Что такое гибкие навыки для молодежи и взрослыз..

В категориях: Возрастая в личной жизни,Обучение и навыки

навык

Гибкие навыки – запрос на самореализацию.

Яна Рождественская – редактор образовательного онлайн-ресурса.

Лето – время, когда школьник может не только отдохнуть, но и немного подучиться. Многие летние образовательно-оздоровительные детские центры вводят у себя практики, которые помогают освоению школьниками так называемых гибких навыков (soft skills).

Да собственно, и в обычной школе все чаще и чаще сегодня говорят о том, что ребят нужно не только обучать конкретным предметам – математике, истории или английскому языку, – но и развивать soft skills. Среди которых – коммуникативные навыки, адаптивность, управленческие навыки, креативное мышление, готовность осваивать новое, открытость к чужому опыту, гибкость и т.д.

Согласно опросу, проведенному в 2016 году американской газетой Wall Street Journal среди 900 топ-менеджеров, 92% опрошенных считают, что гибкие навыки важны в той же мере или даже больше, чем технические. Как отмечает Ольга Агапова, консультант агентства Coleman Services, специализирующегося на кадровых решениях, «таким навыкам всегда уделялось большое внимание, но если раньше речь шла о конкуренции человека с человеком, то теперь на первый план выходит конкуренция человека с искусственным интеллектом».

По сути, теперь о гибких навыках можно говорить с точки зрения того, чем человек в работе выгодно отличается от машины, какие задачи именно человек может выполнить эффективнее робота. Очевидно, что в будущем появятся новые профессии, которые пока сложно представить, причем многие из них будут базироваться именно на гибких навыках. Шесть лет назад московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив выпустили исследование, согласно которому к 2030 году должно появиться 186 новых профессий, среди них, например, генетический консультант и ментор стартапов. Пусть книга вызывала много споров и дискуссий, важность гибких навыков никто не отменял. Тем более что новый, все более технологичный мир меняется все быстрее.

Согласны с этим учителя из разных стран. В соответствии с исследованием Results for Life, подготовленным в прошлом году британской благотворительной организацией Prince's Trust и банком HSBC, 91% учителей считают, что школы должны больше помогать учащимся в развитии гибких навыков. Согласно тому же исследованию, 72% сотрудников различных компаний думают, что soft skills были развиты у них недостаточно, когда они впервые устроились на работу.

Специалисты считают, что такие навыки важно привить именно в детстве, так как дети менее инертны. Во взрослом же возрасте с этим все обстоит гораздо сложнее. Дело в том, что в основе soft skills лежат фундаментальные качества личности, связанные с нашим характером, привычками и индивидуальной картиной мира – убеждениями в отношении себя и других. Поэтому «натренировать» их сложнее, чем может показаться.

По мнению Ольги Агаповой, сегодня появляется много проектов, по сути, занимающихся развитием у детей soft skills, – в Москве это, например, парки развлечений. Во многом развитию гибких навыков у детей в раннем возрасте посвящены популярные сейчас методики, например, методика Марии Монтессори, Вальдорфская школа, методика Зайцева.

Елена Шмелева, руководитель фонда «Талант и успех» и член экспертного совета образовательного центра «Сириус», уверена, что на принципы обучения гибким навыкам влияют и особенности современной молодежи, запросы которой отличаются от запросов старшего поколения. «К нам приезжают представители принципиально другого поколения, их отличает скорость освоения знаний и принятия совместных решений, – рассказывает Шмелева. – Современная молодежь уже не говорит так, как поколение до них: «Мы хотим найти баланс между нашей личной и трудовой жизнью». Они говорят о «сфере, в которой будут чувствовать себя хорошо». Это запрос на принципиально другую самореализацию».

По мнению Елены Шмелевой, гибкие навыки формируются в процессе общего образования, если создана соответствующая среда для общения и совместного развития. «Именно в общее образование входит формирование жизненных целей, становление эмоций, понимания природы вещей на уровне, который соответствует современным научным представлениям», – считает она.

Хотя во взрослом возрасте приобрести soft skills гораздо труднее, многие компании уделяют немало внимания их развитию у сотрудников. Также появляется все больше компаний, которые специализируются на создании различных курсов и программ для развития soft skills. Так, например, нидерландская компания TrainTool специализируется именно на развитии таких навыков. С ней сотрудничают авиакомпания KLM, банк Rabobank, консалтинговая компания Deloitte. Существует довольно много дистанционных систем обучения, которые разрабатывались специально для подобного обучения и развития сотрудников компаний.

Конечно, можно развивать гибкие навыки и самостоятельно. Как считает Александр Антонов, основатель образовательного онлайн-сервиса Puzzle English, занимаясь онлайн, взрослый человек параллельно развивает способность воспринимать новое, переключаться и гибко реагировать на разные форматы подачи информации. А если обучение геймифицировано, то, экспериментируя с ответами, человек незаметно для себя развивает способность принимать решения в условиях неопределенности.

Coursera, Moodle, Openedu.ru, Udemy, edX – онлайн-платформ для самообразования сегодня много. Но такое развитие требует времени, особенно во взрослом возрасте. Тренинги, обещающие существенно развить критическое мышление или эмоциональный интеллект за один-два дня, или компьютерные приложения на эту тему доверия вызывать не должны.

ng.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: