Писание и грех.

В категориях: Библия говорит,Комментарии

грех

Артур Пинк

Мы имеем серьезные основания полагать, что в последнее время, к сожалению, чтение и изучение Библии не принесло ни малейшей духовной пользы многим из тех, кто этим занимался.

Я бы сказал даже больше: мы сильно опасаемся, что во многих случаях это принесло людям не благословение, а проклятие. Я понимаю, что для кого-то мои слова покажутся слишком резкими, однако я говорю так потому, что этого требует сложившаяся ситуация. Иногда божественные дары используются не по назначению, а милостью Господа злоупотребляют. Время и результаты показали, что так происходит во многих случаях. Даже плотский человек может заняться исследованием Библии с тем же энтузиазмом и удовольствием, как если бы он изучал любую из областей науки.

Зачастую так и случается. Человек приумножает свои знания, а вместе с ними и гордость. Подобно химику, занимающемуся проведением интересных опытов, интеллектуальный исследователь Библии ликует, когда ему удается сделать в ней какое-либо открытие. И радость последнего в этом случае не более духовная, чем радость первого. Подобно тому, как открытия в области химии часто приводят к обострению чувства собственной значимости и заставляют «гения» смотреть с некоторым презрением на своих менее удачливых коллег, так же, увы, часто происходит и в случае с теми, кто исследовал тайны библейских чисел, типологию, пророчества и другие аспекты Писания.

Разные причины побуждают людей заняться исследованием Слова Божьего. Некоторые читают Библию для расширения своих литературных познаний. В некоторых слоях общества для образованного человека считается признаком респектабельности знать общее содержание Библии, и отсутствие такого знания рассматривается как пробел в образовании. Другие читают Писание просто из любопытства, и с таким же чувством они подходят к чтению любого другого произведения литературы. Некоторые читают Библию, чтобы удовлетворить и подтвердить свои сектантские притязания. Они считают своей обязанностью знать все места Писания, подтверждающие доктрину, которой придерживается их деноминация. А некоторые читают Библию, чтобы иметь успех в споре с теми, кто по-другому понимает Слово Божье. Во всех этих случаях человек не стремится найти Самого Бога, он не испытывает жажды в духовной пище и, следовательно, не получает от изучения Библии настоящей пользы для своей души.

Какую же пользу можно обрести от изучения Слова Божьего? Могут ли стихи 16 и 17 третьей главы Второго послания к Тимофею дать нам ясный ответ на этот вопрос? Мы читаем: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек…» Подумайте о том, что здесь говорится: Священное Писание дано не для интеллектуального развития человека, не для плотских спекуляций, но для того, чтобы, научая, обличая и наставляя, подготовить нас «ко всякому доброму делу».

Давайте рассмотрим, как другие места Писания подтверждают эту мысль.

  1. Человек получает духовную пользу от Писания, когда оно обличает его в грехе. В этом заключается первая задача Писания: открыть нам наши недостатки, обнаружить наше беззаконие, помочь увидеть наше собственное нечестие. Жизнь того или иного человека может быть морально безупречной, все его поступки по отношению к ближним – правильными, однако, когда Святой Дух вкладывает Слово в его сердце и совесть, открывает его ослепленные грехом глаза, чтобы он увидел свое положение перед Богом, тогда человек не может не возопить: «Горе мне, грешному!» Только таким способом каждая действительно спасенная душа приходит к осознанию своей нужды во Христе. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лук. 5:31). Однако для того, чтобы человек осознал себя больным, и больным смертельно, необходимо, чтобы Святой Дух коснулся его божественной силой Слова.

Это обличение, которое убеждает нас в ужасных разрушениях, произведенных грехом в человеческом естестве, не должно быть одноразовым первоначальным действием, за которым немедленно следует обращение. Каждый раз, когда Бог благословляет меня посещением через Свое Слово, я чувствую, насколько далек я от стандарта, к которому Он меня призывает. «...Будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:15). Вот первый признак, по которому можно проверить себя: дает ли мне Писание понять, что я очень похож на тех людей, о чьих падениях я читаю в Библии? Когда я читаю о благословенной и совершенной жизни Христа, понимаю ли я, до какой степени я не похож на Него?

  1. Человек получает духовную пользу от чтения Библии, когда она заставляет его скорбеть о своих грехах. «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Матф. 13:20-21). О тех же, кто принял слова обличения проповеди Петра, сказано, что «они умилились сердцем» (Деян. 2:37). Тот же контраст можно наблюдать и в наши дни. Многие с удовольствием слушают прекрасную, изысканную проповедь, которая показывает ораторское мастерство или интеллектуальную мощь проповедника, но, как правило, не обращается к совести слушателей.

Такую проповедь принимают с одобрением, но она никого не побуждает смириться перед Богом или приблизиться к Нему. Пусть же верный слуга Божий (не особенно заботящийся о своей репутации блестящего оратора) доносит учение Писания до своих слушателей, помогает им смотреть сквозь его призму на свой характер и поведение, открывает печальные свидетельства падения даже лучших из Божьих людей. И хотя слушатели, возможно, возненавидят проповедника, найдутся те, которые по-настоящему возблагодарят его за проповедь, заставившую их сокрушаться перед Богом и воскликнуть: «О, горе мне, грешному!» То же происходит и тогда, когда мы в уединении читаем Слово Божье. Я получаю истинное благословение, когда Святой Дух открывает его мне таким образом, чтобы я увидел и почувствовал свою внутреннюю испорченность.

Обратите внимание на слова, сказанные в книге пророка Иеремии 31:19: «Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей». Знакомы ли вам подобные переживания? Сокрушается ли ваше сердце, когда вы изучаете Слово Божье, испытываете ли вы желание смириться перед Богом? Испытываете ли вы потребность ежедневно раскаиваться перед Богом после того, как Писание откроет вам глаза на ваш грех? Пасхального агнца вкушали с «горькими травами» (Исх. 12:8). Поэтому, если мы действительно хотим питаться Словом Божьим, оно должно вначале вызвать в нас ощущение горечи, и уже после этого станет сладким для нашего сердца. Обратите внимание на порядок, описанный в книге Откровения: «И я подошел к Ангелу и сказал ему: «Дай мне книжку». Он сказал мне: «Возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед» (10:9). Таков извечный порядок: утешению предшествует скорбь (Матф. 5:4), а славе – смирение (1 Пет. 5:6).

  1. Человек получает духовную пользу от чтения Слова, когда оно приводит его к исповеданию греха. Писание полезно для «исправления» (2 Тим. 3:16), и искренняя душа готова признать свои ошибки. О плотском человеке сказано: «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы...» (Иоан. 3:20). «Боже, будь милостив ко мне, грешному!» – это вопль обновленного сердца; и каждый раз, когда Слово Божье обличает нас (Пс. 118), мы получаем новое откровение и вновь преображаемся в Его образ. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Прит. 28:13). Мы не можем принести никакого духовного плода (Пс. 1:3), если скрываем внутри себя вину за преступления. Радость, даруемую Божьей милостью, можно испытать только после того, как откроешь перед Господом свои беззакония во всех подробностях.

Нельзя жить со спокойной совестью, невозможно иметь мир в сердце, пока мы носим внутри себя тяжесть неисповеданного греха. Облегчение наступает только тогда, когда мы сложим все это бремя у Его ног. Обратите внимание на то, как Давид описывает свои переживания: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс. 31:3-4). Понятны ли вам эти слова, сказанные хотя и образно, но очень правдиво и сильно? Может быть, ваши собственные духовные переживания напоминают скорбь Давида? Простые переживания многих христиан являются наилучшим объяснением многих мест Писания, с которыми не могут сравниться толкования самых лучших богословов. Вот каково благословение, следующее незамедлительно после раскаяния: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «Исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).

  1. Человек получает духовную пользу от чтения и изучения Слова, когда в результате этого в нем пробуждается большая ненависть ко греху. «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс. 96:10). «Нельзя любить Бога, не возненавидев то, что Он ненавидит. Мы не только должны удаляться от зла и отказываться от продолжения жизни во зле; мы должны стоять во всеоружии против зла, противостоять ему от всего сердца» (Ч.Г. Сперджен). Самой лучшей проверкой искренности раскаяния может быть отношение сердца человека ко греху. Там, где посеяны семена святости, обязательно произрастет ненависть ко всему нечистому. Если мы искренне ненавидим грех, то обличение, производимое Словом Божьим, радует нас, даже если нам открывается грех, о существовании которого мы и не подозревали.

Вот что испытал в своей жизни Давид: «Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи» (Пс. 118:104). Обратите внимание, что он не просто говорит: «Я буду воздерживаться», но «я ненавижу», не просто «какой-либо» или «многие», но «всякий путь лжи», и не просто «всякое зло», но «всякий путь лжи». «Все повеления Твои, – все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу» (Пс. 118:128). Это полная противоположность описания состояния нечестивого человека: «А сам ненавидишь наставление Мое, и слова Мои бросаешь за себя» (Пс. 49:17). В книге Притч мы читаем: «Страх Господень – ненавидеть зло...» (8:13), и этот страх Господень обретается посредством чтения Слова. Прочтите стихи 18 и 19 из 17 главы книги Второзакония. Совершенно справедливы слова Эдуарда Рейнера: «Пока не возненавидишь грех, его невозможно умертвить; вы ни за что не станете восклицать против греха, как некогда иудеи кричали против Христа: «Распни его! Распни его!», пока грех не станет ненавистным для вас, как Христос был ненавистен иудеям» (Эдуард Рейнер, 1635).

  1. Человек получает духовную пользу от Писания, если в результате этого он оставляет грех. «…Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2:19). Чем больше в нашем чтении и исследовании Слова Божьего мы исходим из желания полнее узнать, что угодно и что неугодно Господу, тем яснее для нас будет Его воля. Если наше сердце право пред Ним, то и наши пути будут все больше согласовываться с Его волей. Так мы научимся ходить в истине (3 Иоан. 1:4). Шестая глава Второго послания к коринфянам заканчивается прекрасными обетованиями, данными тем, кто отделяет себя от нечестивых. Поразмышляйте над тем, как Святой Дух преподносит эти обещания. Он не говорит: «Имея такие обетования, успокоимся и исполнимся самодовольства». Нет, Он призывает нас: «...Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа» (2 Кор. 7:1).

«Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» (Иоан. 15:3). Вот еще одно важное правило, которым нам следует проверять себя: производит ли чтение и изучение Слова очистительное действие во мне? Давным-давно был задан вопрос: «Как может юноша хранить свои пути в чистоте?», на что последовал божественный ответ: «Внимательно следуя Слову». Не просто читая, веря или заучивая места Писания наизусть, но применяя Слово Божье к своим «путям». То есть, со всей осторожностью исполняя такие предупреждения, как «бегайте блуда» (1 Кор. 6:18), «убегайте идолослужения» (1 Кор. 10:14), «убегай сего» – сребролюбия (1 Тим. 6:11), «юношеских похотей убегай» (2 Тим. 2:22), христианин практически отделяется от зла, потому что мы должны не только исповедовать грех, но и «оставить» его (Прит. 28:13).

  1. Человек получает духовную пользу от чтения Писания, если Слово укрепляет его против греха. Священное Писание дано нам не только для того, чтобы открыть нам нашу природную (врожденную) греховность и все те многие пути, следуя которыми мы «согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23), но также и для того, чтобы научить нас обрести избавление от греха и сделаться угодными Богу. «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Вот что каждый из нас должен сделать: «Прими из уст Его закон, и положи слова Его в сердце твое» (Иов. 22:22). Это и есть те повеления, предупреждения и увещевания, которые мы должны усвоить и хранить, как сокровище; мы должны заучить их наизусть, размышлять о них, молиться о них и неизменно применять на практике. Единственная эффективная возможность защитить почву от зарастания сорными травами – это сеять добрые семена как можно гуще. «...Побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Чем «обильнее» (Кол. 3:16) вселяется в нас Слово Христово, тем меньше места для греха остается в нашем сердце и в нашей жизни.

Недостаточно только согласиться с тем, что Писание право, необходимо полюбить его и привязаться к нему всем сердцем. Необходимо осознать, что Святой Дух определяет почву для отступничества в том, что «они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:10). «Если мы соглашаемся с Писанием только на словах, если всё воспринимаем только умом, заводя пустые рассуждения, то истина не укоренится в нас. То, что падает при дороге, склевывается птицами небесными. Вот почему следует посадить доброе семя глубоко. Пусть через ваш слух оно попадет в разум, а из разума – в сердце. Пусть оно проникает все глубже и глубже. Только когда оно завладеет нашим сердцем и станет для нас дороже самого сильного из наших желаний, тогда оно действительно станет частью нашей сущности» (Томас Мантон).

Ничто не сохранит нас от опасных инфекций этого мира, не избавит от искушений сатаны, не сможет уберечь от силы греха – это может сделать только Слово Божье, ставшее частью нашей природы. «Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его» (Пс. 36:31). Пока истина действует в нас, говорит к нашей совести, пока мы действительно любим ее, мы хранимы от падения. Когда жена Потифара пыталась обольстить Иосифа, он сказал такие слова: «…Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. 39:9). Он хранил Слово в своем сердце, и это оказалось сильнее даже похоти плоти. Всемогущий Бог, обладающий абсолютной святостью, имеет власть спасать и разрушать. Никто не знает, где его ожидают искушения, поэтому нам необходимо быть готовыми противостоять им в любую минуту. «Кто из вас приклонил к этому ухо... и выслушал это для будущего?» (Ис. 42:23). Мы должны готовить себя к будущему и вооружаться против зла, сохраняя Слово в своем сердце.

  1. Человек получает духовную пользу от исследования Писания, если оно побуждает его делать противоположное греху. «...Грех есть беззаконие» (1 Иоан. 3:4). Там, где Бог говорит: «Тебе следует это делать», грех отвечает: «Не буду»; когда Бог говорит: «Этого не делай», грех отвечает: «Буду делать». Грех – это бунт против Бога, решение все делать по-своему (Ис. 53:6). Грех – это своего рода анархия в духовной сфере; это то, как если бы вы размахивали красным полотном перед лицом Бога. Следовательно, дела, противоположные греху, – это подчинение Богу, точно так, как противоположность беззаконию – законопослушание. То есть, действовать против греха – значит ходить тропой повиновения Богу. Вот еще одна причина, по которой людям было дано Писание: открыть нам путь угождения Богу. Писание полезно не только для обличения и исправления, но также и для «наставления в праведности».

Перед вами еще один важный критерий для проверки духовного состояния. Формируются ли мои мысли под влиянием Слова Божьего? Контролирует ли оно мое сердце и направляет ли мои действия и пути? Вот чего требует от нас Господь: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1:22). «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14:15) – так мы можем проявить свою благодарность и любовь ко Христу. Но для этого нам необходима помощь свыше. Давид молился: «Поставь меня на стезю заповедей Твоих…» (Пс. 118:35). «Нам нужен не только свет, чтобы видеть, куда идти, но также и сердце, готовое следовать правильным путем. Из-за слепоты нашего разума мы нуждаемся в том, чтобы нам указывали верное направление. Из-за немощи нашего сердца нам необходимы милосердие и благодать, дающие силу следовать правильным путем. Нам недостаточно знать голую правду, если при этом мы не впитаем ее в свое сознание и сердце» (Мантон). Обратите внимание на то, что все это является тропой повелений. Это не тот путь, который мы сами избираем для себя, но путь, четко указанный. Это не широкая дорога, которой идут многие, но узкая тропа, по которой человеку предстоит пройти лично.

Давайте теперь мы вместе – и автор, и читатель этих строк – подведем итоги и честно проверим себя пред лицом Господа согласно семи вышеперечисленным пунктам. Сделало ли вас чтение и изучение Библии более смиренным или, наоборот, привело к большей гордости от приобретенных знаний? Возвысило ли это вас по отношению к остальным людям или умалило пред Господом? Вызвало ли в вас это Слово более глубокое сожаление о своем состоянии или, напротив, дало вам повод к большему самодовольству?

Стало ли это поводом для окружающих вас людей (может быть, даже для тех, кого вы учите) сказать: «Мне бы так знать Библию!», или побудило сказать: «Господи, дай мне веру, благодать, святость, которую Ты даровал моим друзьям»? «О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1 Тим. 4:15).

Артур Пинк, Как извлекать пользу из Писания, Перевод с английского языка: Ольга Коваленко, Сергей Денисюк, © Русское издание: «Come over and help», 2001, ISBN 978-5-93434-121-4

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: