Альтернативные взгляды на природу греха.

В категориях: Библия говорит,Трудные места

грех1

Луис Беркхоф.

В современном и историческом богословии присутствуют много точек зрения на природу и сущность греха, которые не соответствуют общему канону основных христианских церквей. На некоторых из них мы кратко остановимся.

Пелагианская точка зрения.

Пелагианцы не принимают изложенную концепцию природы греха и поэтому не разделяют мнения о том, что каждый человек рождается грешным. Их концепция зиждется на том, что Адам был создан и каждый из его потомков рожден в состоянии нравственной нейтральности, т.е. не абсолютно хорошим и не абсолютно плохим. Грех есть результат свободного выбора каждого человека. Никто не будет грешить, если только он этого не хочет. Не существует таких понятий, как грешная природа, грешный характер или грешные наклонности. Грех состоит в преднамеренном выборе зла; этот выбор является абсолютно свободным, точно так же, как абсолютно свободным является выбор добра.

Точка зрения римской католической церкви.

Согласно точке зрения римской католической церкви, первоначальная греховность проявляется в отсутствии праведности, которая сверхъестественным образом была дана человеку. Отсутствие праведности является состоянием, антагонистичным Богу, и поэтому является состоянием греха. В действительности же, грехом называются именно действия человека в результате его свободного выбора. Наклонности, желания и эмоции, которые лежат в основе греховного деяния, могут иметь греховную природу и способствовать совершению греха, но не могут сами по себе называться грехом в строгом смысле этого слова.

Точка зрения эволюционистов.

В современной либеральной теологии точка зрения эволюционистов на грех очень популярна, хотя не всегда является однозначной. Эта точка зрения была достаточно хорошо представлена в работах Теннанта. Согласно Теннанту, у человека имеется много врожденных качеств, унаследованных им от животных. Эти качества сами по себе не являются греховными, но могут проявиться как грех при некоторых условиях. В человеке имеется постоянно развивающееся чувство нравственности, подавляющее животные качества, однако, если человек будет уступать им, несмотря на останавливающий голос совести, он совершит грех. Поэтому грех состоит в том, что человек как нравственное существо позволяет себе жить по воле чувств и страстей, в основе которых лежат животные инстинкты, не стремясь к преодолению их своей духовной силой.

Луис Беркхоф. Христианская доктрина.

Учебник / Пер. с англ. Э.И. Волмянского, О.А. Волмянской. - Минск: Вышэйшая школа, 1995. - 295 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: