Основания для оправдания человека перед Богом.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

оправд

Джеймс Пакер

Оправдание — это действие судьи, когда он выносит решение противоположное осуждению — оправдательный вердикт. Его постановление определяет отношения человека и закона. Так происходит и тогда, когда судья — человек (ср. Втор. 25:1; Прит. 17:15), и тогда (как в нашем случае), когда судья — Бог (ср. Рим. 8:33). Католическая церковь всегда утверждала, что Бог, оправдывая человека, делает его праведным, обновляет его внутреннюю духовную сущность.

Аргументы Павла для оправдания.

Учение об оправдании, как его представляет Павел, кажется парадоксальным и даже абсурдным, потому что суть его в том, что Бог, святой Судья, который праведно гневается «на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим. 1:18), сейчас вменяет праведность неправедным и оправдывает нечестивых (Рим. 3:23-24; 4:5).

Это, конечно, приятно слышать, но может ли совершенный Судья поступать подобным образом? Павел отвечает на этот вопрос ясно: Бог оправдывает грешников «для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:25-26). Эта фраза содержит важную и неожиданную мысль, что, по замыслу Павла, должно было привлечь к ней особое внимание.

Апостол утверждает, что Евангелие, которое, на первый взгляд, говорит, что Бог поступает против Своей справедливости, на самом деле является откровением Его справедливости. Оно не создает проблему справедливости действий Бога, а наоборот, решает ее, потому что открывает (в отличие от Ветхого Завета), что Бог мог, не нарушая справедливости, простить и принять верующих как до прихода Христа, так и после. Евангелие показывает, как справедливый Бог может справедливо оправдать верующих грешников.

Оправданию дано объяснение

Как же это можно сделать? Только если полностью удовлетворить требования Божьего закона к грешникам, то есть на основании настоящей праведности, потому что праведность — это не что иное, как соответствие требованиям Божьего закона. Оправдание может быть справедливым только в том случае, когда требования закона к оправдываемым будут удовлетворены. Закон предъявляет к грешникам следующие требования: с одной стороны, они — творение Божье и поэтому должны полностью повиноваться его указаниям, с другой стороны, они — преступники и поэтому должны сполна заплатить за нарушение закона. Как же грешники могли исполнить все это? Иисус Христос, действовавший от их имени, выполнил все требования закона. Вечный Сын Божий «подчинился закону» (Гал. 4:4), чтобы исполнить все требования закона вместо Своего народа. Слова Павла хорошо показывают, что Иисус подчинился и одним требованиям, и другим, «быв послушным даже до смерти» (Фил. 2:8). Кульминационный момент Его праведной жизни — это смерть, которой умирали неправедные, во исполнение воли Божьей. Он понес на себе проклятие закона вместо людей (Гал. 3:13), чтобы стать умилостивлением за их грехи (Рим. 3:25).

Поэтому «правдою одного» — жизнью и смертью безгрешного Иисуса Христа — «всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:18). На основании праведности Христа «праведность Божия» (то есть праведность от Бога; см. Фил. 3:9) дается верующему в дар (Рим. 1:17; 3:21-22; 5:17; ср. 9:30; 10:3-11). Другими словами, они получают от Бога обещание, что Он будет относиться к ним не как к грешникам, а как к праведникам. Так они становятся «праведными Божьими» в Том и через Того, который сам «не знал греха», но который, как их представитель, стал «жертвой за грех» (с Ним поступили так, как будто Он был грешником, и наказали как грешника; 2 Кор. 5:21).

Эта мысль содержится в устоявшейся фразе «вменение праведности Христа», которая означает, что верующие становятся праведными (Рим. 5:19), обладают праведностью (Фил. 3:9) в глазах Бога (Рим. 4:11) не потому, что они праведны сами по себе, а потому что Христос, их Глава, был праведным перед Богом, а поскольку они соединились с Ним, то Бог принимает их так же, как Христа. Его праведность стала их праведностью, то есть Бог принимает и вознаграждает их так же, как и Его за Его праведность, за Его полное послушание Отцу.

Праведность Христа, которая вменяется грешникам в этом смысле, — это не юридическая фикция или произвол, как некоторые иногда утверждают, а действие, основанное на реальном союзе между Ним и ими. Они оправданы «во Христе» (Гал. 2:17). Бог считает их праведными и возвещает, что они праведны, не потому, что они сами лично исполнили закон (если бы Он вынес такое решение, оно было бы неверным), а потому, что они объединены по вере со своим Представителем, который исполнил закон (такое решение верно). Поэтому грешники справедливо оправданы на основании того, что Иисус Христос в послушании соблюл закон и пролил Свою кровь. Они могут быть уверены, что спасены сейчас и останутся спасенными в будущем.

Важность оправдания

Учение об оправдании занимает ключевое место в евангельской вести, потому что, поскольку мы разумные существа, Бог для нас — Законодатель и Судья, поэтому все наше хождение перед Ним неизменно определяется Его святым законом. Отсюда главная задача грешника — соответствовать Божьему закону, потому что до тех пор, пока он будет находиться в конфликте с законом, он будет находиться и в конфликте с Богом, установившим этот закон. Пока закон обвиняет человека, об истинном поклонении Богу и общении с Ним не может быть и речи. Но Евангелие оправдания решает эту проблему, показывая, что через веру в Христа обвиняющий грешника голос закона может навек умолкнуть, дав возможность человеку безбоязненно приблизиться к своему Творцу и прославить Его.

Джеймс Пакер — Слова Бога. Проповедь Евангелия и всевластие Бога. Издатель: Завет Христа, 344 стр., Минск. 2001.11.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: