Царь Небесный и Его Царство в притчах Христа.

В категориях: Библия говорит,Комментарии

притча

Джон Дрейн.

Какая весть и какой вызов содержатся в многочисленных притчах Иисуса? В самом широком смысле, основная тема притч — приход «Царства Божьего».

Это ясно видно из множества притч, начинающихся словами: «Царство Божье подобно…» Кстати, именно поэтому комментаторы видят в притчах самые разные значения: все зависит от того, как комментаторы представляют себе Царство. Те, кто подобно Альберту Швейцеру полагает, что самая суть Царства — это масштабное и очень скорое вторжение Бога в дела человеческого общества, естественно, склонны понимать учение притч именно в таком контексте. Те же, кого привлекают взгляды Ч.Г. Додда, без труда находят в притчах следы осуществленной эсхатологии.

Но подлинное содержание притч несколько сложнее, чем предполагает та или иная из сторон. Если рассматривать все притчи в совокупности, их весть сосредоточена на четырех основных темах, каждая из которых выделяет особую черту «Царства Божьего» и ее воздействие на жизнь людей, принадлежащих Царству.

Как правило, личность правителя или правителей сильно влияет на подчиненное им общество. Жестокие, авторитарные правители без труда прививают жестокость своим подданным, в то время как пример гуманных и либеральных вождей поощряет их народ к гуманному мировоззрению. Царство Божье не исключение. Оно тоже обладает природой и характеристиками своего правителя — Бога.

Некоторые притчи иллюстрируют важнейшие качества Божьей сущности. История о потерянной овце подчеркивает фундаментальный факт Божьей любви к тем, кто ее не заслуживает («благодати»): Бог берет инициативу на Себя и ищет тех, кто по той или иной причине сбился с пути и нуждается в примирении с Ним. Бог озабочен, даже когда сбивается с пути один-единственный человек, и Он обязательно отправится на поиски каждого заблудшего. Другие притчи в Луке 15 — о потерянной монете и о блудном сыне — продолжают тему безоговорочной любви Бога ко всему человечеству. Даже если люди сознательно портят себе жизнь, как блудный сын, Бог не оставляет их. Он не успокоится, пока не приведет их домой, в надежное убежище.

До каких пределов доходит великодушие Бога, показывает рассказ о виноградарях (Матфея 20:1-16). В этой притче Иисус рассказывает о хозяине, который нанимал работников для сбора винограда. Они начали работу в разное время дня, так что к тому моменту, когда пришло время получать плату, одни проработали только час, а другие — целый день. Но всем было уплачено поровну! Поскольку плата была установлена заранее, работодатель никого не обманул — те, кто трудился с самого утра, получили условленное, но хозяин проявил небывалую щедрость к пришедшим гораздо позже, уплатив им столько же, сколько и остальным. Вот на что похоже Царство Небесное, говорит Иисус: Бог бесконечно щедр, и те, кто, спохватившись, явятся в Царство в последнюю минуту, встретят тот же теплый прием, как и те, что вошли в дверь первыми.

Из этой притчи можно, при желании, сделать вывод о том, что Бог несправедлив, ведь те, кто пришел раньше, заслужили больше, чем подоспевшие к концу дня. Эту проблему пытался разрешить Юлихер, настаивая, что притча содержит только одну тему. Применительно к этой притче он, несомненно, прав, потому что есть много других речений Иисуса, показывающих, что Бог невероятно внимателен к человеческим нуждам. Вот, например, история о друге, который ночью просит пищи. У Луки это притча о том, с какой готовностью Бог отзывается на молитвы: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Луки 11:5-9). Другим примером может быть история о неправедном судье, из которой делается такой же вывод (Луки 18:1-8).

Есть высказывания в Нагорной проповеди, которые, (хотя и не являются притчами в форме рассказов), относятся к притчам в более широком смысле слова: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут… Если же траву полевую     Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Матфея 6:26, 28, 30). Бог печется о людях, помнит даже о самых малых наших нуждах. Во время Своего служения Иисус встречал немало людей, в том числе весьма набожных, которые не принимали Его весть именно потому, что упор на щедрой Божьей любви не соответствовал их предубежденным представлениям о труде Бога.

Многие ожидали, что Бог будет строго распределять награды и наказания по заслугам: самые праведные получат свою долю в первую очередь. Но Иисус перевернул эти представления. В результате те, кто казались наименее праведными, порой легче принимали Его весть.

Путеводитель по Новому Завету. Пер. с англ. / Джон Дрейн — М: Триада, 2007. — 620 с. John Drane. Introducing the New Testament by Lion Publishing pic, Oxford, England.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: