Создатель: Божье творение.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

творение

Луис Беркхоф

Творение — это начало и основа всего божественного откровения, а также базис всей этической и религиозной жизни. Доктрина творения не может изучаться ни по какому другому источнику, кроме Писания, и может быть принята только верой.

Идея творения.

Слово «творение» не всегда использовалось в одном и том же смысле, и, как следствие этого, определения творения варьируются. Творение можно определить как такой акт Бога, посредством которого Он создал мир и все, что есть в нем, частично без использования существовавших до этого субстанций, а частично из субстанций, которые по самой своей природе не были вполне соответствующими для проявления Его славы. Хотя творение часто приписывается Отцу, оно все же является деянием триединого Бога (Быт. 1:2; Иов. 26:13; 33:4; Пс. 32:6,103:30; Ис. 40:12,13; Иоан. 1:3; I Кор. 8:9; Кол. 1:15—17). Более того, это был акт свободного волеизъявления, а не действие по необходимости. Бог есть сущность самодостаточная, и поэтому Он ни в чем не нуждается. Творение вселенной не было вызвано какой-либо необходимостью внутри божественной сущности, а являлось добровольным решением суверенной воли Бога. И это всегда надо помнить в дискуссиях с представителями всякого рода пантеистических теорий. Из Библии ясно видно, что Бог создал все сущее в соответствии с Его волей (Ефес. 1:11; Откр. 4:11). Он создал вселенную, отделив ее от Своей внутренней сущности, так что вселенная не может рассматриваться ни как божественная сущность, ни даже как часть Бога. В то же время Он создал мир таким, что тот всегда зависит от Него и должен поддерживаться изо дня в день Его всемогущей властью. Бог никогда не отделяется от Своего творения и всегда в нем присутствует (Пс. 138:7—10; Иер. 23:24).

Время творения.

Говоря о времени творения, Библия использует обычный разговорный язык. Она начинается с простого утверждения «Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). «Начало», к которому это утверждение относится, было началом всего сущего и даже началом времени. Было бы совершенно необоснованно предполагать, что время уже существовало, когда Бог создавал мир, что в какой-то момент уже существовавшего времени, который называется «начало», Он создал вселенную. Вселенная была сотворена вместе со временем, а не во времени. В основе того, что в Быт. 1:1 называется «вначале», лежит безвременная вечность.

Способ творения.

«Творение», в узком смысле этого слова, означает создавать нечто из ничего или же без использования ранее существовавших материалов. Выражение «создавать нечто из ничего» в Писании отсутствует, но его можно найти в одной из апокрифических книг, а именно II Маккавейской 7:28. Некоторые интерпретируют эти слова в том смысле, что мир был сотворен без причины. Но такая оценка очень далека от истины. Сам Бог, а вернее воля Божия, явились причиной творения. Утверждение, что Бог создал мир с использованием ранее существовавших субстанций, находит подтверждение в таких разделах Писания, как Пс. 32:9; 148:5—6 и Евр. 11:3, которое является одним из самых сильных мест в Библии. Утверждение, которое можно найти в Рим. 4:17, хотя и не относится непосредственно к акту творения, все же может рассматриваться как имеющее прямое отношение к предмету нашего обсуждения. Однако следует иметь в виду, что слово «творение» не всегда означает «создавать нечто из ничего». Оно может также означать «создавать нечто из уже существующего, которое, однако, не вполне пригодно для творимого»: Бог сотворил Адама из праха земного, Еву — из ребра Адамова.

Конечная цель творения.

Вопрос о конечной цели творения был предметом неоднократного обсуждения. Выделим два наиболее распространенных ответа на этот вопрос:

Конечной целью творения является счастье человека.

Некоторые древнегреческие и римские философы, гуманисты времен Реформации и рационалисты XVIII века считали, что конечной целью творения является счастье человека. Наиболее четкая формулировка этого подхода гласит, что Бог не мог сделать Самого Себя конечной целью творения, потому что Он самодостаточен в Самом Себе и абсолютно не нуждается в творении для Себя. Поэтому конечной и высшей целью Бога является счастье для сотворенного Им. Но, с другой стороны, не Бог существует для человека, а человек для Бога. Результат творения не может быть конечной целью акта творения. Более того, едва ли правильно утверждать, что все сотворенное Богом служит человеческому счастью.

Конечная цель творения — прославление Бога,

Согласно Писанию, конечная цель творения не может быть вне божественной сущности, она может находиться только в Самом Боге, а именно в проявлении Его внутреннего совершенства. Это не значит, что Бог сотворил мир, чтобы быть объектом обожания и поклонения у сотворенного Им, а исключительно для того, чтобы продемонстрировать Свою славу. Безукоризненное совершенство Бога запечатлено во всем Его творении. Но конечная цель творения включает в себя другие, подчиненные ей цели. Проявление славы Божией в природе не означает пустой показ или демонстрацию достижений с целью вызвать восхищение у сотворенного Им, а направлено на достижение благополучия и высшего счастья Его созданий. Это наполняет их души чувством благодарности, любви и восхищения Создателем, настраивает их сердца на восхваление Его. Именно такую доктрину конечной цели творения поддерживает Писание (Ис. 43:7; 60:21; 61:3; Иез. 36:21,22; 39:7; Лук. 2:14; Рим. 9:17; 11;36; I Кор. 15:28; Ефес. 1:5,6,12,14; Кол. 1:16).

Теории, отвергающие доктрину творения.

Естественно, что те, кто отвергают доктрину творения, используют другие теории для объяснения происхождения мира. Три таких теории мы кратко представим здесь:

Дуалистическая теория. Эта теория утверждает, что как Бог, так и материя вечны. Согласно этой теории, Бог создал мир из некоей первоматерии, и поэтому Он не создатель мира, а лишь сущность, сформировавшая вселенную. Однако эта теория вызывает достаточно серьезные возражения. Она, например, подразумевает существование двух вечных и поэтому бесконечных сущностей независимо друг от друга. Более того, в этой теории материя имеет структуру и организацию и поэтому не может рассматриваться как самодостаточная.

Теория эманации. Согласно этой теории, Бог и мир — это единая сущность. Вселенная представляет собой лишь эманацию (излучение) внутренней божественной сущности. Этот подход характерен для всех пантеистических теорий и вызывает очень серьезные возражения, поскольку использует по отношению к Богу понятия изменения, роста и прогресса, которые могут относиться только к чему-то ограниченному, конечному и несовершенному. Эта теория лишает Бога мощи самоопределения, а у людей отнимает их свободу и моральную ответственность, делая Бога ответственным за все, что происходит в мире, за все дурное и все хорошее.

Теория эволюции. О теории эволюции иногда говорят так, словно она может заменить доктрину творения. Однако это в действительности неверно. Эволюция предполагает, что должно быть нечто, способное эволюционировать; это нечто должно быть либо вечным, либо созданным, и эволюционист оказывается перед выбором между вечно существующей материей (материализмом) и доктриной творения. Некоторые сторонники теории эволюции пытаются избежать прямого ответа на возникающий вопрос, выдвигая теорию, которую они называют теорией теистической эволюции или эволюции творения. В действительности же в этой теории используется игра терминов. Эта теория не соответствует ни библейской теории творения, ни последовательной теории эволюции.

Луис Беркхоф. Бог. Учебник / Пер. с англ. Э.И. Волмянского, О.А. Волмянской. - Минск: Вышэйшая школа, 1995. - 295 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: