Особая роль Святого Духа в Троице – доводить деяния Бога в творении и искуплении до завершения.

В категориях: Наставь и научи,Слово Божье к человеку

дух

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.» (Иоан.14:26)

Луис Беркхоф.

Обсуждение Святого Духа предполагает специальное рассмотрение следующего: Личность Святого Духа, Не столько божественность, сколько личность Святого Духа вызывает очень много вопросов.

Личность Святого Духа отрицалась рядом сект раннего христианства, социнианами периода Реформации, а в настоящее время — унитариями, модернистами и савеллианами всех мастей. Они рассматривают Святой Дух как некую власть или воздействие Бога.

И все-таки в Библии Он обозначается как личность (Иоан. 14:16,17,26; 15:26; 16:7—15; Рим. 8:26). Ему приписываются такие личностные характеристики, как разум (Иоан. 14:26; 15:26; Рим. 8:16); привязанности (Ис. 63:10; Ефес. 4:30); воля (Деян. 16:7; I Кор. 12:11). Более того, Он выполняет действия, свойственные личности: говорит, испытывает других, проверяет, отдает команды, делает откровения, прилагает различные усилия, совершает заступничество (Быт. 1:2; 6:3; Лук. 12:12; Иоан. 14:26;15:26; 16:8; Деян. 8:29;13:2; Рим. 8:11; I Кор. 2:10,11). Кроме того, в Библии имеются разделы, в которых отмечается, что Дух Святой отделен от Своей силы (Лук. 1:35; 4:14; Деян. 10:38; Рим. 15:13; I Кор. 2:4).

Отношение Святого Духа к другим лицам Троицы. Хотя и утверждалось с самого начала, на основании Евангелия от Иоанна (Иоан. 15:26), что Святой Дух исходит от Отца, лишь в 589 году западная церковь официально признала, что Он также исходит от Сына. Это положение основывается на том факте, что Дух также называется Дух Христа и Дух Сына (Рим 8:9; Гал. 4:6); сказано, что Он был ниспослан Христом (Иоан. 15:26; 16:7). И так как Святой Дух исходит от Отца и Сына, Он находится в самых тесных отношениях с Ними. Он проникает в суть Бога (I Кор. 2:10,11), и даже в некоторой степени идентифицируется с Христом (И Кор. 3:17). В виде Духа Христос возвращается к Своим ученикам (Иоан. 15:16—18). Более того, в посланиях Павла называется иногда Христом, а иногда Духом Божиим тот, кто живет в сердцах верующих (Рим 8:9,10; Гал. 2:20; I Кор. 3:16).

Божественность Святого Духа. Божественность Святого Духа подтверждается целой серией доказательств, очень сходных с теми, о которых мы говорили в связи с Сыном. Божественные имена даются Святому Духу (Деян. 5:3,4; I Кор. 3:16; II Тим. 3:16); божественные совершенства Ему приписываются (Пс. 138:7—10; Ис. 40:13,15; I Кор. 2:10,11; 12:11; Рим 15:19; Евр. 9:14); божественная работа выполняется Им (Быт. 1:2; Иов. 26:13; 33:4; Пс. 103:30; Иоан. 3:5,6; Тит. 3:5; Рим. 8:11) и божественная слава сопровождает Его (Матф. 28:19; Рим 9:1; II Кор. 13:13).

Деяния, приписываемые Святому Духу. Имеются некоторые деяния, которые, хотя они и являются деяниями триединого Бога, приписываются Святому Духу. В общем плане можно сказать, что специальной задачей Святого Духа является доводить деяния Бога в творении и искуплении до завершения.

В природе Святой Дух порождает жизнь и, таким образом, делает заключительные прикосновения в творении (Быт. 1:3; Иов. 26:13; Пс. 32:6; Пс.103:30);

обучает людей специальным деяниям (Исх. 28:3; 31:2,3,6; 35:35; I Цар. 11:6; 16:13,14).
В деле искупления Он помогает Христу в Его искупительной работе (Лук. 1:35; 3:22; Иоан. 3:34; Евр. 9:14);
Он вдохновляет Писание (I Кор.2:13; II Петр. 1:21);
Он формирует и укрепляет церковь и находится в ней как главное действующее лицо новой жизни (Ефес. 1:22,23; 2:22; I Кор. 3:16; 12:4);
Он поучает и направляет церковь, ведет ее по пути истины (Иоан. 14:26; 15:26; 16:13,14; Деян. 5:32; Евр. 10:15; I Иоан. 2:27).

Луис Беркхоф. Бог. Учебник / Пер. с англ. Э.И. Волмянского, О.А. Волмянской. - Минск: Вышэйшая школа, 1995. - 295 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: