Римский папа об исчезновении ада.

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

ад

Меньше ада!

Елена Кудрявцева и Мария Портнягина — о неожиданном выступлении папы Франциска

Выраженное на высоком уровне сомнение в существовании Ада привело в смущение и христиан, и атеистов.

Накануне самого главного христианского праздника — Пасхи папа Франциск заявил, что Ада не существует. Именно об этом написал на первой полосе газеты La Repubblica основатель издания Эугенио Скалфари. На вопрос журналиста о том, куда отправляются после смерти «души плохих людей», папа Франциск ответил: «Они не наказываются. Тот, кто падет в раскаянии пред Господом, получает Его прощение и занимает свое место в рядах достойных зреть Господа, а тот, кто не раскается и не может быть прощен, исчезает. Ада не существует, существует лишь исчезновение грешных душ».

Это заявление вызывало настоящий шквал эмоций. Возмущались не только добропорядочные католики, даже в большей мере возмущались светские СМИ, говоря о том, что папа посягнул на основу основ.

— Сегодня папа зачастую пытается продвинуть религию через решение светских проблем,— пояснил «Огоньку» руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.— В этом нет ничего плохого, это объективная реальность. Но нужно быть готовым к тому, что если кто-то, будучи папой или патриархом, вторгается в пространство светской жизни, то его будут воспринимать не как воцерковленного человека, а как политика. И за свои промахи он будет получать по полной программе. К этому был готов один человек — папа Иоанн Павел II, но он был скорее исключением.

По словам эксперта, возможно, замечание о том, что не существует Рая, вызвало бы меньше возмущения, потому что вера в Рай ни к чему не обязывает, а Ад заставляет испытывать привычный страх перед наказанием.

К тому же упразднение места, где есть вечные страдания, судя по всему, вызывало досаду: подсознательно Ад для современного человека выступает неким гарантом справедливости, уж там-то наконец все плохие люди будут по-настоящему наказаны.

— Франциск в целом выступает необычным для папы образом,— поясняет «Огоньку» директор Центра социокультурных проектов РГГУ Алексей Юдин.— Он общается не через прямые директивы, а через приглашение к диалогу. В отличие от предшественников и прежнего понтифика он не ставит себя на позицию верховной инстанции в суждениях. Скорее высказывания папы характеризуют его как миссионера. Это присуще ему как иезуиту, о чем не стоит забывать: для иезуитов традиционно важно распознавание того, что представляет собой то или иное явление.

Да, современный папа Франциск активно общается со СМИ, причем в первую очередь со светскими, и католики до сих пор не очень понимают, как воспринимать эти интервью.

— Есть традиционные сборники, поучения папы, с ними все понятно,— говорит Алексей Юдин.— А есть книги. В конце марта вышла новая — «Бог молод». Это тоже интервью. Провоцирующая книга. Адресована молодежи и одновременно пожилым людям. Суть в том, что нашу лишенную родства культуру спасут молодые пророки и пожилые мечтатели — только благодаря им вместе сложится гармоничная картина мира. Такой вот взгляд...

Между тем официальный Ватикан очень быстро выпустил опровержение публикации La Repubblica про Ад, заявив, что журналист ложно понял и истолковал слова понтифика, сказанные им в личной беседе. Но что именно сказал святейший, не указал. Так есть Ад или Рай? Оказалось, что это один из актуальнейших вопросов для современного человека.

В римско-католическом Катехизисе, написанном в 1992-м году, говорится, что «ад» — это состояние окончательного самоисключения из общения с Богом, и он существует вечно.

Так что католики все дальше уходят от представления об Аде как некоем месте, описанным Данте, к аду как состоянию.

— Но в целом ни католичество, ни православие не разработали подробного учения о том, что ждет нас после смерти,— поясняет «Огоньку» член Межсоборного присутствия РПЦ, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского православно-христианского института Давид Гзгян.— И в этом есть своя логика, потому что христианство в принципе не об этом. Первым христианам загробная жизнь в какой-то мере была не интересна, им было важно засвидетельствовать своей жизнью готовность к воскресению. Потому что если мы не верим, что Христос воскрес, то абсолютно все другие религиозные представления в том числе об Аде или Рае, а также все действия, включая пост и посещение храма, лишены смысла.

Тем не менее вера жителей России в существование загробной жизни, в Ад и Рай только крепнет. Что следует из недавнего исследования «Левада-центра». Социологи отмечают, что за последние 10 лет россияне стали чаще верить в жизнь после смерти (33 процента против 42) и в то, что умершие родственники обладают способностью влиять на живущих (28 процентов против 38 соответственно). При этом вера в остальные «сверхъестественные» позиции существенным образом не изменилась.

Эксперты утверждают, что представление об Аде как о месте, где грешники так или иначе наказываются,— архетипическая страшилка, которая свойственна дохристианскому языческому сознанию и существует во многих верованиях — от верований языческих викингов до представлений древних египтян. Можно сказать, что она в какой-то мере естественна для человека и поэтому настойчиво всплывает в массовом сознании сквозь все культурные слои.

Вот и теперь всплыло...

"Огонёк" №13 от 09.04.2018, стр. 4.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: