Библия об обыденных и особенных ценностях семьи.

В категориях: Библия говорит,Возрастая в личной жизни,Комментарии,Моё домохозяйство

семей

Что говорит Библия о семье.

Джей Э. Адамс

В наши дни колеблются устои человеческого общест­ва. Нет ни малейшего сомнения в том, что нравственные ценности и общепринятые обычаи подвергаются нападкам со всех сторон. Бросается вызов как основным жизненным принципам, так и вековой морали. Старые обычаи, как хорошие, так и плохие, отвергаются молодыми людьми. Не­которые из них действительно следует отвергнуть. Давайте внесем ясность в данный вопрос: многие старые традиции никогда не соответствовали Библии. Но мы слышим так­же о молодых людях, идущих намного дальше: некоторые из них начинают подрывать корни, пытаясь разрушить са­му основу общества как такового. Например, задаются вопросы по поводу брака с испытательным сроком продол­жительностью в два или три года. Некоторые полагают, что брак, подобно страховке, можно продлевать ежегодно. Когда подобные предложения высказываются со всей се­рьезностью, христиане должны напомнить людям о том, что говорит о семье и браке Библия.

Установление брачных отношений не является случайным. Изучение брака, семьи и семейной жизни — это изучение самого основного, фундаментального общест­венного института. Церковь (формально) еще не была утверждена, когда Бог создал первую семью. Государство как официальное образование еще не существовало, когда появилась семья. Семья — это основа всего, она была создана первой, поскольку является фундаментом общества. Мы обязаны прилагать все усилия к сохранению семьи, потому что ей уделяется первостепенное значение в Писании. Усилия врага направлены на прекращение существования семьи как таковой, и мы попадем в большую беду, если не защитим ее от вражеских нападок. Чтобы быть способными защитить ее, христианам совер­шенно необходимо понимать и заново утверждать биб­лейские принципы, касающиеся семейной жизни.

Первый принцип, о котором следует напомнить, со­стоит в том, что брак учрежден Богом. Он не является чем-то необязательным. Было бы совершенно неправильно представлять себе, что однажды ночью в одной из пе­щер при мерцающем свете костра группа людей, ведших прежде беспорядочную половую жизнь, вдруг решила, что заключение брака было бы хорошей идеей. Брак — это не социальное соглашение, которое придумали люди, поняв, что в 1ечение некоторого времени от него будет польза обществу. Если бы дело обстояло именно так, то мы, возможно, стали бы придумывать что-нибудь полу­чше. И действительно, некоторые люди, считающие брак чем-то необязательным, полагают, что есть другие вари­анты. «Брак был хорош только для определенного периода в истории человечества, — говорят они, — но мы вы­росли из него как из старого костюма. Сегодня нам нужен костюм большего размера. Теперь, когда аборты узаконены и у нас есть противозачаточные средства, брак большей частью утратил свою полезность». Нет, все эти доводы не имеют никакого отношения к браку. Многие идеи и вещи в этой жизни хороши лишь для определен­ного периода времени, и от них приходится отказывать­ся, когда появляется что-то лучшее. Однако брак не таков. Он является фундаментом человеческого общества, потому что Бог заповедал его на все времена, а не только на какой-то короткий период мировой истории.

Первая свадьба состоялась в Едемском саду, где Сам Бог проводил церемонию бракосочетания. Полезно обратить внимание на слово, которое используется Богом для описания брака. Это слово «завет». В книге Притчей Бог предостерегает против блудницы, которая льстит своими словами и которая «оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего» (2:17). Она оставила мужа, с которым вступила в брак в юности, и Бог обвиняет ее за то, что она забыла (нарушила) Его завет. Супружество, поэтому, является заветом, установленным Богом. В Пи­сании завет — это торжественное соглашение между правителем и подчиненным. Первый предлагает завет второму. Соблюдение завета влечет за собой благословение, а его нарушение — проклятие. Вступая в завет, человек за­ключает самое торжественное соглашение, накладываю­щее на него самые серьезные обязательства.

Пророк Малахия также рассматривает брак как завет. В то время Бог отказался принимать жертвоприношения от Своего народа. Они стали спрашивать: «Почему?» И Он ответил им: «Вы скажете: „за что?" За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (2:14). Бог доказывает, что жена является подругой (товарищем) и женой в соответствии с заветом. Брак — это завет, заключенный в присутствии Бога. Бог учредил брак; и он не является чем-то необязательным. Мы не имеем права относиться к браку так, как нам хочется, и вступать в брачные отношения, где и когда нам заблагорассудится. Это самый первый, самый решающий и самый основной фактор.

Во-вторых, поскольку брак от Бога, то он хорош. Брак был учрежден до грехопадения человека. Слыша, что некоторые люди говорят о браке, как они подшучивают над ним и пренебрежительно отзываются о супружеской жизни, можно подумать, что брак был придуман сатаной. Возможно, некоторым будет трудно согласиться с тем, что брак хорош. Некоторые считают брак чем-то греховным или низшим, воспринимая его как меньшее из двух зол вследствие сексуальных отношений между супругами. Брак — это Божие установление, и секс хорош. Брачные отношения были установлены для того, чтобы являться благословением, чтобы делать человека радост­ным и счастливым. Одна женщина задала вопрос на хри­стианской конференции: «Не думаете ли вы, что половой акт вызывает отвращение?» На это следует ответить: «Нет!» Сексуальные отношения являются святыми, пра­ведными и непорочными, если только они не осквернены грехом. Брак хорош, поскольку он от Бога. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно...» — пишет автор По­слания к евреям (13:4). В Послании к ефесянам Павел сравнивает супружеские отношения с теми святыми от­ношениями, которые существуют между Иисусом Хри­стом и Его церковью (5:22-33). Именно такими должны и могут быть отношения между мужем и женой. В книге Откровение Иисус сравнивает взаимоотношения между Ним Самим и Его народом с отношениями, которые су­ществуют между женихом и невестой (19:7-9; 21:2). Со­вершенно очевидно, что Бог рассматривает брак как свя­той и праведный союз.

Если брак не является греховным, то, может быть, он все же нежелателен? Может быть, безбрачие пред­почтительнее? Некоторые люди именно так понимают слова Павла, записанные в 1 Коринфянам 7:26. В этом отрывке Павел указывает на некоторые преимущества безбрачия, а также на неудобства, которые могут быть вызваны браком. Однако причина, по которой Павел за­трагивает вопрос безбрачия, не имеет никакого отноше­ния к общим правилам. Она связана с конкретной, осо­бой ситуацией. Павел предвидел ужасную кровавую ба­ню, через которую скоро должна была пройти церковь. Он, по сути, говорит следующее: «Все, о чем я пишу вам, и все, что я хочу, чтобы вы поняли, относится к браку, который рассматривается во свете нынешней мировой ситуации». Прислушайтесь к его словам: «По настоящей нужде (ввиду нынешних бедствий — в английском переводе Библии) за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так» (1 Кор. 7:26). Павел не говорит здесь, что не состоять в браке лучше, нежели состо­ять в нем. Он показывает, что во время гонений безбрачиє имеет  преимущество перед браком. Над церковью нависла реальная угроза преследований

Я вам сказываю, братия, время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и ра­дующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся ми­ром сим, как не пользующиеся... (1 Кор. 7:29- 31).

Павел говорит здесь о безбрачии как о крайней, экс­тренной мере. Совершенно очевидно, что отдельным лич­ностям, не состоящим в браке, легче переносить гонения и преследования, нежели целым семьям. Не позволяйте, поэтому, никому убеждать вас в том, что Писание рекомендует безбрачие, возводя его в более высокий ранг по сравнению с браком. В 7-й главе Первого послания к ко­ринфянам Павел пишет об исключительной ситуации; он не считает безбрачие нормой или образцом поведения.

Нормальным состоянием для человека является брак. Муж и жена (а не два одиноких человека) были помеще­ны в сад Едемский. Безбрачие — это исключение; оно требует особого дара. Действительно, Бог конкретно ска­зал, что «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Он настаивает, что нормальным состоянием является то состояние, когда мужчина оставит отца и мать и «прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Бог установил брак для того, чтобы он служил Его целям. Эти цели указаны в Писании. Невозможно все их перечислить здесь; их очень много, и они разнообразны. Однако некоторые из них, являющиеся самыми главными, все же следует рассмотреть.

Во второй главе книги Бытие мы находим интерес­ные слова: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть чело­веку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (стих 18). Затем Бог взял одно из ребер Адама и создал из него женщину. Бог сотворил ее как «помощни­ка» для человека. Почему? Да потому, что «не хорошо быть человеку одному». Если бы брак был чем-то нежелательным, то Бог никогда бы не произнес этих слов. Обычное, нормальное и естественное состояние — это жизнь в браке. Некоторые всю свою жизнь проживут вне брака. Есть люди, которым Бог дал особый дар безбрачия. Именно об этом говорит Павел в седьмой главе Первого послания к коринфянам. Но Бог создал жену для Адама, потому что Он сказал, что безбрачие нехорошо. Поэтому для человека лучше состоять в браке. Один лишь взгляд на жилище холостяка (хотя это лишь один из аспектов) подтверждает данную истину. Быть одино­ким нехорошо в любом смысле. Как правило, мужчине нужна женщина.

Теперь давайте разберемся, что из себя представляет женщина. Почему и зачем она была сотворена? Почему не был создан лишь мужчина? Что женщина должна де­лать? Она, главным образом, должна быть (в соответст­вии со стихом 18) помощником. Но она должна быть не просто помощником. Она должна быть помощником, ко­торый соответствует мужчине. Что это значит? Это зна­чит, что женщина является помощником, который подхо­дит для человека. Она соответствует человеку и дополняет его во всех отношениях. Она делает мужчину завершенным и полноценным. Существует несколько различ­ных переводов слова «соответственный».

Бог сотворил женщину, потому что человек нуждал­ся в ее помощи. Это основной библейский принцип. Женщина была создана как помощник, соответствующий мужчине, чтобы жить вместе с ним, помогая ему во всем. Это еще один принцип. Представление о женщине как о помощнике является основной концепцией, которую утратили многие современные семьи. Это тот главный принцип, который более не применяется в современном обществе. Женщина больше не видит себя в роли по­мощника. Наоборот, многие женщины считают, что именно им должна оказываться помощь. Или современ­ная женщина думает о себе как о личности, которая за­нимает точно такое же положение, как и ее муж. У нее может быть много различных представлений о своей ро­ли в семье, однако среди них очень часто отсутствует представление о том, что она должна быть помощником мужу. Однако именно это слово является определяющим по отношению к ее роли в семье.

Продолжая наше обсуждение, мы увидим, что жен­щина становится действительно свободной, когда рассматривает себя как помощника. Различные движения за освобождение женщин, отказывающиеся признать данную истину, непреднамеренно ввергают женщину в рабство. Лишь понимая свою роль в семье и живя в соответ­ствии с этой ролью перед Богом и своим мужем, женщи­на обретает подлинную свободу. Для нее нет другого способа стать истинно свободной. Однако в настоящий момент вам следует сосредоточить все внимание на одной мысли: женщина была создана для того, чтобы помогать мужу.

Как помощник она дополняет мужа, соответствует ему, удовлетворяет его и делает его полноценным. Муж и жена становятся одной плотью (Быт. 2:24). Вместе они об­разуют единое целое. Соединяясь друг с другом в физиче­ском, интеллектуальном и эмоциональном плане, они обретают полноту, которой не имели прежде. Они сливаются друг с другом. Разрежьте апельсин на две неравные части. Обе половины будут соответствовать друг другу. Будучи соединенными вместе, они точно подходят друг ко другу. Одна половина дополняет другую половину, образуя целый апельсин. Вот какой смысл имеет данный стих. Бог сотворил помощника, который полностью соответствовал сотворенному Им человеку, так что, когда мужчина и женщина сходятся вместе, они дополняют друг друга, становясь единым целым.

Мужчине нужна была женщина, которая бы дополняла его. Вот почему «не хорошо быть человеку одному». Хотя об этом не говорится, однако и женщине нужен был мужчина, чтобы она могла чувствовать полноту и завершенность. Когда Бог дает дар безбрачия, Он при этом посылает Свою благодать, делая человека способным жить в одиночестве. В таком случае человек должен на­ходить полноту в Нем. Однако это не является Божиим правилом для всех людей.

Точка зрения мужчины очень часто отличается от точки зрения женщины практически по всем вопросам. Насколько более полным будет понимание истины, если их взгляды соединить вместе! Рассматривая один и тот же вопрос, муж и жена видят его под разными углами зрения. Возьмите, например, вопрос воспитания детей, их наказания и обучения. Женщина подходит к его реше­нию со своей точки зрения. Ее отношение представляет собой любовь медведицы, которая всегда будет яростно защищать своего детеныша. Она, скорее всего, покажет когти, когда кто-то будет угрожать ее медвежонку. Отец же, с другой стороны, может быть более заинтересован в том, чтобы ребенок быстрее освоился в обществе и не был простофилей, у которого еще молоко на губах на обсохло. Он знает, что его ребенок неизбежно набьет себе несколько шишек. Хорошо, если ребенок одновременно чувствует влияние как матери, так и отца. Равновесие в данном вопросе очень важно.

К сожалению, мы не имеем возможности обсудить эту тему более подробно; тем не менее необходимо заме­тить следующее. Церковь Иисуса Христа не помогает должным образом матерям-одиночкам. Когда женщине одной приходится растить ребенка, который не испытывает на себе мужского влияния, то от этого страдает в первую очередь сам ребенок, особенно, если это мальчик. Может быть так, что по каким-то причинам женщина не может опять выйти замуж. Таким образом, ребенок заве­та растет в церкви без отца. Церковь же, со своей сторо­ны, должна вмешаться и обеспечить этого ребенка отцовским влиянием. Ему необходимо ощущать то влияние, которого он не испытывает в своей собственной семье. Ему нужно общаться с мужчинами в церкви. Надо, что­бы христианские семьи почаще приглашали его к себе в гости, чтобы он мог наблюдать семейную жизнь и ви­деть, какой вклад вносят в нее муж и жена. Необходимо, чтобы братья в церкви брали его с собой в разные места: в поход, на рыбалку, на охоту. Знаете ли вы такого ре­бенка, который, возможно, нуждается в вас?

Давайте еще раз зададим вопрос: «Каким образом жена помогает своему мужу?» Она помогает ему как товарищ или партнер. Она помогает мужу, дополняя его. Нехорошо для человека быть одиноким. Всякий, кто находит себе жену, обретает великое благо. Хорошо, когда рядом есть человек, с которым можно поговорить. Обще­ние и товарищеские отношения являются, согласно книге Притчей 2:17 и книге пророка Малахии 2:14, основной целью брака. В обоих случаях употребляется слово «то­варищ» (в русском синодальном переводе Библии упот­ребляются слова «руководитель» и «подруга» — прим. переводчика). Все мы нуждаемся в близких, доверитель­ных отношениях. Брак удовлетворяет эту нужду. Хоро­шо, когда рядом есть человек, с которым можно обсудить различные идеи, разобраться с проблемами, поговорить на разные темы и высказать свою точку зрения. Жена помогает мужу в этом. Всем нам нужен кто-то, кому мы могли бы открыть свое сердце.

Жена также помогает своему мужу, дополняя его и сочетаясь с ним в физическом, или биологическом, пла­не. Писание показывает, что сексуальные отношения яв­ляются святыми, нормальными, правильными, пристой­ными и хорошими. В 1 Коринфянам 7:1-2 Павел подчеркивает, что если Бог не дал человеку дара безбрачия, то ему следует жениться. В сексе нет ничего плохого; и сек­суальные отношения могут законно осуществляться в рамках брака. Секс, согласно Писанию, сам по себе не является греховным; но он становится таковым тогда, ко­гда им злоупотребляют. Сексуальные отношения никогда не должны осуществляться вне законных уз брака. Они могут иметь место только в браке. Бог так повелел. Он поощряет сексуальные отношения. В данном отрывке Писания Павел говорит, что ни муж, ни жена не властны над своими собственными телами. Это налагает запрет как на самоудовлетворение (мастурбацию), так и на эгоистичное воздержание от половой жизни в браке. Секс не должен быть направлен на удовлетворение своих эгоистичных желаний; он должен быть ориентирован на удовлетворение желаний партнера. Всякое проявление эгоизма является сексуальным извращением.

Сексом можно наслаждаться только тогда, когда он соответству­ет библейскому принципу: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Действительно, самый радостный и приятный момент полового сношения заключается не в личном удовольствии, получаемом во время оргазма, а в удовлетворении, которое получает ваш партнер. От мужа и жены требуется, чтобы они удовлетворяли друг друга. Муж не имеет права воздерживаться, пытаясь, та­ким образом, свести счеты со своей женой. Жена не имеет права использовать секс как фактор торговли, чтобы добиваться чего-либо своего. Сексуальные отношения включают в себя полную отдачу своему супругу (супруге) в любви, с тем чтобы удовлетворить нужду своего партнера. Писание не занимает стыдливой позиции в от­ношении секса, однако некоторые христиане не в меру стыдливы и щепетильны по отношению к нему. Склады­вается впечатление, что они знают больше, чем Бог! Писание очень ясно говорит об обязанностях супругов друг ко другу, связанных с сексом.

Есть и другие аспекты брака. Одна из целей супру­жеской жизни — это рождение детей. Чудесно иметь большую семью. Она уподобляется колчану, полному стрел (Пс. 126). Бог дает детей. Они являются наследием от Господа. В книге Бытие 1:28 написано: «И благосло­вил их Бог, и сказал им...» Каким же образом Бог благо­словил Адама и Еву? Вот слова, которыми Он благосло­вил их: «Плодитесь и размножайтесь...». Это слова благо­словения от Господа. Этими словами Он благословил Адама и Еву. Он подразумевал этим следующее: «Я даю вам мое благословение, чтобы вы рождали детей, напол­няли землю и обладали ею».

Адамс, Джей Э. Жизнь христианина в семье [текст]. Пер. с англ. – СПб.: Библия для всех, 2001. – 152 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: