Происхождение и сущность греха

В категориях: Библия говорит,Комментарии

грех

"если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним". (Быт.4:7)

Луис Беркхоф

  1. Происхождение греха.

Проблема происхождения греха постоянно привлекает внимание мыслящих людей и ставит в тупик тех, кто пытается понять ее вне толкования Библии. Некоторые теологи пытались вообще уйти от нее, утверждая, что души людей грешны изначально и поэтому люди уже при рождении являются грешниками. Великий философ Иммануил Кант признавал существование врожденного зла в человеке, но не мог объяснить его происхождение. Эволюционисты пытаются объяснить наличие зла в человеке наследованием качеств, свойственных животному миру. Библия, однако, останавливает наше внимание на факте грехопадения человека. Согласно Библии, корень всего нравственного зла в мире лежит в грехе Адама — первого представителя рода человеческого.

Природа первородного греха.

Причиной первородного греха стало вкушение Адамом и Евой плодов с древа познания добра и зла, что было строжайше запрещено Богом. Мы не знаем конкретно, что за дерево это было. Оно называлось «древо познания добра и зла»; возможно, оно предназначалось, чтобы установить: (а) будет ли будущее людей добрым или злым; (б) позволит ли человек Богу определять, что есть добро и что есть зло, или же будет пытаться это делать сам.

Первый совершенный человеком грех позволил полностью выявить его сущность и природу: осуществив акт неповиновения, человек отказался отдать себя воле Бога и позволить Ему определять ход своей жизни. Он решил, что будет это делать самостоятельно. В рациональном плане в первом грехе проявилось неверие человека и его гордость; в волевом — желание быть подобным Богу; в эмоциональном — неблагочестивое удовольствие от вкушения запретного плода.

Обстоятельства совершения первого греха.

Человек был соблазнен змеем, который посеял в его разуме семена сомнения, недоверия. Хотя целью змея было принудить Адама, главу одной из договаривающихся сторон завета о послушании, пасть, искуситель обратился все-таки к Еве, потому что она (а) не была главой одной из договаривающихся сторон завета о послушании и поэтому не имела должного чувства ответственности; (б) получила завет не непосредственно от Бога и потому была более восприимчива к заблуждению; и (в), как следствие этого, была наиболее эффективным орудием в руках змея против Адама.

Говорящий змей для очень многих теологов всегда был большим камнем преткновения и часто придавал грехопадению человека двусмысленную интерпретацию. Однако из Писания отчетливо видно, что змей был всего лишь инструментом в руках сатаны, истинного искусителя Адама, точно так же, как люди и свиньи оказывались инструментом в руках Иисуса в дни Его служения (Иоан. 8:44; Рим. 16:20; II Кор. 11:3; Откр. 12:9).

Последствия первого греха.

Следствием падения человека была потеря им образа Божия в ограниченном смысле этого слова, истинного знания Бога, праведности и святости. Более того, он был абсолютно лишен, т.е. лишен каждой частью своего тела, врожденной потребности, заложенной Богом, творить в любой форме духовное добро. Это изменение в истинном состоянии человека также нашло отражение в его осознании себя, чувстве осквернения, проявившемся в появлении стыда, чувстве вины, которое нашло свое выражение в страхе перед Богом. Кроме того, человек в самом полном смысле этого слова стал смертным (Быт. 3:19; Рим. 5:12; 6:23), хотя окончательное исполнение этого приговора было отложено. И наконец, человек был изгнан из рая и изолирован от древа жизни, которое символизировало вечную жизнь в завете о послушании.

  1. Сущность греха. Грех - это нравственная форма зла.

Существует много ошибочных концепций сущности греха, хотя истинная трактовка дается только в Писании. Подчеркнем основные моменты, касающиеся сущности греха, как это изложено в Писании.

Грех как специфическая форма зла.

В настоящее время имеется тенденция подменять слово «грех» словом «зло». Но это плохая подмена. Хотя абсолютно справедливо, что всякий грех есть зло, утверждение, что всякое зло есть грех, далеко не всегда является справедливым. Например, болезнь является злом, но едва ли ее можно назвать грехом. Более того, современные тенденции говорить о зле, а не о грехе привели к тому, что некоторые стали рассматривать грех как болезнь или некое несовершенство, за которое человек не несет ответственности. Из Библии, однако, следует, что грех есть специфическая форма зла, а именно нравственная его форма, за которую человек несет прямую ответственность и которая подводит его под приговор о проклятии.

Абсолютность греха.

С точки зрения этики, противопоставление добра злу является абсолютным и ничего промежуточного между ними нет. Такова же точка зрения Писания. Тот, кто не любит Бога всем сердцем, уже является носителем зла. Библия не признает нравственного нейтралитета. Она требует от падших стать праведными и очень часто приводит примеры праведных, впавших во зло. Однако в ней нет ни одного примера нейтрального отношения к добру и злу. Человек может быть либо прав, либо не прав (Матф. 10:32,33; 12:30; Лук. 11:23; Иак. 2:10).

Грех всегда имеет отношение к Богу и Его воле.

Некоторые современные теологи настаивают на интерпретации греха через призму социальных условий. Грех есть, по их мнению, неправедность по отношению к согражданам. Но такая точка зрения не является правильной, ибо неправедность не может быть названа грехом только потому, что она противоречит воле Божией. Грех можно определить как несогласие с законом Божиим, что абсолютно несовместимо с требованием о безоговорочной любви к Богу. Совершенно очевидно, что Писание рассматривает грех только во взаимосвязи с Богом и это находит свое отражение либо в законе, заложенном в нашем сердце, либо в заветах, оставленных нам Моисеем (Рим.1:32; 2:12—14; 4:15; 5:13; Иак. 2:9,10; I Иоан. 3:4).

Грех включает в себя как вину, так и осквернение.

Грех есть прежде всего вина, т.е. нарушение закона, за которое согрешившие должны нести наказание от праведного Бога. Однако имеются люди, которые отрицают, что грех включает в себя вину, хотя такому отрицанию противоречат как предупреждение, которое получает грешник, так и наказание, которое за этим следует, а также прямые указания Писания, такие, как Матф. 6:2; Рим. 3:19; 5:18; Ефес. 2:3. Грех есть также осквернение, внутреннее разложение, которому подвержен каждый грешник. С осквернением всегда связано чувство вины. Каждый из нас, виновный в грехе Адама, только появившись на свет, уже несет на себе печать осквернения. Об осквернении грехом четко сказано в Библии (Иов. 14:4; Иер. 17:9; Матф. 7:15—20; Рим. 8:5-8; Ефес. 4:17—19).

Грех находится в сердце.

Грех находится в сердце человека, которое, в соответствии с Писанием, является центральным органом души и источником жизни (Прит. 4:23). Именно из сердца влияние греха распространяется на интеллект, волю, эмоции, короче говоря, на всего человека, включая его тело (Прит. 4:23; Иер. 17:9; Матф. 15:19,20; Лук. 6:45, Евр. 3:12).

Грех проявляется не только с внешней стороны. В противоположность пелагианцам и полупелагианцам следует подчеркнуть, что грех имеет не только внешнюю сторону, но и внутреннюю, которая включает грешные привычки и обычаи, а также грешное состояние сердца. Грешное состояние является базой для грешных привычек, а грешные привычки ведут к грешным деяниям. То, что злые мысли, чувства, намерения в сердце должны рассматриваться как грешные, следует из таких мест, как (Матф. 5:22,28; Рим. 7:7; Гал. 5:17,24.

Луис Беркхоф. Христианская доктрина.

Учебник / Пер. с англ. Э.И. Волмянского, О.А. Волмянской. - Минск: Вышэйшая школа, 1995. - 295 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: