Отцовство и сыновство на весах Божьих.

В категориях: Библия говорит,Комментарии

авессалом

“Неслушный сын, мятежный сын…”

Леонид Банчик

Когда археологи раскапывали памятники Кедронской долины, то над одним из них пришлось особенно потрудиться: он был доверху засыпан мелкими камнями, которые швыряли отцы на глазах непослушных детей. Говорят, столь необычная традиция была хорошим уроком для сорванцов, после чего они вели себя гораздо лучше. Монумент называется Яд Авшалом, памятник Авессалома.

“Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка. Когда он стриг голову свою, - а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его, - то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому” (2Цар.14:25-26).

Красивая внешность часто является испытанием для молодых людей. Им оказывают знаки особого внимания, их могут излишне баловать недальновидные родители, о них любят посудачить сплетники. Яркое обличье и молодость помогают побеждать на выборах политикам, и избиратели далеко не всегда думают, кто скрывается за этим обличьем.

Авессалом – третий сын Давида. Первым был Амнон, надругавшийся над единокровной сестрой Фамарью, родной сестрой Авессалома. За такое преступление по закону полагалась смертная казнь, но Давид промолчал. Вероятно, царь боялся, что после казни Амнона народ напомнит ему о собственных преступлениях.

Что должен был сделать Авессалом? Прийти к отцу и потребовать справедливого наказания. Но Авессалом возненавидел и Амнона, и Давида, затаил жажду мести и спустя два года коварно расправился со старшим братом. Он бежал к деду по материнской линии в Гессур и переждал там три года, пока гнев царя не утих. А ещё через два года Давид простил Авессалома: “…И позвал царь Авессалома; он пришел к царю и пал лицом своим на землю пред царем; и поцеловал царь Авессалома” (2Цар.14:33).

Отец простил сына, но сын не простил отца. Возвращение в Иерусалим он использовал для подготовки дворцового переворота. Авессалом был популярен в Израиле не только изза внешности. Народ считал убийство Амнона справедливой карой. Народ одобрял то, что Авессалом взял к себе в дом обесчещенную сестру, а свою дочь назвал её именем. По закону Фамарь должна была жить в доме отца, и Давид совершил ошибку, согласившись отправить дочь в дом сына. Неправедным путём Авессалом доводит свой “рейтинг” до максимума:

“И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто‐нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: “из такого‐то колена   Израилева раб твой”, тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. И когда подходил кто‐нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его. Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом  в   сердце  Израильтян” (2Цар.15:26).

Авессалом является родоначальником современных предвыборных кампаний! Сегодня политические деятели точно так же, с улыбкой во весь рот, выходят к толпе народа, жмут руки, обнимаются, фотографируются на память, дают невыполнимые обещания. Они зарабатывают голоса людей, но люди их мало волнуют. Любым путём они стремятся к власти, и Авессалом – первый среди них. Он добился своего: законный царь вынужден был бежать из Иерусалима. Но в отличие от Авессалома, Давид – раб Божий. Он молится, и его молитвенный плач записан в 3м Псалме: “Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой!”

По этому Псалму написана известная в мессианских общинах песня “Кума, Адонай”. Правда, поют её иногда так весело, как будто царь покидал столицу в “лихой пляске”.

На самом деле “плакала вся земля громким голосом”. Давид в невыносимом горе: его предал родной сын. И не просто предал, а осквернил его дом. Увы, начиная с Адама и Евы, не послушавших Творца, мир полон детей, недостойных своих родителей. Сыновья Иакова продали в рабство Иосифа, сыновья первосвященника Илия опускали вилку в котёл с жертвенным мясом, сыновья Самуила “уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно”. В нашей истории сын восстал против отца, а отец просит: “Восстань, Господи!”, и мы в который раз убеждаемся, что сила человеческая – ничто, по сравнению с силой Творца.

“Сражение распространилось по всей той стране, и лес погубил народа больше, чем сколько истребил меч, в тот день. И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал” (2Цар.18:89).

Запутался волосами… По воле Господа предмет гордости Авессалома стал причиной его гибели. Военачальнику Иоаву, не менее злокозненному, чем Авессалом, оставалось только добить беспомощного мятежника стрелами из лука. Давид вернулся на царский трон, но у него не было ощущения радости: как-никак, он победил собственного сына, плоть от плоти своей, пусть и изменившего родному отцу. И Давид вновь плачет:

“И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой, Авессалом! сын мой, сын мой, Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!” (2Цар.18:33).

“Авшалом” означает “Отец мира, покоя”. Далеко не всегда в Писании имя человека соответствует его поступкам. “Отец мира” оказался непокорным сыном, сыном войны, сыном гордыни.    Как тут не вспомнить притчу о блудном сыне? Он ушёл из дома самонадеянный, верящий не в Бога, а в самого себя, но вернулся с покаянием, готовым стать рабом своему отцу. И отец принял его, как родного сына. Авессалом выступил против отца, помазанника Божьего, и погиб.

Мы не имеем права поступать с родителями, как Авессалом и другие негодные сыновья и дочери. Мы не должны забывать о родителях. Если они живут далеко,  почаще звонить им, если близко  навещать их, если в одном доме  заботиться о них, если их уже нет с нами  чтить память и рассказывать о них потомкам. Ведь у нас есть великий пример отношения Сына к Отцу и к Его детям:

“Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них” (Ин.17:25-26).

«Твёрдое основание», № 6, январь 2018.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: