Библия нужна для спасения человечества.

В категориях: Без рубрики

библ1

Писание необходимо, потому что Бог пожелал дать его и потому что состояние человечества требует его наличия.

Уильям Д. Бэррик, профессор Ветхого Завета.

Образ Божий в человеке подразумевает коммуникацию между Богом и людьми. Непостижимость Бога — еще одна причина необходимости Писания. Недостаточность естественного откровения для постижения природы Бога делает Писание незаменимым. Из-за сложности божественной истины даже Адаму, если бы он не пал, со временем понадобилось бы откровение в письменной форме. Грехопадение человека сделало постижение божественной истины в устной форме невозможным, потому что испорченный человек всегда склонен искажать сказанное устно. Особое откровение Бога должно было приобрести письменную форму. Природа дела Божьего также делает откровение в виде Писания необходимым, потому что Писание — это средство, избранное Богом, чтобы совершать Свое дело в жизни людей. Без Писания многого нельзя было бы достичь. Вне всяких сомнений, Писание необходимо.

Лорд Байрон (1788-1824), великий британский поэт-романтик, как-то подарил своему издателю Джону Маррею красиво переплетенную Библию с льстивым посвящением. Неудивительно, что Маррей был приятно удивлен этим подарком и поставил книгу на стол так, чтобы гости могли ее видеть. Один из посетителей заинтересовался этой Библией и, взяв ее, стал листать. Он обратил внимание на изменение, сделанное в одном стихе, а именно, в Ин. 18:40. В предложении «Варавва же был разбойник» лорд Байрон заменил слово «разбойник» на слово «издатель». Цель подарка неожиданно была раскрыта. Понятно, что Маррей сразу же убрал Библию Байрона со стола1. Почему Байрон подарил Маррею такую Библию? Очевидно, он хотел что-то сказать этому человеку, но не пожелал делать это открыто и прямо.

Бог, подаривший Писание людям, также что-то говорит им, но делает это открыто и прямо. Однако, цель (что-то сказать) и необходимость — разные понятия. Была ли необходимость в том, чтобы Байрон давал Маррею Библию? Вынужден ли он был раскрыть свое невысокое мнение о своем издателе именно таким способом? Байрон, конечно, действовал не по необходимости. Он мог бы выбрать множество других средств, находившихся в его распоряжении, для того, чтобы Маррей и другие узнали, что он думает.

В данном исследовании звучит тот же вопрос: почему Бог дал Писание? Было ли это необходимо? Чтобы дать богословский ответ на последний вопрос, следует определить значение слова «необходимость». Что богословы подразумевают под термином «необходимость Писания»? Что само Писание говорит об этой необходимости?

Определение термина «необходимость»

Согласно словарю, «необходимость» — это то, что определено вынуждающими обстоятельствами. Иуда пишет: «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное [ауаукл] написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 3). Иуда пишет, что он был вынужден писать это послание. Ауаукл обозначает, что действие производится по необходимости, вызванной обстоятельствами, законом или обязательствами. Иуда ощущает необходимость записать божественное откровение. С его точки зрения, она вызвана или тем, что происходит в жизни тех, к кому он обращается в письме, или Духом Божьим, который понуждает его писать. Иуда пишет свое послание для того, чтобы помочь группе верующих людей. Дать наставление, которое поможет жить благочестиво, — это только одна из целей, ради которой записывается откровение. Но как эта цель сочетается с необходимостью Писания? Как необходимость Писания можно сопоставить, например, с необходимостью проповеди Евангелия Христа или с необходимостью смерти и воскресения Христа? В Библии это «больше не необходимость, вызванная неизбежным развитием истории. Это необходимость, вызванная волей Божьей, объявленной в Евангелии.

Обычно слово «необходимость», когда оно применяется по отношению к какому-то событию, обозначает, что то, что хочет воспрепятствовать его осуществлению, не достигает своей цели — не изменяет его и не мешает ему состояться. Событие (например, появление Писания) необходимо, когда оно происходит, несмотря на возможные препятствия к его осуществлению. Необходимое обязательно происходит независимо от попыток или желания его предотвратить. В природе, например, солнце заходит несмотря ни на какие действия или мольбы человека. Это природная необходимость, не нравственная.

Нравственная необходимость указывается на причинно-следственные отношения внутри самой воли, в то время как природная необходимость обозначает причинно-следственные отношения вне воли. Таким образом, когда говорят, что человек соврал, потому что у него была нравственная необходимость соврать, то этими словами человека осуждают, потому что они означают, что он соврал исключительно по своему собственному желанию. Если же говорят, что он соврал, следуя природной необходимости, то есть причина его вранья лежит за пределами его воли, потому что его вынудили соврать, тогда его действие перестает быть исключительно его действием, за этот поступок его не осуждают.

В богословии подходить к вопросу необходимости надо с большой осторожностью, чтобы никоим образом не ограничить силу и мудрость Бога. Необходимость Писания попадает в категорию нравственной, а не природной необходимости. Бог всевластно и независимо пожелал, чтобы Его Слово было записано. Это означает, что никто не принуждал Бога давать откровение (общее или особое), чтобы дать человеку познать Его или ощутить Его спасительную благодать. Другими словами, Бог ничего не должен грешникам. Зачем же тогда Бог пожелал дать Писание?

Когда мы говорим о необходимости Писания, надо понимать, что она была обусловлена состоянием человека, а не неким давлением на Бога. Творец самостоятельно решил обратиться к человеку, у которого не было никакой возможности «надавить» на Бога и заставить Его общаться с собой.

The Master's Seminary Journal 15. Вып. 2 (Осень 2004). С. 151–164.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: