Как индустрия отдыха разрушает социальную и природную среду человека.

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

раруха

Александра Марьясова

По оценке Ассоциации туроператоров России (АТОР), страна заработала на Чемпионате мира по футболу 850 млрд рублей. Благодаря ему, создано 220 тыс. рабочих мест. По выкладкам консалтингового агентства McKinsey, прибыль составила 184 млрд руб. Противоречия нет: АТОР называет общую сумму денежного притока (кэш-флоу), в том время как McKinsey вычитает из нее размер затрат — около 680 млрд руб. Только туристы из США потратили в России $89 млн.

Специалисты давно и заслуженно объявили туризм важнейшим драйвером экономики.

$2,1 трлн — годовая прибыль мировой туристической индустрии. Рынок спортивного туризма оценивается в $800 млрд. В год услугами туристической инфраструктуры пользуется 1,8 млрд человек. В России в 2017 году доход от туризма составил 3 трлн руб., или 3,47% ВВП. Создание одного рабочего места в этой сфере ведет к созданию пяти рабочих мест в смежных отраслях.

Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) оценивает вклад отрасли в мировой ВВП в 10,4%. К 2027 году эта цифра должна достичь 11,7%. Как видим, в России (3,47% ВВП) потенциал индустрии туризма еще далеко не исчерпан. Власти предпринимают шаги для развития этой отрасли в нашей стране.

Профильное ведомство — Федеральное агентство по туризму. Основной законодательный акт — ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма» продлена до 2025-го. Концепцию новой ФЦП в мае утвердили профильные ведомства. Доля туризма в ВВП страны должна достичь 5%. Важным инструментом реализации политики правительства служат туристско-рекреационные зоны. Кроме того, проекты развиваются в рамках территорий опережающего развития.

615 млрд руб. — затраты на ФЦП «Развитие внутреннего туризма» до 2025 года, из которых 171 млрд руб. — средства федерального бюджета, 16,4 млрд руб. — региональных и местных бюджетов, 427,90 млрд руб. — внебюджетные средства.

Инвестиции российского бизнеса в отрасль с 2011 года составили 64 млрд рублей. Основными негативными факторами для развития внутреннего и въездного туризма бизнесмены называют высокую кадастровую стоимость объектов недвижимости, административные барьеры, негибкий визовый режим и отсутствие инфраструктуры в перспективных точках. Последнюю проблему предполагается решить за счет института туристско-рекреационных зон. В рамках подобных проектов затраты на создание инфраструктуры несет государство. Однако оно не всегда выполняет свои обязательства. Впрочем, вопросы есть и к резидентам таких зон. На развитии выездного туризма негативно сказывается сложное финансовое положение крупнейших операторов. Так, в июле стало известно о проблемах «Натали Турс».

Загореть и не сгореть

Позитивное воздействие индустрии туризма на экономику не подлежит сомнению. Однако необходимо также учитывать негативное влияние на окружающую и социальную среду.

Исследователи из Владивостокского государственного университета оценили воздействие пляжного туризма на экосистемы как очень значительное. Специалист из Египта Мохамед Вахид проанализировал влияние отрасли на эко- и социальную среду вокруг курортов Красного моря. Туризм оказался вторым по силе негативного воздействия фактором после добычи полезных ископаемых. Разрушительны для экосистем как деятельность туристов, так и массовое строительство, которое на практике властям удается контролировать слабо. Проблема в том, что фактическое создание новых городов происходит в экосистемах, которые не в состоянии принять на себя серьезную антропогенную нагрузку.

К тем же выводам приходят российские специалисты, анализируя ситуацию в Сочи. В работе эколога Кристины Дрожжиной сделан вывод о последствиях для экосистем строительства капитальных сооружений с соответствующей коммунальной инфраструктурой и подъездных путей. В сочетании с факторами, действовавшими ранее (сельское хозяйство, промышленная деятельность), бурное развитие туризма приводит к полной деградации экосистем.

Основные факторы негативного воздействия массового туризма на экосистемы:

- изменение видового состава животного вида в море и на суше;
- изменение состава растительности;
- разрыв биосистем из-за строительства дорог;
- появление агрессивных антропогенных представителей флоры и фауны;
- вмешательство в цепочки биосферы (разведение определенных видов животных);
- привнесение инфекций, не свойственных «дикой» природе (через экскременты человека, пищевые отходы и проч.);
- разрушение геологического окружения.

Шесть негативных факторов воздействия массового туризма на местное население:

- рост преступности и наркомании;
- распространение несвойственных этой местности болезней;
- разрушение традиционных ценностей;
- рост коррупции;
- демотивация к освоению современных профессий за счет паразитирования на туристах (спекуляция, услуги гида, наркодилера);
- рост цен на недвижимость и повседневные товары, не сопровождаемый столь же быстрым ростом зарплат местного населения.

Туризм и экология: как совместить?

Системных методов для полной компенсации антропогенного воздействия в районах массового туризма не существует. Отчасти его можно смягчить за счет разработки более жестких нормативов строительства и обращения с коммунальными отходами, которые учитывают особенности локальных экосистем. Но часто возникают проблемы с их соблюдением на практике.

В мире получили развитие волонтерские движения — например, International Coastal Cleanup пропагандирует массовые акции по сбору мусора в пляжных зонах. Но добровольцы не могут справиться с катастрофами, подобными той, что разразилась в июле в Доминикане.

Шеф-редактор «Кислород.LIFE» Александр Попов считает, что делать ставку на волонтерское движение не стоит: одни мусорят, другие за ними убирают — тупиковая модель. К тому же добровольцы не в состоянии ответить на системные вызовы. Это — задача государства, считает Попов.

Решением может быть развитие «малого» туризма в противовес массовому. В рамках этой модели удается минимизировать негативное воздействие. В России примерами такого подхода могут служить поездки по Золотому кольцу или на Алтай. В США вся стратегия развития туризма строится на этой модели.

Турбизнес США генерирует $1,9 трлн в год и предоставляет работу почти 15 млн человек. 77% доходов обеспечивается путешествиями граждан США внутри страны. В год американцы совершают 15 млрд поездок для досуга — на каждого жителя в среднем приходится около семи. На такие поездки американцы тратят в год около $150 млрд. Столь характерный для России выездной туризм непопулярен: лишь 36% населения имеет паспорт, позволяющий пересекать границу.

Устойчивость — признак мастерства

На самом деле системный ответ на поставленные выше вопросы существует. Это — концепция устойчивого туризма, которая предполагает развитие этого вида бизнеса с одновременным планированием устранения негативных последствий.

«Устойчивый туризм — направление развития туризма, которое позволяет удовлетворять актуальные нужды туристов и принимающих регионов, сохраняя и расширяя возможности в этой сфере в будущем. При этом предусматривается управление всеми ресурсами таким образом, чтобы экономические, социальные и эстетические потребности удовлетворялись без ущерба культурной самобытности, важнейшим экологическим процессам, биологическому разнообразию и системам жизнеобеспечения».

В России на федеральном уровне принципы устойчивого туризма в законодательстве не сформулированы. Тем не менее примеры есть. Исполнительный директор Международного центра ответственного туризма Наталья Дронова перечисляет их, упоминая Большую байкальскую тропу и создание новых достопримечательностей в Епифани и Веневе Тульской области. Правда, у многих такие инициативы не ассоциируются с устойчивым туризмом, поскольку термин в России известен мало.

Директор Международного центра ответственного туризма Наталья Дронова — о традициях и самобытности

Профессор РАНХиГС Галина Дехтярь считает, что ключ к развитию устойчивого туризма в России хранится «у нас в головах». Конечно, роль государства нельзя недооценивать. Помимо разработки правил, по которым работает бизнес, и помимо выстраивания логистики, государство должно снизить налоговую нагрузку на сектор. Но главное, все-таки, — это сознательность самого туриста. К счастью, разрушение системы традиционных турфирм создает условия для формирования личной ответственности. А это и есть залог устойчивого развития отрасли.

Россия, несмотря на давние туристические традиции, еще только стоит на пороге серьезных перемен в этой отрасли. Развитию внутреннего туризма способствуют появление механизмов частно-государственного партнерства, кризис выездного туризма, распространение волонтерских практик. Именно сейчас появляется уникальный шанс выстроить российскую туристическую инфраструктуру по принципам устойчивости. Переделывать сложнее, чем создавать с нуля. Внесение целей устойчивого туризма в государственные программы, преференции компаниям, декларирующим соответствующие принципы, поощрение локальных общественных инициатив — вот только некоторые шаги, которые помогут России избежать ошибок, допущенных странами с развитым массовым туризмом.

plus-one.vedomosti.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: