Божий завет благодати.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

Божий завет благодати.

Николай Богдан

Заветом в Писании называется торжественное соглашение, достигнутое путем переговоров или предложенное в одностороннем порядке, которым договаривающиеся стороны путем взаимных обещаний, требований и обязательств связываются постоянными, точно определенными отношениями (в качестве примера можно привести брачный завет, Малахия 2:14).

Когда Бог заключает завет со Своим творением, Он Сам устанавливает условия, как это показывает Его завет с Ноем и всеми живыми созданиями. «И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас» (Быт.9:8-9). Когда Адам и Ева нарушили условия «завета дел» (Быт.3:6), Бог не уничтожил их, но объявил им Свой завет милости, пообещав послать Спасителя. Основание Божьего завета — Его обещания, как это следует из Его завета с Авраамом. Бог призвал Авраама пойти в землю, которую Он хотел дать ему, и обещал благословить его и через него все племена земные. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12:1-3).

Авраам внял Божьему призыву, потому что верил в Божье обетование. Именно эта вера в обетование была зачтена ему в праведность. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15:6). «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое". И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность» (Рим 4:18-22).

Божий завет с Израилем на Синае принял форму типичного древневосточного договора о суверенитете, т.е. завета, в котором вассальный князь или народ в одностороннем порядке присягали на верность верховному властелину. Хотя синайский завет требовал покорности Божьим законам под угрозой наложения проклятия, он был продолжением завета благодати. «И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх.3:15). «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов, - но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского» (Втор.7:7-8). «…не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову; посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный» (Втор.9:5-6).

Бог дал Свои заповеди народу, который Он уже выкупил и на который заявил Свои права. «…вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (Исх.19:4). «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх.20:2). Обетования Божьего завета были подкреплены символическими прообразами, содержавшимися в законе, данном Моисею. Неспособность израильтян сохранять завет Божий выявила нужду в новом искуплении и новом завете, чтобы народ Божий стал воистину Его народом, а Бог — их Богом. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:31-34).

Сравните Иер.32:38-40: «Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни [жизни], ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» с Быт.17:7: «…и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя». «…и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского» (Исх 6:7).

Уже в недрах Ветхого Завета было определенно возвещено Богом о заключении в будущем окончательного - Нового Завета с людьми. «И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли, не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое?» (2Цар. 23:4-5). «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы» (Ис. 42:6-7). Этот Новый Завет Бог и заключил в лице Господа Иисуса Христа. «…ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф.26:28). Знамением этого завета является искупительная Кровь Спасителя и излияние обещанного Духа Святого.

Божий завет с Израилем был приготовлением к пришествию Самого Бога в лице Его Сына для исполнения всех Его обетований и для наполнения реальным смыслом того, что было выражено в законе символически. «Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его» (Ис.40:10). «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:1). «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан.1:14).

Иисус Христос, Посредник нового завета, предложил Себя как истинную и последнюю жертву за грех.

Он исполнил закон в совершенстве и как второй Адам (второй глава человеческого рода и его представитель перед Богом) стал наследником (вместе со всеми верующими в Него) всех изложенных в завете благословений прощения, мира и общения с Богом в обновленном Им мироздании. Символические и временные установления, существовавшие для передачи этих благословений, были отменены полной реализацией того, чему они служили предзнаменованием.

Как объясняется в Послании Евреям 7-10 главы, через Христа Бог ввел в действие лучший вариант Своего вечного завета с грешниками (Евр.13:20) — с лучшими обетованиями (Евр.8:6), основанный на лучшей жертве (Евр.9:23), предложенной лучшим первосвященником в лучшем святилище (Евр.7:26-8:6). И этот Новый Завет гарантирует нам лучшую, чем прежний завет мог выразить, надежду на вечную славу с Богом в лучшей, т.е. небесной, стране. Сравните Евр.11:16: «но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» с Евр.11:40: «…потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства».

Исполнение Ветхого Завета Христом открыло дверь веры язычникам. Выражение «семя Авраамово», относившееся прежде к определенной общине, с которой Бог заключил Свой завет, получило во Христе новое содержание. Новым «семенем Авраама» стали язычники и иудеи, верой соединенные со Христом. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:26-29).

Ни один человек, стоящий вне Христа, не может находиться в завете с Богом!

«Блажен человек, которому Господь не вменит греха. Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании. Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее» (Рим.4:8-17).

«Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине» (Рим 11:13-24).

Целью всех Божьих действий, связанных с заветом, остается, как это всегда было, собирание и освящение «народа завета» «из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр 7:9), которые однажды станут наследниками нового Иерусалима в обновленном мире. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр.21:1-2). Здесь отношения завета найдут свое самое полное воплощение — «они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр 21:3).

К этой цели Бог ныне направляет весь ход мировой истории!

Рамки завета включают в себя всю сферу Божьей милости, которую Он проявляет по Своему изволению. Христос продолжает Свое небесное служение, оставаясь Ходатаем Нового Завета. «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:22-24).

Спасение — это спасение, обетованное заветом. Оправдание и усыновление, возрождение и освящение — это милости, обещанные заветом. Избрание — это избрание Богом членов общины, с которой Он заключил завет. Церковь, крещение и вечеря Господня, соответствующие обрезанию и пасхальной трапезе Ветхого Завета, — это установления, основанные на завете. Божий закон — это закон завета, и его соблюдение является самым истинным выражением благодарности за милости завета и верности Богу, с Которым верующие в Иисуса Христа находятся в отношениях завета. Вступая в завет с Богом, в ответ на Его вступление в завет с нами, все верующие проходят необходимое посвящение, которое совершается как в личном общении с Богом, так и за Господней трапезой. Понимание завета милости помогает нам правильно оценить все чудеса Божьей искупительной любви.

idoorway.mirtesen.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: