В российские политические выборы входит культура шоу с ее примитивными штампами.

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

шоу1

Выборы в условиях шоуизации: технологии и социальные последствия.

Ежов Дмитрий Александрович, к.п.н., доцент, старший научный сотрудник, Центр политологических исследований Департамента политологии, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва.

В статье на примере кампании по выборам Президента Российской Федерации 2018 г. рассматриваются технологии сближения политики и шоу. Теоретической базой для авторских суждений и выводов является концепция шоуизации как установки современной цивилизации, обусловленной тотальным распространением средств массовой информации и коммуникации. Актуальные проявления медиазации общественно-политической жизни характеризуются тотальным распространением традиционных и инновационных источников ретрансляции информационных сообщений о событиях. Дополнительный стимул распространению шоутехнологий в политической сфере общества придаёт стремительное развитие глобальной сети интернет.

В кампании по выборам Президента Российской Федерации 2018 г. определённые технологии и их проявления нашли соответствующее отражение. Социальные последствия проникновения элементов шоу в политический и, в частности, избирательный процесс заключаются в том, что имеющий место транзит способствует преломлению традиционной модели политических ценностей в массовом сознании. Конечная цель распространения шоутехнологий с учётом контекста шоуизации как цивилизационной установки направлена на симплификацию усвоения аудиторией объективной реальности.

Повышение роли влияния средств массовой информации и коммуникации в политике, тенденции, сопровождающие современный избирательный процесс, расширяющийся спектр технологий, применяемых в ходе предвыборных кампаний в контексте их воздействия на электоральное сознание, актуализируют интерес к исследованию выборов в условиях шоуизации как явления и процесса. Реальные практические примеры, свидетельствующие о слиянии политики и шоу, характеризующемся системным и кросснациональным характером, в различных проявлениях фиксируются в рамках предвыборных кампаний, проводимых в современных государствах и, в том числе, в Российской Федерации. В этой связи, представляется актуальным выявление особенностей проведения выборов в условиях шоуизации как объективно существующей реальности, имеющей цивилизационную природу. Поставленная цель достигается посредством анализа элементов шоу, интегрированных в технологическую составляющую современного избирательного процесса, а также проектирования потенциальных социальных последствий инклюзивности шоутехнологий. Объектом исследовательского внимания является шоуизация как явление и процесс; в качестве предмета позиционируются технологическая составляющая избирательного процесса в условиях шоуизации и потенциальные социальные последствия, формируемые в рамках соответствующего контекста. В современном обществе шоуизация является имеющей цивилизационную природу объективной реальностью, на фоне которой протекают политические субпроцессы, интегрирующие элементы шоу, в том числе и избирательный процесс, характер которых предопределяет направление трансформационных тенденций по отношению к состоянию массового сознания. Связь между выбороами и шоу в настоящей статье рассматривается на примере кампании по выборам Президента РФ 2018 г.

Шоуизация как явление и процесс

В трактовке шоуизации как явления и процесса, а также его адаптации к условиям современного социального дискурса мы отталкиваемся от определения соответствующего феномена, данного Ю. М. Романенко и принципиально сводимого к следующему: «Шоуизация (существительное от английского глагола to show – показывать; буквальный перевод на русский язык – показуха, показушничество) – установка современной цивилизации, обусловленная тотальным распространением средств массовой информации и коммуникации, стремление выставить напоказ, манипуляция толпой; удовлетворение гипертрофированной психологической потребности в зрелищах, осуществление экспансии визуальной культуры, настроенной на поражение воображения обывателя, непрерывное выслеживание и демонстрация в режиме nonstop экстраординарных событий (от природных катастроф до захвата заложников террористами). Шоуизация сама является информационным терроризированием – экстремальным способом реализации возможностей четвёртой власти (СМИ). Имеются две формы шоуизаторской подачи материала для привлечения внимания – сенсация и эксклюзив. Девизом шоуизаторов может быть строка из песни Фредди Меркьюри: «Show must go on» – представление должно продолжаться (при любых обстоятельствах).

Шоуизация, имея цивилизационную природу, охватывает все сферы общества, включая политическую, а содержательной основой исследуемого явления, очевидно, является шоу или перфоманс, являющийся специфической разновидностью общественно-политического взаимодействия, интерпретируемого в виде спектакля. Публичность политики привела к тому, что сама суть политического утрачивает свои временные и исторические начала и сегодня является технологически хорошо поставленным представлением; при этом трансформация возникающих явлений в спектакль повышает степень интеграции политической сферы с социальной, экономической, культурной, религиозной.

Ряд авторов связывает развитие соответствующего процесса с возникновением и распространением новых рекламных и PR-технологий в политической и социальной сферах, определяют его сущность как использование технологий шоу в ходе процесса политической коммуникации и выделяют в качестве наиболее популярных технологий политического шоу политический перфоманс, токшоу, юмористические передачи, концерты, привлечение звёзд шоубизнеса к избирательной кампании, флешмобы.

Шоуцивилизация трактуется проникновение элементов шоубизнеса, при котором четко выражается  манипулятивный характер самих шоутехнологий. Современные шоутехнологии как порождение масштабного развития и повсеместного распространения медиаресурсов, как целая шоуцивилизация не гарантируют адекватного восприятия эфирного телепродукта аудиторией. Более того, весь совокупный инструментарий – визуальный, вербальный, драматургический – в политическом шоубизнесе направлен как раз на смещение восприятия конкретной «картинки» в заданном её творцом направлении.

В действительности, в современном мире потребитель продукта, позиционирующегося на политическом рынке в виде идей, концепций, стратегий и программ, неизбежно сталкивается с манипулятивным воздействием контента, ретранслируемого посредством широкого спектра технических средств. Под влиянием соответствующего технологического воздействия формируются политические и электоральные предпочтения, трансформируются социальные приоритеты. Последние годы медиазация общественно-политической жизни характеризуется не только широким присутствием традиционных СМИ (отдельно из которых необходимо выделить телевидение), но и огромного информационного массива, доступ к которому обеспечивается посредством развития глобальной сети интернет. Таким образом, мы склонны рассматривать телевидение и интернет-источники в качестве приоритетных каналов распространения шоутехнологий преимущественно по причине высокой степени наглядности и визуализации, ретранслируемой посредством использования их информации. Также не лишним будет заметить, что шоутехнологии инклюзивны с точки зрения возможностей их проникновения в события и процессы различного характера, что позволяет судить об определяющем значении их комплексного научного осмысления в рамках очерченного теоретико-методологического контекста.

Политика и шоу в избирательных кампаниях: технологии сближения.

Актуальным проявлением шоуизации мира политики в современном обществе, с нашей точки зрения, является применение ряда специфических приёмов, сближающих политику и шоу, активно применяемых в избирательных кампаниях. В их условной классификации мы склонны видеть следующие технологии: популяризация события и личности, целевое информационное терроризирование, создание перфоманса (перфоманс-технология), политический хайп (хайп-технология). Указанные разновидности технологий получают широкое распространение в ходе протекания политических субпроцессов, в том числе и путём транзита из массовой культуры.

Применение перечисленных и подобных им шоутехнологий при проведении избирательных кампаний целесообразно трактовать в качестве актуального тренда, пространственное распространение которого постоянно расширяется. Ещё свежи в памяти события, связанные с предвыборной борьбой между кандидатами на пост Президента США в 2016 г., в рамках которой, по мнению Н. П. Попова, сочетались элементы политического шоу с реальной дискуссией по поводу важных для общества проблем [Попов 2016]. Руководствуясь исследовательским интересом, в целях иллюстрирования соответствующих техник и методик реальной практики сконцентрируем внимание на примерах, проявившихся в период кампании по выборам Президента РФ в 2018 г.

Технология популяризации события

Технология популяризации события достаточно традиционна и основана на приёме привлечения к участию в позиционировании политических процессов в целях обеспечения к ним внимания и интереса со стороны широкой аудитории деятелей шоубизнеса, спорта и иных сфер, имеющих большую популярность в массах. В предвыборных кампаниях данная технология применяется довольно давно и широко распространена в ведении предвыборной борьбы. Подробный анализ применения этого и похожих приёмов на постсоветском пространстве, в частности, представлен в работе О. Е. Гришина и А. Д. Митрофановой [Гришин, Митрофанова 2015b].

В течение предвыборной кампании 2018 г. отмечено значительное количество фактов интеграции в неё звёзд шоубизнеса. Прежде всего отметим такие модели интеграции звёзд в исследуемый процесс, как регистрация в качестве доверенных лиц кандидатов и участие в социальной рекламе в целях привлечения электората на избирательные участки.

Так, в качестве примера, иллюстрирующего первую модель, отметим, что среди доверенных лиц кандидата в Президенты РФ В. Путина, в частности, были зарегистрированы певица Валерия, певец С. Михайлов, рэпер Тимати и другие. Вторая модель получила наиболее яркое практическое воплощение в виде оригинального вирусного видеоролика, распространившегося в сети интернет, с актёром С. Буруновым в главной роли. Согласно сюжету ролика, первоначально не планирующий идти на выборы герой в итоге боится их пропустить после приснившегося ему страшного сна и, проснувшись, собирается на избирательный участок. Ролик снят в шутливой, юмористической манере, но в то же время ориентирован на формирование у его зрителя осознания судьбоносности выборов главы государства. С технологической точки зрения при учёте заложенных в его основу наглядности, зрелищности и ассоциативных приёмов данный видеоролик в полной степени отражает специфику выборов в условиях шоуизации как цивилизационной установки и может рассматриваться в качестве вариации эффективного предвыборного явочного проекта, имеющего вирусную природу распространения и созданного посредством применения шоутехнологий.

Технологически грамотным для позитивного воздействия на электорат также представляется вовлечение в предвыборную кампанию, преимущественно в целях повышения явки на выборы, олимпийских чемпионов (К. Капризов, Е. Медведева). Указанный факт приобретает особое значение для популяризации выборов как значимого политического события с учётом реакции на негативный информационный фон для Российской Федерации во время участия спортсменов в олимпийских соревнованиях в Пхёнчхане в условиях реализации задач, направленных на укрепление национального самосознания.

Указанные технологические приёмы безусловно направлены на популяризацию самой идеи выборов и ориентированы на формирование устойчиво положительного отношения к данному событию широких электоральных слоёв.

Технология популяризации личности

Технология популяризации личности в условиях шоуизации базируется на неоспоримом признании исключительного значения влияния СМИ в современном обществе и предопределённости использования ресурсов, предоставляемых медиаиндустрией, для достижения (повышения) эффекта узнаваемости той или иной персоны. Технология, изначально широко использовавшаяся деятелями шоубизнеса, укореняется и в публичной политике.

Так, становится характерным участие в качестве кандидатов в избирательных кампаниях лиц, чья основная деятельность ассоциируется в массовом сознании с иными сферами (индустрией шоу и современными медиа). На примере президентских выборов в России, прошедших в 2018 г. мы отчётливо видим практическую реализацию данного тренда. В частности, о своём участии в них заявили шоумен и президент «Ассоциации стриптиз-клубов России» Лаки Ли, психолог и участник телепроекта «Дом2» М. Козлов, журналист и автор популярных песен Е. Гордон, телеведущая и «светская львица» К. Собчак.

Попытка участия в выборах Президента РФ для указанных персон завершилась по-разному, но объединяющим элементом является то, что каждая из указанных персон из своего появления в информационном пространстве, даже в ассоциации с избирательным процессом, делала ставку на шоу. Так, Лаки Ли, выбывший из предвыборной гонки на этапе выдвижения, запомнился тем, что посещал ЦИК России в вызывающих, неуместных нарядах, а также обращениями к избирателям в Youtube с заявлениями наподобие того, что современная власть «улетела в космос». Не допущенный в итоге к участию в выборах Президента РФ М. Козлов – тем, что принёс в Центризбирком РФ вместо заполненных подписных листов пустые листы бумаги в подарочных коробках, а также планами создать «министерство счастья», легализовать лёгкие наркотики, ввести в состав кабинета министров ведущих реалитишоу «Дом2» О. Бузову и К. Бородину. Снявшаяся по собственной инициативе с выборов Е. Гордон – слоганом «Гордон за баб!» и заявлением о нежелании принимать участие в фарсе и шоу, вызвавшим недоумение со стороны ЦИК России. Дальше всех в ходе избирательной кампании продвинулась К. Собчак, дойдя до её финала и набрав, согласно официальным данным, 1,68% голосов избирателей.

С учётом факта участия К. Собчак в выборах и полученного этим кандидатом результата, сделаем следующее замечание. Выдвижение К. Собчак, в целом, вписывается в концепцию публичного политического пространства, эксплицируемого феноменом тотальной шоуизации. В то же время на фоне других, правда, несостоявшихся участников предвыборной борьбы, чья основная деятельность связана с шоубизнесом и медиа, кампания «Собчак против всех», которую можно трактовать на уровне политико-технологического проекта, несмотря на внешние характеристики, свойственные шоуизаторству в политике, преследовала, на наш взгляд, более масштабную цель. Выбранную стратагему следует рассматривать в виде способа противодействия бойкотированию выборов протестно настроенной частью электората с учётом того, что К. Собчак в 2011–12 гг. являлась одной из активисток так называемого «белоленточного» движения. Во многом этим и объяснимо её непосредственное участие в кампании 2018 г. в качестве кандидата в Президенты РФ, что, впрочем, не нивелирует генерации элементов шоу в процессе предвыборной борьбы. Собственно, всю кампанию кандидата К. Собчак, начиная от момента выдвижения и заканчивая участием в дебатах, было бы правомерно рассматривать в контексте феномена шоуизации.

Общей тенденцией в обращении к рассматриваемой технологии медийными лицами на выборах 2018 г. является то, что они преимущественно ставили перед собой задачу лишний раз заявить о себе с целью привлечения внимания, используя при этом событие столь высокого уровня, а не вести реальную предвыборную борьбу.

Библиографический список

Гришин O. Е., Митрофанова А. Д. 2015a. Политическое шоу как технология коммуникации // Politbook. № 3. С. 117–133.

Гришин О. Е., Митрофанова А. Д. 2015b. Политические шоутехнологии на постсоветском пространстве // Проблемы постсоветского пространства. № 3. С. 64–83.

Ильченко С. Н. 2016. Политические игры современного шоубизнеса в телеэфире: дискурс манипуляции // Гуманитарный вектор. Т. 11. № 5. С. 110–115.

Пичугина О. А. 2012. Перформанс в общественнополитическом дискурсе современной России // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. № 1 (82). С. 101–110.

Попов Н. П. 2016. Президентские выборы в США: революция избирателей? // Коммуникология. Т. 4. № 6. С. 45–59.

Рашкофф Д. 2003. Медиавирус! Как попкультура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра. Культура. 368 с.

Романенко Ю. М. 2003. Шоуизация // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под ред. Г. Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя. 469 c.

Селищев Д. А. 2009. Теледебаты как форма политических технологий // Среднерусский вестник общественных наук. № 4. С. 163–164.

Вестник института социологии Российской академии наук, №2, т.18, 2018.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: