В мир приходит детство с человеком-неиграющим.

В категориях: Аналитика и комментарии,Возрастая в личной жизни,Обучение и навыки,Социология, культурология, история

игры

Примитивные игрушки и гаджеты тормозят развитие наших детей.

Елена Кудрявцева

Современные дети перестают играть в обычные игрушки, отдавая предпочтение электронным. Более того, они вообще не умеют играть друг с другом, а когда собираются вместе, способны лишь на самое примитивное взаимодействие. Эта примитивизация, которую несет «электронный век», отнюдь не невинная примета времени. Психологи предупреждают, что наступление эпохи «Человека неиграющего» влечет за собой неизбежное снижение интеллекта и творческих способностей, утрату навыков общения людей друг с другом, эрозию общественных связей.

«Девчата, а куда можно сдать мягкие игрушки? У меня три мешка, дети не играют. В детский дом не берут. Думаю, сжечь их в бане, правда, боюсь угарным газом отравиться. Как думаете, есть опасность? Еще у нас есть большой белый медведь, который поет. Представляете: будет гореть и вдруг запоет еще. Жуть!..»

«Куда деть игрушки?» — насущная проблема, которую решают многие родители на детских форумах в интернете. Мало кто догадывается при этом, что попал в мировой тренд. Во всем мире дети массово отказываются от традиционных игрушек, предпочитая им роботизированные новинки в виде говорящих собачек или озвученных кукол. И, конечно, гаджеты.

— В России эти тенденции стали очевидны в последнее десятилетие, когда на рынке появилось большое количество подобных игрушек, адресованных самым маленьким детям, — рассказывает «Огоньку» научный руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, профессор факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Елена Смирнова.— Сегодня уже очевидно, что наши дети тоже предпочитают гаджеты и электронные игрушки обычным. Более того, если раньше самым привлекательным и ценным времяпрепровождением для ребенка была прогулка на улице и игра с друзьями, то сейчас его трудно вывести гулять и всем другим занятиям ребенок предпочитает гаджет. Именно он олицетворяет свободу как таковую.

В нынешнем августе маркетинговая компания The NPD Group, специализирующаяся на изучении рынка игрушек, в очередной раз опубликовала доклад, в котором назвала «самой быстрорастущей суперкатегорией» игрушки, начиненные электроникой. Их продажи в первой половине 2018-го выросли на 43 процента, уверенно обогнав прежних детских фаворитов — серийных коллекционных кукол, от динозавров из «Парка юрского периода» до прекрасных единорогов из диснеевских мультиков. Эта тенденция будет лишь нарастать, считают исследователи, потому что спрос на высокие технологии для детей есть и у них, и у их родителей. Не так давно в США опрос выявил, что две трети детей в возрасте от 7 до 13 лет предпочли бы получить в подарок не игрушку, а технологический гаджет. А ведь именно в этом возрасте дети, выражаясь языком маркетологов, являются «основными драйверами родительских покупок».

При этом считать эту эволюцию чисто коммерческой не получается, потому что игрушки напрямую влияют на развитие ребенка. По сути, проблема современных игрушек в том, что они, с одной стороны, средство детского развития, а с другой — товар. И эти два признака в корне противоречат друг другу.

— Некоторые современные игрушки не только перестали быть средством детской игры, но и препятствуют ее развитию, — поясняет Елена Смирнова. — Популярные нынче игрушки, умеющие говорить, считать, петь песни, указывающие ребенку, что и как ему делать (не говоря уже о гаджетах), разрушают у детей само умение играть. Они блокируют активность ребенка, навязывая ему свою волю. Ведь с ними не нужно играть, ребенку достаточно наблюдать, что они делают. В результате детская игра превращается в простое манипулирование. А главные способности, которые формирует игра — воображение, свобода действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность, творческая активность, изобретательность, — совершенно не развиваются.

Недетские обороты

Цифры:

Рынок игрушек — один из самых крупных и доходных.

100 млрд рублей составил оборот российского рынка игрушек в 2017 году

890 рублей тратит родитель на подарок ребенку к Новому году в среднем по России

95 млн рублей — столько заработали в июне прошлого года продавцы лицензионных игрушек «Парк юрского периода». Это абсолютный рекорд среди игрушечников

31% детей в возрасте от 7 до 15 лет выбирают себе игрушки самостоятельно

10 лет — возраст, после которого дети в среднем предпочитают игрушкам гаджеты. Еще 10 лет назад игрушки покупали до 14–15 лет

Источник: NPD Group

Детские психологи в разных странах даже говорят о начале новой эпохи, которая ознаменовалась появлением нового человека, не умеющего играть в игры.

Электронная няня

Зачем же родители покупают неправильные игрушки? По наблюдениям экспертов, при выборе новинки они не так уж сильно отличаются от собственных детей. Чаще всего родители руководствуются тем, что рекламируется по телевизору, что более ярко и модно. А рынок соответственно поддерживается именно этим спонтанным родительским спросом. Отдельная проблема в том, что сами родители зачастую уверены, что современные дети — принципиально другие и что им для развития не нужны, скажем, традиционные пирамидки и мячики. Увы, это большое заблуждение, которому больше других подвержены молодые родители. Именно они активнее других осваивают новый сегмент: электронные игрушки для младенцев, которые адресованы детям начиная с 3–4 месяцев. Электронные погремушки, пирамидки, кубики, конструкторы — все теперь доступно на экране.

— Это совсем не подходящие для малышей игрушки, потому что из-за них снижается физическая активность, а это критично для раннего возраста, — говорит профессор Елена Смирнова. — В этот период для ребенка принципиальное значение имеет физический контакт с миром. Он должен видеть результат своего действия в реальном мире. Отсутствие этого или сокращение взаимодействия серьезно сказывается на психике, в первую очередь, препятствует формированию эмоций и самосознания.

По словам специалистов, чем раньше ребенок сталкивается с гаджетами или роботизированной игрушкой, тем активнее у него формируется зависимость.

Игра с обычной игрушкой, как бы странно это ни звучало, требует от ребенка значительного усилия. Нужно представить себе воображаемую ситуацию, наделить характером и чувствами игрушку, придумать сценарий, по которому будут развиваться события, увлечь, в конце концов, своим невидимым миром другого ребенка. С электронными игрушками ничего этого не нужно: ребенок нажимает кнопку и на него обрушивается целый поток сенсорной информации. Мозг получает удовлетворение простым и быстрым способом, а именно так возникает любого рода зависимость (в том числе химическая). В итоге психологи сталкиваются с истериками и депрессиями детей в 3–4 года — обычное дело, когда тех лишают гаджетов и разговаривающих механических собачек.

Игрушечная география

В каких странах и на сколько вырос рынок игрушек за этот год:

Мексика +15%

Бразилия +11%

США +7%

Австралия +4%

Канада +3%

Европа, включая Россию +1%

Источник: NPD Group, 2018

— В США, кстати, недавно впервые появились нормы, регламентирующие время, которое дошкольники могут проводить с гаджетами, и контент, который они могут просматривать. В частности, рекомендовано исключить абсолютно все электронные устройства из жизни ребенка до 4 лет, а с 3 до 6 лет ребенок может пользоваться гаджетом только вместе с взрослым и не более 15–20 минут. Но это мало выполнимо, — констатирует профессор Елена Смирнова. — Технологичные игрушки и гаджеты очень удобны самим родителями: занимаясь с ними, ребенок молчит, возникает иллюзия, что он занят и в безопасности. На самом деле это не так. У многих современных детей возникают серьезные нарушения в коммуникации: человек перестает для них быть главным партнером по общению. Этим партнером становится гаджет. Иногда в детских садах можно наблюдать картину: ребенок весь день ждет маму, смотрит в окно, а когда она приходит, то бросается к ней... чтобы достать телефон из сумки.

Журнал "Огонёк" №34 от 10.09.2018, стр. 26.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: