Как нам построить общество равных, разных, солидарных наций и народностей.

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

росс

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.» (Матф.5:9)

Валерий Тишков – академик РАН.

Все страны мира со сложным этно-конфессиональным составом населения и с региональными различиями постоянно занимаются национальным строительством. Потому что для них это обязательный процесс сохранения и обогащения самой идеи нации, ее исторических корней и современной легитимности.

С другой стороны, все крупные нации мира заботятся о формировании среди населения, особенно среди молодежи, национальной идентичности на основе единых ценностей, концепции общего прошлого с его драмами и достижениями. Таким образом, формируются образ общей родины и чувство сопричастности с ней.

Для России ее существование как нации-государства обрело актуальность и сложность в связи с распадом СССР.

Это историческое событие вызвало кризис старой и необходимость формирования и утверждения новой идентичности, то есть осознания себя единым российским народом и восприятия нового формата его государственности. Не секрет, что процесс трансформации советской идентичности и оценки отечественного прошлого проходил в травматических, обостренных формах, и этот процесс не завершился до сих пор.

Всегда присутствовавший в истории Российского государства этнический фактор в послесоветское время обрел особую значимость. Это связано не столько с самой полиэтничностью российского народа, сколько с проявлениями крайних форм этнического национализма, включая не только вооруженный сепаратизм и терроризм, но и растущие опасности консерватизма фундаменталистского толка.

Национальное строительство на гражданской, полиэтничной основе и формирование общероссийского самосознания зачастую отвергаются последователями разных форм этно-национализма. Отторжение российскости идет как от имени русского большинства, так и от нерусских национальностей.

Не вполне понятную позицию заняли и некоторые эксперты из среды РПЦ, выдвигая на передний план не столько окормление православной верой россиян разных национальностей (кроме русских в православной вере пребывают представители большинства российских народов), сколько продвижение идеи собирания русского народа независимо от стран проживания. Между тем при всей важности защиты русских за рубежом ничего не может быть важнее собственно российского национального проекта.

Надо же понимать, что его противниками выступают не только внутренние, но и внешние силы, полагающие, что процесс распада СССР не был завершен и потому желательно «досамоопределение» народов России, то есть новый раунд дезинтеграции.

Страны Запада, сами построенные на основе полиэтничных гражданских наций, предпочитают отвергать такую возможность и такую политику в Российской Федерации.

Зато от них получают поддержку страны бывшего СССР, утверждающие свою государственность на сугубо этнической основе (только для этнических украинцев, этнических латышей, грузин и т.д.).

В итоге мы имеем следующую ситуацию. За четверть века существования новой России, хоть и с разной степенью успеха, сложились ее новая экономика на основе рыночных принципов, система федеративного устройства, правовая основа государственности, новая социальная структура общества, современные образовательные и культурные институты.

Но при этом явно буксует процесс национального строительства, формирование общественной ментальности, ценностей, убеждений и восприятия россиянами себя как цельного народа с общей Родиной и единой исторической судьбой.

Я убежден, что российский национальный проект должен стать одним из приоритетов государственной политики и общественных усилий на период до 2024 года – срок, достаточный для получения итоговых позитивных результатов.

Оценка и дальнейшая стратегия

Вместе с мировой общественно-политической и научно-правовой традицией мы исходим из того, что нациями называются суверенные согражданства, находящиеся под юрисдикцией единой власти. Их еще называют нациями-государствами (nation-state), и именно они образуют ООН как сообщество современных наций. Идея нации применительно к государственным сообществам охватила весь мир, она лежала в основе формирования современных государств и используется как главный аргумент легитимности при возникновении новых государственно-политических образований.

Глобальный характер концепта нации отражается в таких основополагающих категориях, как «национальный интерес», «национальный доход», «национальная безопасность», «здоровье нации», «лидер нации» и др.

В России после 1991 года утверждается именно такое понимание нации, то есть восприятие российского народа как гражданско-политической нации и РФ как нации государства.

Это происходит в результате преодоления советской трактовки нации как этнической общности и «национальной государственности» как внутренних автономий, которые существовали в СССР.

Сегодня имеются две конкурирующие концепции – это гражданская нация и этнонация.

Последняя чаще всего используется в идеологии, политике и в общественных ситуациях, когда то или иное сообщество с этнокультурной отличительностью борется за выход из общего пространства или за автономию в рамках общего государства. Основанный на этом концепте этнический национализм порождает во многих странах разные формы автономистских движений (от сфер языка и культуры до самостийной экономики и политики), а также крайние формы сепаратизма, включая явочный сепаратизм вооруженного типа и террористическую деятельность.

Концепция гражданской нации качественно иная. Она заключает в себе программу нациестроительства (nation-building) на основе граждан страны (согражданство), которые при этнических, религиозных и расовых различиях начинают обладать общей идентичностью, общей исторической памятью и культурой, патриотизмом и солидарностью.

Эта концепция основана на принципах демократии, правах личности, уважении разнообразия, обеспечении солидарности и единства. Эта формула является основой существования старых и новых государств от Индии и Китая до Бразилии и Ямайки. Те же страны, где концепция нации основана на этнической избирательности, ассимиляции и дискриминации представителей «нетитульной» этничности, сталкиваются с нестабильностью, конфликтами, гражданскими войнами и распадом.

Россия, как и все крупные страны мира, выбрала единственно возможный для нее путь национального строительства на основе идеи российской гражданской нации, сохраняющей полиэтничный и поликонфессиональный состав населения. Российский национальный проект получил поддержку руководства страны, лично президента страны Владимира Путина, признан научным сообществом. Он поддерживается политическими элитами регионов, положен в основу принятой в 2012 году Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации до 2025 года.

А самое главное – объективные процессы развития страны и общественного самосознания в последнее десятилетие двигались в сторону общегражданской солидарности, политической консолидации, утверждения российскости как доминирующей формы идентичности. При этом сохранялись, поддерживались и развивались этнокультурные составляющие российского народа, росло этнонациональное самосознание среди представителей российских национальностей. Формула «единство и многообразие» доказывает свою способность быть основой и ресурсом развития российского общества.

Однако ситуация в сфере межэтнических взаимодействий, а также восприятие концепта гражданской нации носят неоднозначный характер. Зачастую на бытовом уровне (а то и среди экспертов) национальное воспринимается исключительно как синоним этнического.

Некоторые публицисты отвергают сам факт существования российского народа (россиян) и концепт гражданской/политической нации, воспринимая его как «западный конструкт» или, наоборот, как план «отмены национальностей» в России. Поэтому задача государства и научно-экспертного сообщества разъяснить суть и важность российского национального проекта как формы утверждения среди граждан общероссийской идентичности наряду с их этнической идентичностью.

На вызовы будущего надо отвечать быстро

Будущее России как крупного государства с самой большой в мире территорией, сложным составом населения и федеративным государственным устройством, с богатейшими мировыми ресурсами и уникальным геополитическим положением всегда будет заключать в себе определенные проблемы и риски.

Что касается сферы гражданско-политического нациестроительства и этнокультурного развития российских национальностей, то здесь есть ряд своих серьезных проблем и новых вызовов.

Среди них отметим неравномерность распределения и освоения территории государства ее населением, слабую связь и недостаточные возможности пространственных коммуникаций внутри нации, порождающие социально-культурную изолированность, гипертрофию региональной идентичности вплоть до психологического отгораживания от центра как «чуждого» компонента.

«Это у вас, в России» – так иногда говорят в Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе…

Но при этом за последние 25 лет пространственная мобильность населения имеет доминирующий вектор в сторону столичного мегаполиса. Этому способствует строительная политика мегаполиса, которая заключается в стягивании почти четверти населения страны в Москву и вокруг нее. Что, естественно, вызывает обезлюдение других регионов.

Я считаю, что существующая тенденция внутрироссийской миграции приведет к депопуляции российских территорий к востоку от Урала. Единственными очагами растущего населения останутся сибирские автономии (Якутия, Бурятия, Тува), где доля «нетитульного» населения также будет сокращаться.

Такая ситуация чревата не только внешней угрозой, но и рисками регионализма сепаратистского толка. Для России важно сохранение сложившегося пространственного облика российской нации: россияне – это не только жители центра, но и уральцы, сибиряки, дальневосточники. Необходима масштабная программа пространственного развития под условным названием, скажем, «Российская Сибирь».

Этнический состав и этнический фактор в политике относятся к разряду не подверженных быстрым переменам. Переписи населения 2002 и 2010 годов подтвердили этот вывод. Однако один из вопросов стратегического развития и государственной политики – о реальной ситуации в сфере этнического состава населения страны. Россия исторически существовала как многоэтничная страна и таковой останется в будущем.

В разные эпохи политика этническая и политика конфессиональная имели в России разное содержание. В советское время их основным содержанием было конструирование социалистических наций, поддержка их развития, пропаганда интернационализма и дружбы народов. В позднесоветское время линия была на «расцвет и сближение наций» в рамках советского народа как «нового типа исторической общности людей».

Надо признать, это стратегия имеет своим результатом высокую степень сохранения этнических традиций и культуры российских народов, стойкое присутствие этнического самосознания среди граждан, особую значимость этнической (чаще называемой «национальной») принадлежности, фактическое отсутствие ассимиляции (кроме языковой в пользу русского языка). При плохом правлении это, конечно, питательная среда для разных форм этнонационализма.

Для гражданского нациестроительства этот фактор также представляет собой серьезный вызов, но он не является препятствием. Понимание культурной сложности и управление ею обеспечиваются как существующими, так и инновационными стратегиями и механизмами, среди которых федерализм, демократия общественного согласия, качественное управление, горизонтальные коммуникации, межкультурные взаимодействия, воспитание ответственного гражданина.

Независимая газета, 27.02.2018.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: