Что такое терапевтическое евангелие.
В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

Дэвид Поулисон
В главе под названием «Великий инквизитор» Федор Достоевский представляет, будто Иисус Христос приходит в Испанию XVI в. («Братья Карамазовы», часть II, книга 5, гл. V), но церковные власти вовсе не рады Его приходу. Кардинал Севильи, глава инквизиции, арестовывает Иисуса и заключает Его в тюрьму, приговорив к смертной казни. Почему? Церковь отклонилась от курса. Было решено удовлетворять естественные человеческие потребности, вместо того чтобы призывать людей к покаянию. Церковь решила подстроить свою проповедь под насущные нужды людей, вместо того чтобы призывать их к высшей, святой и трудной свободе веры, действующей любовью. Библейский образец и слова Иисуса Христа были сочтены слишком сложными для слабых душ, и церковь решила облегчить их.
Великий инквизитор, говоря от лица этой сбившейся с пути церкви, допрашивает Иисуса в тюремной камере. Он встает на сторону искусителя и в своих словах выражает те же три предложения, с которыми искуситель подошел ко Христу в пустыне несколько веков назад. Он говорит, что церковь даст земной хлеб вместо небесного хлеба. Она предложит религиозное волшебство и чудеса вместо веры в Слово Божье. Она будет бороться за временную власть и влияние, вместо того чтобы призывать к свободе. «Мы докончили дело во имя Твое», – говорит Иисусу инквизитор, – то есть, исправили Твое дело.
Евангелие инквизитора и есть терапевтическое евангелие. Оно направлено на то, чтобы давать людям желаемое, а не на то, чтобы изменять их желания. Оно фокусируется исключительно на благополучии человека и временном счастье. Оно избавляется от славы Божьей во Христе. Оно отказывается от узкого трудного пути, который ведет человека к глубокому удовлетворению и вечной радости. Терапевтическое евангелие принимает и покрывает человеческие слабости, пытаясь облегчить наиболее явные симптомы страданий. Оно дает людям почувствовать себя лучше. Оно воспринимает человеческую природу как нечто непреложное, потому что ее слишком сложно изменить. Оно не желает возвращения Царя Небес. Оно не стремится привить людям любовь к Богу, говоря о том, кто такой Иисус, каков Он и что Он сделал.
СОВРЕМЕННОЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Насущные нужды представителей американского среднего класса в XXI в. заметно отличаются от нужд, описанных Достоевским. Нам хватает пищи, у нас есть политическая стабильность. Мы нашли замену чудесам в высоких технологиях. Насущные нужды среднего класса не настолько просты, как в романе «Братья Карамазовы». Они отражают более утонченный и изысканный вид эгоизма:
я хочу чувствовать, что меня любят таким, какой я есть, что меня жалеют за то, что я пережил, что меня глубоко понимают и принимают безо всяких условий;
я хочу ощущать собственную важность и значимость, быть успешным в карьерном росте, знать смысл своей жизни, быть влиятельным;
я хочу поднять самооценку, получить подтверждение тому, что у меня все хорошо, быть способным отстаивать свое мнение и заявлять о своих желаниях;
я хочу развлекаться, ощущать удовольствие в бесконечном количестве дел, которые услаждают мои глаза и льстят моему слуху;
я хочу переживать приключения, волнения, движения и страсти, чтобы моя жизнь была захватывающим и активным событием.
Современное терапевтическое евангелие для среднего класса получает подпитку от подобных желаний. Мы можем сказать, что психологические нужды людей важнее их физических нужд, которые обычно появляются в трудных социальных обстоятельствах. (Современное «евангелие здоровья и процветания» и увлечение «чудесами» говорит о чем-то большем, нежели старый тип терапевтического евангелия великого инквизитора.)
Согласно этому новому «евангелию», исправление великих «пороков» не требует коренным образом менять свое сердце. Ведь наша главная проблема кроется в чувстве отверженности, в остром разочаровании суетностью жизни, в нездоровом самоосуждении и неуверенности в себе, в быстром наступлении скуки при отсутствии музыки, в ропоте при ожидании долгой и трудной дороги. Вот современные насущные нужды, которым заставили служить Евангелие. Иисус и церковь существуют для того, чтобы вы чувствовали себя любимым, значимым, ценным, чтобы вас развлечь и развеселить. Это «евангелие» облегчает симптомы печали. Оно позволяет вам чувствовать себя лучше. Логика терапевтического евангелия говорит: «Иисус живет для Меня, чтобы удовлетворять мои личные желания и успокаивать душевную боль».
Сам по себе терапевтический подход не плох при правильном его применении. По определению, медико-терапевтический подход направлен на устранение физических нарушений или страданий. Если речь идет о буквальном медицинском вмешательстве, то терапия направлена на лечение болезней, травм или физических расстройств. Пациентов не призывают покаяться в том, что у них рак кишечника, перелом ноги или авитаминоз. Им стараются привести к выздоровлению. До сих пор все хорошо.
Но в современном терапевтическом евангелии медицинский взгляд на мир метафорически переносится на психологические желания. Они воспринимаются как болезни. Вы плохо себя чувствуете, терапия поможет вам чувствовать себя лучше. Раз это заболевание, то это, по сути, не связано с греховностью человеческого сердца. Вы не виновник своих проблем, а страдалец, жертва неудовлетворенных потребностей. Предлагаемые средства лечения не имеют никакого отношения к Спасителю, понесшему на Себе грехи людей. О том, что нужно покаяться в неверии, своеволии и порочности, даже не упоминают. Грешников не призывают к полному развороту, к новой жизни, которая, собственно, и является настоящей жизнью. Такое евангелие муссирует себялюбие. В самой своей сути оно не имеет ничего общего с заповедью жертвовать собой ради любви к Богу и ближним. Это терапевтическое евангелие может много твердить о слове «Иисус», но оно относится к Нему как к способу решения насущных проблем, а не как к Спасителю от грехов. Оно извращает труд Христа. Терапевтическое евангелие разрушает истинное Евангелие.
КАКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ?
По какому евангелию вы будете жить? Какое евангелие вы будете проповедовать? Какие нужды вы будете пробуждать и удовлетворять в людях? Какой Христос станет Христом вашей паствы? Будет ли это псевдо-Христос, проповедующий о насущных нуждах? Или это будет тот Христос, Который переворачивает мир вверх дном и творит все новое?
Великий инквизитор был очень внимателен к насущным нуждам людей, очень чуток к самым сокровенным устремлениям всех людей, очень остро ощущал, как трудно кого-либо изменить. Но в итоге он оказался чудовищем. В благотворительных миссиях бытует такое высказывание: «Если ты не стремишься удовлетворить физические нужды людей, то это бессердечно. Но если ты не даешь людям распятого, воскресшего и грядущего Христа, то это безнадежно». Иисус кормил голодных хлебом, и Он предложил Свое ломимое тело как хлеб вечной жизни. Крайне жестоко оставить людей в грехах, в плену их собственных желаний, в отчаянии, под проклятием. Современное терапевтическое евангелие, на первый взгляд, выглядит весьма мягкосердечно. Оно очень чутко к боли и разочарованию. Но в итоге оно жестоко и лишено Христа. Оно не прививает истинного самопознания. Оно не переписывает сценарий этого мира. Оно не создает ни молитв, ни песен.
Мы должны быть не менее чуткими, но нам следует быть намного более рассудительными. Иисус Христос переворачивает человеческую нужду вверх дном, созидая молитву. Он есть невыразимый Дар всех даров, созидающий песню. И все благие дары исходят от Него – как сейчас, так и вовеки. Да преклонится перед Ним всякое колено, и всякое дыхание да славит Господа!
Добавьте свой комментарий