Человек — творение рук Божиих.

В категориях: Библия говорит,Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу,Трудные места

человек

Краткий обзор основных богословских концепций.

«Славлю Тебя, потому что я дивно устроен... Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было». Пс. 138:14,16

Луис Беркхоф.

От обсуждения доктрины Бога перейдем к обсуждению доктрины человека — творения рук Божиих. Изучение человека в теологии не следует смешивать с изучением человека в антропологии, поскольку предметом изучения в теологии является не человек как таковой, а его отношение к Богу. В данном разделе рассмотрим основные субстанции человека и природу того, что мы называем его душой.

А. Основные субстанции человека. Существуют две точки зрения на число субстанций, определяющих природу человека.

  1. Дихотомическая точка зрения. Согласно этой точке зрения, человек состоит из двух и только двух составляющих: тела и души, или духа. Такая точка зрения находится в полной гармонии с осознанием человеком того, что он состоит из материального и духовного элементов. Эта точка зрения подтверждается и Писанием, из которого следует, что человек состоит из «тела и души» (Матф. 6:25; 10:28); или «тела и духа» (Екк. 12:7; I Кор. 5:3,5). Два слова «душа» и «дух» не обозначают два различных элемента человека, а служат для обозначения его единой духовной сущности.

Дихотомическая точка зрения отчетливо подтверждается следующим: (а) разделами Библии, из которых ясно видно, что человек состоит только из двух субстанций (Рим. 8:10; I Кор. 5:5; 7:34; II Кор. 7:1; Ефес. 2:3; Кол. 2:5); (б) описанием смерти, которая иногда представляется как отделение души (Быт. 35:18; III Цар. 17:21; Деян.15:26) или как отделение духа (Пс. 30:6; Лук. 23:46; Де-ян.7:59); (в) тем, что нематериальный элемент усопших в одних случаях определяется как «душа» (Откр. 20:4), а в других как «дух» (I Петр. 3:19; Евр. 12:23). Эти два термина используются, чтобы определить духовное начало человека с двух различных точек зрения. Слово «дух» в этом контексте рассматривается как движущее начало жизни и деятельности, которое контролирует тело, тогда как слово «душа» относится к личностному элементу в человеке, который думает, чувствует, желает, а в некоторых случаях как к месту, которое является источником эмоций (Быт. 2:7; Пс. 61:2; 62:2; 102:1,2).

  1. Трихотомическая точка зрения. Параллельно с дихотомической существует точка зрения, согласно которой человек состоит из трех субстанций: тела, души и духа. Эта концепция, получившая развитие в работах некоторых немецких и английских теологов, основана, однако, не на Писании; ее истоки лежат в древнегреческой философии. Сторонники этой концепции не имеют единого мнения относительно природы души и ее отношения к телу и духу. Одни рассматривают душу как главную составляющую животной жизни человека, а дух — как главную составляющую его рациональной и нравственной жизни. Мнение же других заключается в том, что душа является промежуточным звеном между телом и духом. Авторы этого подхода усердно искали поддержку в Библии, особенно в таких ее разделах, как I Фес. 5:23 и Евр. 4:12. Однако эти разделы не поддерживают точки зрения, что человек состоит из тела, души и духа.

Действительно, в первом разделе Павел говорит о «духе, душе и теле», но это отнюдь не означает, что он считает их тремя различными субстанциями, а не тремя различными аспектами человека. Когда Иисус говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим» в Матф. 22:37, — Он не имеет в виду три различные субстанции. Приведенные слова используются только для того, чтобы подчеркнуть, что имеется в виду человек в целом. Более того, из раздела Евр. 4:12 не следует делать вывод, что Слово Божие обращается отдельно к душе и духу, что естественно бы подразумевало существование двух различных субстанций; в действительности же речь идет об обращении к двум различным аспектам человека, его мыслям и намерениям его сердца.

Б. Происхождение души в отдельном человеке. Существуют три теории относительно происхождения души в отдельном индивидууме.

  1. Преэкзистенцианизм (буквально, до-бытийность). Сторонники этой точки зрения считают, что души людей существовали в некоем предсостоянии и что пребывание их в этом предсостоянии ответственно за их состояние сейчас. По мнению сторонников преэкзистенцианизма, это позволяет естественным образом объяснить, что все люди рождаются грешниками. Однако в настоящее время этот подход почти не встречает поддержки.
  2. Традиционизм. Согласно традиционизму, душа человека зарождается вместе с его телом и поэтому передается от родителей детям. Эта точка зрения, считают ее сторонники, находит поддержку в Писании в том утверждении, что Бог почил от творения после того, как Он создал человека (Быт. 2:2), в том, что Библия ничего не говорит о создании души Евы (Быт. 2:23; I Кор. 11: 8) и что потомки находятся во чреслах их отцов (Быт. 46:26; Евр. 7:9,10). Более того, эта точка зрения как будто поддерживается: (а) аналогией с животным миром, в котором по наследству передаются душа и тело; (б) фактами наследования интеллектуальных и семейных качеств, которые, как это достаточно очевидно, принадлежат не телу, а душе; (в) наследованием качеств нравственной несостоятельности или греха, которые, конечно же, являются свойствами души, а не тела.

Традиционизм, однако, имеет ряд слабых сторон: (а) утверждение, что родители являются, в некотором смысле, творцами души ребенка, или предположение, что душа родителей может разделяться на несколько душ, противоречит не только библейской доктрине, но и основному положению психологии, согласно которому душа не допускает никакого деления; (б) утверждение, что после окончания творения Бог действует только в качестве посредника, не является обоснованным: в труде по искуплению и чудесах Бог действует непосредственно; (в) безгрешность Иисуса: если исходить из того, что как тело, так и душу Он получил от грешной Марии, отстаивать эту безгрешность очень трудно.

  1. Креационизм. Теория креационизма утверждает, что душа каждого человека есть непосредственное создание Бога, результат прямого акта творения, время которого мы не можем точно определить. В этой теории предполагается, что душа была сотворена невинной, но она стала грешной еще до рождения за счет вхождения в тот грех, которым опутано человечество.

Эта теория находится в большей гармонии с Писанием, чем предыдущие, поскольку Библия всегда исходит из положения, что тело и душа являются различными субстанциями (Екк. 12:7; Ис. 42:5; Зах. 12:1; Евр. 12:9; Чис. 16:22). Более того, эта теория больше согласуется с природой человеческой души, чем традиционизм, поскольку креационизм более бережно относится к духовной и поэтому невидимой части человеческой души. И наконец, креационизм избегает несоответствия доктрине Христа, свойственного традиционизму, поскольку не противоречит безгрешности Иисуса.

Это, однако, не означает, что креационизм выше критических замечаний. Теория креационизма не позволяет объяснить воспроизводство умственных и нравственных качеств родителей в детях, приписывает животным больше возможностей в передаче наследственных факторов, чем людям. И наконец, в этой теории имеется опасность быть понятой так, что Бог, хотя бы частично и косвенно, ответствен за грех, поскольку душа, будучи сотворена невинной, затем попадает в условия, которые неизбежно совратят ее. Тем не менее, эта теория, несмотря на отмеченные несовершенства, является более предпочтительной, чем предыдущие.

Вопросы для самопроверки

В чем суть дихотомической точки зрения на основные элементы человеческой природы? Каким образом эта точка зрения обосновывается в Писании? В чем суть трихотомической точки зрения? Какие аргументы из Писания используются в трихотомической точке зрения для обоснования ее правоты? Какие возражения выдвигаются против трихотомической точки зрения? Какие теории о происхождении души человека Вы знаете? Каковы основные положения теории преэкзистенцианизма? Каковы основные положения теории традиционизма? Какие аргументы могут рассматриваться, как подтверждающие правоту этих теорий? Какие возражения выдвигаются против этих теорий? В чем суть теории креационизма? Какие аргументы говорят в пользу этой теории? В чем суть возражений против теории креационизма?

Луис Беркхоф. Христианская доктрина.

Учебник / Пер. с англ. Э.И. Волмянского, О.А. Волмянской. - Минск: Вышэйшая школа, 1995. - 295 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: