Вера и спасение, вера и дела.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

вера1

Джеймс Пакер

Почему прародители евангельского христианства так категорично настаивали, что спасение дается только по вере?

У них на то были две причины, которые актуальны и сегодня.

1.Нужно было подчеркнуть это, чтобы защитить славу Христа как Спасителя.

Вера есть обращение ко Христу; верой человек предает себя в Его руки. И поэтому вера соединяет человека со Христом — он становится человеком во Христе. А во Христе, через Христа, по причине всего того, что Христос есть и что Христос сделал, верующие имеют полное спасение. В восьмой главе Послания к Римлянам Павел рассматривает благословения, которыми обладают те, «которые во Христе Иисусе» (ст. 1). Уже никто не осуждает верующих, никто не может отлучить их от любви Божьей (ст. 1, 35); все они сыновья и наследники (ст. 14-15); все имеют твердую надежду на воскресение и славу (ст. 11, 23, 30); всем им дает силы и утешение Святой Дух (ст. 15-16, 23, 26-27); они могут быть уверены в своей вечной безопасности и в победе с помощью Божьей всемогущей любви (ст. 28-39). Никто не может дать человеку больше того, что даром ему дано во Христе, а вера, соединяя нас со Христом, делает нас обладателями всего этого богатства. Поэтому если кто-то говорит, что одной веры недостаточно для спасения, значит, он отвергает, что Христос сделал достаточно, чтобы быть нашим Спасителем. Если сделанного Христом достаточно для спасения, значит, и одной веры достаточно. «Что мне сделать, чтобы спастись?» — спрашивает темничный страж. «Верь в Господа Иисуса Христа и спасешься», — отвечает ему апостол Павел. Апостол подчеркивает, что это был и есть полный ответ на поставленный вопрос.

2.Нужно было подчеркнуть, что одной веры достаточно, чтобы защитить подлинность самой веры.

Истинная вера — это доверие только Богу, причем доверие от всего сердца, которое рождает полную уверенность в Божьей милости. Истинная вера исходит от разочарования в себе, человек понимает, что ни своими поступками, ни религиозными действами заслужить похвалу от Бога не может. «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность», — пишет апостол Павел (Рим. 4:5). Верующему в Него, ни в кого больше. А если кто-то заявляет, что Бог принимает человека, только если вера дополняется делами, значит, он считает, что заслуга Христа лишь дополняет человеческие достижения, а это уже не истинная вера — с такой верой Бог не примет человека. «Если Христос не спасает от всего, значит, Он ни от чего не спасает, — резко писал Джон Берридж. — Если вы воображаете, что несете Служение Богу, тем самым показывая Ему, какой вы хороший, вы этим доказываете, что Христос вам не нужен. Будь вы сколь угодно праведны, справедливы и преданны, вы все равно находитесь под Проклятьем Божьим... если по-прежнему надеетесь на свои Дела и думаете, что кое-что сделаете сами, а остальное доделает Христос». Прекратите полагаться на свою религию, на молитвы, на чтение Библии — все эти мелочи никогда не спасут вас. До тех пор, пока вы уповаете на них, Христос не спасет вас, потому что вы по-настоящему не верите в Него.

В руках я своих ничего не несу,
А просто иду ко Христову кресту,
Раздетый — одежду Твою обретать,
Беспомощный — верить в Твою благодать.

Так говорит истинная вера. Вера лишает человека надежды на свои силы, заставляет его оставить позади все свои дела и прийти ко Христу с пустыми руками, уповая лишь на Его милость. Только такая вера спасает.

Вера и дела

Но значит ли это, что спасающая вера возводит безделье в ранг святых занятий и что Евангелие оправдания по вере только враждебно относится к морали? Совсем нет. «Вера — это что-то живое, — писал Мартин Лютер, — могущественное в действии, храброе и сильное, всегда действующее, всегда приносящее плод; поэтому невозможно, чтобы обладающий ею не совершал постоянно добрых дел: такова его природа». Спасает одна только вера, но вера, которая спасает, не одинока: ей всегда сопутствует любовь (Гал. 5:6), которая становится в жизни верующего двигателем, не имеющим себе равного по силе. Настоящий верующий всегда совершает дела любви, и в этом доказательство истинности его веры. Как это происходит? Человек чувствует себя должником Христа, он понимает, как сильно он должен быть благодарен Богу. Как мы уже говорили ранее, учение христианина — благодать, а поведение христианина — благодарность. Верующий совершает добрые дела не для того, чтобы оправдаться ими, а потому что ему хочется бесконечно благодарить за полученное оправдание.

Парадоксально, но факт, что самое лучшее «учение о святости» в Библии — это учение об оправдании одной верой, потому что оно сильнее всего и полнее всего преобразовывает жизнь человека. Во времена больного и немощного христианства размышлять об этом особенно важно.

Жизнь веры

В богословии христианства вера, в основном, рассматривается в связи с оправданием. Это, безусловно, правильно. Но Писание все же вкладывает в  понятие «вера» более широкий смысл, предполагая, что вера управляет всей христианской жизнью. Как вы себе представляете христианскую жизнь? Новый Завет говорит о ней как о поступках (Еф. 4:1, 17; 5:2, 15), а значит, и как о борьбе, потому что мир, плоть и дьявол постоянно противостоят нам и желают вновь одержать над нами победу. И в этой борьбе именно вера должна замечать врага и противостоять ему. Она берет силы у Бога, в молитве просит Его научить верности и послушанию, научить упорно, несмотря на все препятствия, со всей своей силой гнать прочь гнетущие растерянность и разочарование. Жизнь веры нелегка, она проходит на поле битвы.

Послание к Евреям — это классическое новозаветное описание принципа веры. Он заключается в противостоянии любым натискам зла силой надежды. Это противостояние рождает героизм — словами мира, смелое принятие неприемлемого ради благородной цели. Эта идея блестяще изложена в одиннадцатой главе Послания к Евреям, где описывается целая плеяда ветхозаветных героев. А в двенадцатой главе автор послания мастерски раскрывает ее практическую ценность для своих читателей, попавших в нелегкую ситуацию. (Неудивительно, что А.В.Пинк посвятил треть своего 1300-страничного комментария на Послание к Евреям этим двум главам!) Послание к Евреям говорит о вере следующее:

  1. «Вера же есть... уверенность в невидимом» (11:1). Как и всегда в Писании здесь говорится о реальности предмета нашей веры, а не о том, насколько сильно чувство нашей уверенности в нем.
  2. Вера почитает Бога и угождает Ему тем, что верит Ему на слово (о творении, 11:3; о награде, 11:6; о верности Бога Своим обещаниям, 11:11; о том, что эта жизнь — путь домой, 1:13-16; о том, что в послушании всегда есть смысл, даже если оно кажется абсурдом, 11:17-19, и т.д.).
  3. Вера с дерзновением приближается к Богу через Иисуса Христа (4:16; 10:19-22) и просит помочь ей одержать и нравственную победу, и духовную победу, и победу над обстоятельствами (11:32-38; 4:16); дать силу перетерпеть враждебность, исходящую как извне (10:32-34; 12:3), так и изнутри (12:1-4).
  4. Вера принимает трудности в жизни как наказание от Отца (12:5-11) и поэтому не только не боится их, но даже радуется, размышляя о них, поскольку они доказывают, что Бог действительно усыновил их и готовит к грядущему миру и блаженству.
  5. Вера ободряется, когда смотрит на пример жизни по вере, который оставило для нас целое «облако свидетелей» (12:1; 13:7), когда думает об их нынешнем блаженстве (12:23) и когда вспоминает, что, поклоняясь Богу на земле, мы присоединяемся к поклонению и общению на небесах, которые тоже когда-то станут нашим домом (12:22-24). Другими словами, вера ценит общение святых.
  6. Вера сражается с искушениями: с неверием, равнодушием и непокорностью — противопоставляя этим порокам упорство, или, как написано в послании, терпение (греч. «хипомоне»; 6:11-12; 10:36; 12:1). Вера в Бога ведет к верности Богу.

Одиннадцатая глава учит, что нужно воспринимать все жизнеописания в Библии как примеры веры и неверия, замечая, что вера проявляется в верности и послушании, а неверие — в неверности и непокорности, обращая при этом внимание на реакцию Бога в обоих случаях. Можно изучать эту тему всю жизнь, но так и не изучить, к тому же у нас нет возможности говорить об этом дольше.

«Иногда мне кажется, — сказал один семинарист, — что моя вера не прочнее промокашки, которую я могу проткнуть пальцем». Он лаконично выразил чувства многих христиан. Как же сделать свою слабую веру сильной, а маленькую — большой? Мы ничего не добьемся, если будем только анализировать свою веру. Пытаться укреплять веру, анализируя ее, — это все равно что помогать расти вырванному из земли для исследования корня деревцу. Укрепить веру может только пристальный взгляд на объекты веры — на обещания Бога, данные в Писании, на невидимую, но реальную Его жизнь, на славу, которую вы ожидаете в надежде, на живого Христа, вознесшегося со креста на вечный престол. «...если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется... когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:16, 18).

Вспомните, как Бог помог вам в прошлом, и вы получите силы для жизни по вере в настоящем. «Вспомните прежние дни ваши...», — говорит автор Послания к Евреям (10:32). «Душа моя отказывается от утешения... Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних» (Пс. 76:3, 12). «Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе...» (Пс. 41:7). «Господь же предстал мне и укрепил меня... я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь... и сохранит...» (2 Тим. 4:17, 18).

Самый лучший совет по укреплению слабой веры дан в двенадцатой главе Послания к Евреям:

«...свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (т.е. Того, Кто дает нам силы жить по вере), Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем... укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени... Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего...» (12:1-3, 12, 25).

Воспользуйтесь этими мыслями как лекарством. Принимайте его столько раз в день, сколько потребуется: этого лекарства слишком много не бывает. Принимайте, и успех гарантирован. Воспользуйтесь глаголами, выделенными курсивом, как рабочим планом. Передо мной лежит экземпляр знаменитой книги под названием «План физических упражнений канадских королевских военно-воздушных сил» (12 минут ежедневно для женщин, 11 минут — для мужчин). Если тратить ежедневно столько же времени для того, чтобы убедиться, что мы следуем советам автора Послания к Евреям, то можно добиться просто удивительных результатов по укреплению своей веры. Попробуйте и увидите.

Джеймс Пакер — Слова Бога. Проповедь Евангелия и всевластие Бога. Издатель: Завет Христа, 344 стр., Минск. 2001.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: