Как оправдывается человек перед Богом.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

лпра

Средства и приемы оправдания.

Джеймс Пакер

По словам апостола Павла, вера в Христа — это средство, с помощью которого можно принять праведность и получить оправдание. Грешники оправдываются «по» вере или «через» веру (по-гречески «диа» и «ек пистеос» или «пистеи»). Вера не есть основание для оправдания. Если бы это было так, вера бы стала достойным награды делом, а Павел не смог бы назвать верующего «не делающим» (Рим. 4:5). Вера скорее похожа на протянутую руку, которая принимает праведность, принимая Христа.

Павел вспоминает об Аврааме («поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность»), чтобы доказать, что человек оправдывается, когда полагается на обещание Божье (Гал. 3:6; Рим. 4:3-4; цитата из Быт. 15:6). Контекст четвертой главы Послания к Римлянам свидетельствуют нам, что, когда Павел цитирует этот стих, показывая, что вера вменилась в праведность Аврааму (Рим. 4:5, 9, 22), он хочет тем самым дать нам понять, что вера, т.е. полное доверие божественным обещаниям (ст. 18-21), — это обстоятельство и средство вменения праведности. Павел не имеет в виду, что вера, воспринимаемая или как праведность, или как заменитель праведности, является основанием оправдания. В четвертой главе Послания к Римлянам вообще не идет речь об основании оправдания — там говорится о средствах его получения. Мы уже приводили отрывки из 3-й и 5-й глав Послания к Римлянам, в которых обсуждается основание оправдания, и говорили, что, с точки зрения Павла, основанием оправдания является праведность Христа, а не наша вера.

Чтобы прояснить, что имеется в виду в четвертой главе Послания к Римлянам, я постараюсь кратко объяснить, как Павел использует слова. Послания апостола показывают, что он умел ясно и четко мыслить, знал, что хочет сказать, и мог упорядоченно и убедительно излагать свои мысли. Но поскольку его не интересовало красноречие как таковое (ср. 1 Кор. 2:1-4; 2 Кор. 10:10) и поскольку он обращался к простым людям, он не использовал определений и терминов и не стремился к красоте языка, но имел привычку, возможно, неосознанную (вы даже не подозреваете, как все мы часто это делаем) повторять слова, которые для него особенно много значили, и вкладывать в них разный смысл.

Например, во фразе «рожденный прежде всякой твари» в Послании к Колоссянам 1:15 «рожденный прежде» означает «существовавший до», а в фразе «первенец из мертвых» в восемнадцатом стихе той же главы, где Павел использует то же греческое слово, имеется в виду, что Иисус был первым воскресшим из мертвых. Свидетели Иеговы, которые по своим убеждениям являются арианами, утверждают, что слова «первенец» и «рожденный прежде» (в греческом языке это одно и то же слово) надо понимать в обоих случаях одинаково, поэтому в 1:15 оно означает, что Сын был сотворен прежде всего. Однако, Павел, скорее всего, понимал двусмысленность своих слов и поэтому в 16-м стихе четко написал: «...Им создано все». Нужно признать, что недоразумение возникло из-за того, что Павел вложил в одно и то же слово разные смыслы.

Павел пишет очень сжато, лаконичнее всех остальных авторов Нового Завета. Часто он приводит только скелет своих логических рассуждений, предоставляя читателю делать выводы и докапываться до сути самостоятельно. При этом Павла всегда можно понять: тому, кто следит за логикой его рассуждений, несмотря на несколько странную манеру апостола выражаться, сделать это будет нетрудно.

И в Послании к Римлянам Павел не изменяет себе: он немногословен, и основные слова у него имеют свой особый, хотя понятный смысл. Например, в небольшом отрывке из семи стихов слово «закон» использовано в нескольких значениях: в значении божественного повеления (7:22, 25; 8:3); в значении непрерывного действия силы греха (7:23, 25; 8:2) и стремления к святости («закон ума моего», 7:23), а также действия Духа (8:2, если только «закон Духа» не означает, как некоторые полагают, евангельскую весть) и в значении реальности жизни (7:21). Слово «праведность» также употребляется в нескольких значениях. Бог проявляет праведность, когда наказывает грех (3:25; ср. 2:5, 3:5-6) и справедливо оправдывает неправедных (3:26). Праведность — это дар верующим от Бога ради Христа (5:17), когда, несмотря на свои грехи, верующие становятся «правы» перед Богом. Ответное послушание человека Богу — это тоже праведность (6:13, 16, 18, 20; 14:17).

Скорее всего, Павел, говоря о «вмененной праведности», имеет в виду, что праведность — это Божий дар верующим, который Авраам, как и мы с вами, получил через веру (ст. 11, 23-25). Выходит, что это словосочетание значит то же, что и глагол «оправдать», который Павел употребил четыре раза в стихах с 3:24 по 3:31. В некоторых английских переводах (RSV, NIV, NEB) выражение «вера вменилась в праведность» передается как «вера засчиталась как праведность». Это не совсем верно, потому что при использовании союза «как» создается впечатление, что вера и праведность — это одно и то же, как если бы слово «праведность» здесь означало ответное послушание человека Богу. В греческом языке в этом случае использовался предлог «эйс», имеющий в зависимости от контекста значения «по направлению к» или «с целью». В этом отношении ближе к истинному смыслу другие английские переводы (AV, RV), в которых это выражение звучит как «для праведности». (Таким образом, стих из Послания к Римлянам 4:9 лучше перевести так: «...Аврааму вера учитывалась для праведности». Другими словами, для Бога наличие веры — условие вменения праведности Христа.) Павел говорит здесь не о том, что вера является нашей праведностью, а о том, что верой мы оправдываемся.

Совершенно ясно, что обстоятельством и средством нашего оправдания является вера, а послушание Христа (5:19), то есть Его праведность (ст. 18), Его жертва умилостивления за наши грехи (3:25) — его основанием.

Джеймс Пакер — Слова Бога. Проповедь Евангелия и всевластие Бога. Издатель: Завет Христа, 344 стр., Минск. 2001.11.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: