Научись правильно общаться с Богом.

В категориях: Молитвы и размышления,Прошу Тебя

молит

Умение молиться.

Суховский А.В.

Лук.11:1

В Евангелии от Луки в 11 главе можно обнаружить занятный эпизод из жизни учеников и Христа: «Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лук.11:1).

Что здесь примечательного? Мы узнаем, что в школе Иоанна крестителя обучали молитве. Неизвестно, как проходило это обучение. Было ли это глубокое погружение в медитацию или какие-то особые формы прошений.

Сама идея обучения молитве мало у кого вызывает нарекания. Разве не с этого необходимо начинать подготовку неофита? С другой стороны, мы узнаем, что Иисус Христос, почему-то «упустил» этот важный этап.

Просьба ученика исполнена легкого укора: «вот, дескать, Иоанновы ученики умеют молиться, а мы нет…». Здесь, возможно, мы сталкиваемся с ложно истолкованной духовностью и непониманием сути молитвы. Зачем сравнивать себя с учениками Иоанна? Что значит – «умение молиться»?

Если мы посмотрим на прилавки современных христианских книжных магазинов, то поймем, что тема искусной молитвы по-прежнему востребована. Есть курсы, видео-пособия, компьютерные приложения, призванные сделать нас лучшими молитвенниками.

Но как понять, что научился молитве? По количеству «вымоленных» ответов? Или по обретенной велеречивости молитвенных формулировок? Или по способности выстоять молитвенное правило? От новообращенных, оказавшихся на молитвенном собрании, приходилось слышать смущенное признание: «я не умею молиться». Однако является ли это недостатком? Что нам даёт умение молиться?

Конечно, есть публичная сторона дела. Человек чувствует себя неловко впервые прибегая к подобной речевой практике. Молитва имеет жанровые особенности, о которых новичок подозревает и от этого становится ещё более скованным.

Однако люди, посещающие церковь уже давно, ищут «умения молиться» по другой причине. Ведь хочется, кроме всего прочего, получить осуществление ожидаемого, а не просто уверенность в невидимом. Мы подозреваем, что ответ может «блокироваться» нашим неумением молиться. Вдруг, если мы что-то сделаем не так, Бог проигнорирует наше прошение?

Есть и такие, которые верят, что Бог ответит на нашу дефектную просьбу, нам на зло. Якобы, мы можем «намолить» себе проблемы. Конечно, здесь в основе недоразумение. Ведь молитва не заклинание, а прошение, обращённое к благому Создателю. Мы не можем управлять Господом Неба и земли, произнося некие священные формулы.

Неспособность ясно выразить свои мысли не является препятствием для молитвы (если это не публичная молитва в церкви). В конце концов, Бог знает, в чем мы имеем нужду, прежде нашего прошения у Него (Мф.6:8). Он готов внимать нам, даже когда «...мы не знаем, о чем молиться, как должно...» (Рим.8:26).

И все же, в определенных ситуациях можно точно сказать, что молитва неверна. Апостол Иаков пишет: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3). Оказывается, правильные устремления важнее выверенных молитвенных формул.

И здесь молящегося настигает парадокс.

Мы приступаем к молитве в надежде изменить Божьи мысли и обнаруживаем, что условием подлинной молитвы являются наши верные помыслы. Мы хотим смягчить Божье сердце, а подлинная молитва требует, чтобы наши сердца смягчились. Мы хотим, чтобы Бог снизошёл к нашим сиюминутным желаниям, а подлинная молитва понуждает нас возвыситься над ними. Словом, мы со временем обнаруживаем, что молитва - это не столько умение «правильно» излагать свои желания перед Всевышним, сколько умение желать правильного.

Здесь становится понятен суровый приговор книги притчей: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость» (Пр.28:9). Когда мотивы нечисты, когда в нас нет любви, возвышенные слова молитвы превращаются в медь звенящую и кимвал звучащий.

Если же наши желания переплавляются Божьей благодатью, тогда, невзирая на возможную безыскусность фраз, мы обретаем дерзновение, ибо знаем, что «...когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1Ин.5:14).

sukhovskiy.blogspot.com

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: