желает от христианских общин и отдельных верующих, чтобы они более и более проявляли присутствие в них Святого Духа (см. Рим. 8:14; Гал. 5:16, 25).

Текст Ис. 63:10-11 очень поучителен. Бог вложил Духа в сердце Израиля, а народ Божий огорчил Его. Господь уже даровал Свой Дух в среду Своего народа. Всё, что было нужно, — это не огорчать Его, быть Ему послушными. Мы можем заключить, что в НЗ нет ни одной ссылки, где заповедуется просить об исполнении Святым Духом. Хотя это не решающий аргумент против такой практики, следовало бы поостеречься уделять чрезмерное внимание молитве об исполнении Духом, как чему-то обязательному для каждого верующего14.

В-четвёртых, настоящее время глагольной формы, видимо, передает желание Павла, чтобы верующие были исполнены Духом постоянно (см. Деян. 13:52 ниже) 15. Жизнь христиан должна быть отмечена присутствием Духа, что проявится в благоразумной жизни (Еф. 5:15-17), искреннем поклонении (5:19-20), в прославляющих Бога правильных взаимоотношениях (5:21-6:9). Таким образом, мысль Павла, как видно, заключается не в том, чтобы верующие просили об исполнении Духом, а, скорее, он призывает их проводить жизнь, пронизанную Его присутствием16.

В-пятых, направленность этого текста не только индивидуальная, но и коллективная17. Плоды жизни, исполненной Духом, проявляются во взаимоотношениях: будь то отношения христиан во время богослужения, дома или на рабочем месте. Такой коллективный аспект «исполнения Духом» часто недостаточно учитывается в богословии «исполненной Духом жизни», где говорится в основном об индивидуальном — даже сокровенном — опыте18.

В-шестых, повеление в Ефесянам 5:18, главным образом, следует понимать в контексте экклезиологии Павла, а не антропологии19. Очевидно, главной заботой Павла был общий рост Церкви и её эффективность, особенно в свете эсхатологической перспективы соединения всего земного и небесного «под главою Христом» (1:10). К такому же завершению апостол приводит своё более раннее учение о том, что Церковь — это Тело Христа (см. 1:23; 2:16; 4:4, 12, 16; 5:23, 28, 30; см. также Рим. 12:4-5; 1 Кор. 12; Кол. 1:18; 3:15). Учение о подчинении Богом всего сущего единому Главе — то есть, Христу (Еф. 1:10) — задает соответствующий ракурс для остальной части послания.

Далее Павел говорит о единстве иудеев и язычников в одном теле, используя сравнение с храмом, и описывает Божий народ как «святой храм в Господе», который «устрояет[ся] в жилище Божие Духом» (2:21-22). В заключительной молитве первой части послания в 3:14-21 Павел применяет данное учение ко всей церкви. Главы 4-6 раскрывают это более подробно. В единстве Духа (4:3) Божье новозаветное общество должно достигать «меры полного возраста Христова» (4:13), что подразумевает использование духовных даров, отвращение от греха, внутреннее обновление и духовное разобщение с миром.

В свете Ветхого Завета видны параллели в представлениях Исайи о славе Божьей, наполняющей Храм, и учения Павла, теперь Храм Божий — это верующие, то есть, новозаветное общество (cм.:1 Кор. 3:16; 6:19-20; 2 Кор. 6:16; Еф. 2:20-21; см. также 1 Пет. 2:4-5). Фон для правильного понимания текста Еф. 5:18, по-видимому, будет состоять из истории спасения, эсхатологии и коллективного аспекта. Народ Нового завета должен стать новым храмом Божьим, Его «новым творением». Церковь должна быть новым народом Божьим, который не огорчает Святого Духа, Которого Он поселил в них (4:30; см. Ис. 63:11). Народ Нового завета — это также исполнение пророчества Иезекииля о восстановлении Израиля, воскрешенного Богом и наделенного «новым духом» (см. Иез. 36:26-27; гл. 37; см. также Гал. 6:16).

В-седьмых, также следует обратить внимание на молитвы Павла, чтобы верующим «исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19), или чтобы они были «исполнены плодов праведности» (Флп. 1:11), или «исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Кол. 1:9; см. 2:9-10; см. также Рим. 15:13-14) 23. Можно задать вопрос, свидетельствуют ли эти молитвы, что для отдельного человека допустимо просить об исполнении Святым Духом? Принимая во внимание присущий нашему времени индивидуализм, надо подчеркнуть, что Павел молился за общину в целом, а не за отдельных людей. Таким образом, в этих случаях Павел заботился прежде всего о духовном росте и зрелости церкви, а не о переходе отдельных людей от «плотского» состояния в сферу духовного процветания. В то же время, нужно признать, что церкви исполнены Духом, когда их члены исполнены Духом. Значит, было бы неправильно абсолютно разграничивать индивидуальное и коллективное исполнение Духом.

Итак, когда в Ефесянам 5:18 Павел использует выражение «исполняйтесь Духом» в противовес выражению «упивайтесь вином», то призывает верующих жить мудро, зрело, что должно проявляться в коллективном служении и поклонении, а также в правильных христианских взаимоотношениях. Церковь коллективно должна быть Божьим духовным сообществом, Телом Христовым, местом, где ныне Бог обитает Своим Духом. Отдельные верующие, как члены этого Тела, должны проявлять присутствие Духа и избегать всего, что может огорчить Его или помешать Его действиям. Нет прямого указания, что верующим нужно просить об исполнении Духом Святым, так что следует, по меньшей мере, остерегаться чрезмерного внимания к этому элементу.

Поскольку Дух Святой уже обитает в верующих, их основные усилия должны быть направлены на то, чтобы присутствие Духа всё более и более проявлялось как индивидуально, как и коллективно, точно так же, как верующие должны хранить единство духа в союзе мира.

propovedi.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: