Кем не может быть Святой Дух.

В категориях: Библия говорит,Возрастая в личной жизни,Созидая свой внутренний мир,Трудные места

Дух1

Р. Б. Дехтяренко, д-р богословия.

Святой Дух не подобен духу человека

На библейском занятии в церкви, где я нёс пасторское служение, один пытливый студент спросил меня, похож ли Святой Дух на дух человека. Конечно, Бог образовал тело Адама из праха земного, вдохнул в человека дыхание жизни, и он стал живым существом (Быт. 2:7). Каждый человек, таким образом, является физической и душевной сущностью. Он как материален, так и нематериален. Христос проводил различие между телом и душой человека (Матф. 10:28). Павел говорил, что люди состоят из духа, души и тела (1 Фес. 5:23). В этой жизни нематериальная сущность неразрывно связана с материальным телом; и то, что влияет на одно, влияет и на другое.

В смерти духовная сущность отделяется от безжизненного тела. Верующий человек идёт к Христу, а неспасённый — в ад, чтобы ждать последнего суда.

Дух Божий, тем не менее, не похож на дух человека. Павел проводит это различие: «Ибо кто из людей знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» (1 Кор. 2:11). Слова «живущего в нём» (то есть в человеке) чрезвычайно важны. Однако те же самые слова «живущего в нём» не повторяются в отношении Духа Божьего, потому что Святой Дух не находится в Боге. Дух знает то, что Божье, потому что Он Бог. Отец, Сын и Святой Дух — все знают то, что Божье, потому что Они равны друг другу в Божестве.

Кроме того, что Святой Дух назван Духом Божьим, Он также назван Духом Христа (Рим. 8:9). Эти отношения — не то же самое, как если бы я сказал «дух Романа Дехтяренко». Как человек, я духовная сущность, созданная по образу Бога, живущая в материальном теле. Хотя Бог Сын при воплощении взял на Себя человеческую природу, Святой Дух не состоит в тех же самых отношениях с Иисусом Христом, как мой дух со мной. В то время, как Святой Дух и Иисус Христос — это две отдельные Личности, мой дух и я — нет.

Святой Дух — не физическая Сущность

Иисус Христос учил, что Бог в Своей сущности есть Дух (Иоан. 4:24). Аналогично, Павел утверждал, что Бог бессмертный и невидимый (1 Тим. 1:17). Само имя Святого Духа показывает Его нематериальную природу. Он бесплотный дух. Он не имеет вида или формы.

В Ветхом Завете записаны теофании, явления Бога в виде человека, и христофании, явления Сына в виде человека до воплощения. Бог использовал эти появления, чтобы явить Себя и Свою волю людям таким способом, чтобы им было понятно. Однако Бог не имеет физических, человеческих органов, таких как глаза, уши или руки. Подобные слова были для бесконечного Бога средством сообщения с ограниченным человечеством.

Животные — это существа с физической жизнью. Они действуют по сотворённому инстинкту, и, когда они умирают, их существование заканчивается. Люди — это душевные и физические существа, созданные по образу Божьему. Когда человек умирает, дух отделяется от тела. Жизнь человека продолжается, потому что жизненное начало сосредоточено в его духе.

Ангелы — это духовные существа, которые занимают ограниченное пространство и могут материализоваться, часто в виде людей. Ангелы никогда не умирают, как люди или животные. Однако Святой Дух — это духовная, личная, вечная Сущность. Он всюду присутствует, и Он не обладает физическими свойствами.

Святой Дух — это не «что-то»

Обозначение «Святой Дух» — это перевод греческого хагион пнеума. Слово пнеума (обычно переводимое как «дух» или «ветер») — грамматически существительное среднего рода.

В греческом языке существительные, местоимения, прилагательные и артикли бывают мужского, женского и среднего рода. Эти три грамматические категории не имеют никакого отношения к личности или различию полов. Например, греческое слово для обозначения дома — ойкос, оно мужского рода. Поэтому все определяющие его слова стоят в мужском роде. Однако, так как дом — это предмет, то при переводе необходимо сделать поправку для передачи этого факта. Например, если я говорю: «Я вижу мой дом и захожу в него», то для согласования со словом «дом» используется местоимение мужского рода «него». Было бы смешно сказать: «Я вижу мой дом и иду в это».

Некоторые из тех, кто отрицает Личность Святого Духа, заявляют, что термин пнеума среднего рода. Следовательно, они заключают, что Дух должен быть «это» или «что-то». К сожалению, английская Библия короля Иакова имеет такой перевод: «Дух этот свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи» (Рим. 8:16; см. также 8:26). Греческое слово, переведённое на английский как «этот», — местоимение среднего рода ауто, которое согласовывается в роде со словом пнеума (Дух), существительным среднего рода. Лучший перевод, включённый почти во все современные английские переводы, — это «Сам Дух» (NASB, NIV, NKJV).

Христос использовал местоимения как мужского, так и среднего рода, чтобы описать Святого Духа. В ночь перед распятием на кресте Он сказал Своим ученикам: «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне» (Иоан. 15:26). Звание «Утешитель» (буквально «Помощник») — это греческое существительное мужского рода параклетос. Относительное местоимение «Которого» (хон) также мужского рода, и оно согласовывается со словом параклетос. Относительное местоимение «Который» (хо) среднего рода, и оно согласовывается со словом пнеума (Дух). Местоимение «Он» — это перевод слова экейнос, которое мужского рода для согласования со словом параклетос.

Ранее Христос обещал ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя [аллон параклетон], да пребудет с вами вовек» (14:16). Прилагательное «другого» (аллон) означает «другой того же вида». Христос был личным Утешителем и Ободрителем для Двенадцати; таким образом, Святому Духу также надлежало быть личным

Помощником. Христос сравнил Себя с другой Личностью, а не с каким-то безличным влиянием или предметом.

Христос также сказал Апостолам: «Это сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же [параклетос, муж. род], Дух Святой [то пнеума то хагион, сред. род], Которого [хо, сред. род] пошлёт Отец во имя Моё, [Он, экейнос, муж. род] научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (14:2526). Соединение существительных и местоимений мужского и среднего рода снова указывает на Личность Святого Духа. Кроме того, учительские обязанности Духа также указывают, что Он Личность, как и Христос был научающей Личностью.

Христос позже объявил: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель [параклетос, муж. род] не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его [аутон, муж. род] к вам. И Он [экейнос, муж. род], придя, обличит мир о грехе и о праведности и о суде» (16:78). Использование местоимений мужского рода согласовывается с мужским родом слова параклетос; и служение обличения указывает на труд реальной Личности.

Снова Господь Иисус заявил: «Когда же придёт Он [экейнос, муж. род], Дух [то пнеума, сред. род] истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он [экейнос, муж. род] прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам» (16:13-14). Использование слова экейнос в этих стихах знаменательно, потому что его ближайший антецедент — это слово параклетон (16:7), тогда как в непосредственном контексте находится слово среднего рода пнеума. И снова, естественная замена местоимений мужского и среднего рода свидетельствует в пользу Личности Святого Духа. Дела Святого Духа, упомянутые в этих стихах, также указывают на Личность, а не вещь.

Мы рассмотрели, что Святой Дух не подобен человеческому духу, а также физическому или безличному влиянию. Теперь мы переходим к рассмотрению положительных свидетельств в Св. Писании, которые доказывают, что Святой Дух — это истинная Божественная Личность, равная Богу Отцу и Богу Сыну.

. Б. Дехтяренко, Святой Дух: сущность, служение, пребывание, действие. Славянское Евангельское Общество, 2008.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: