Имена Христа.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

Иисус

«Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его». Иоан. 5:11

Луис Беркхоф.

Имеется большое количество имен, которые применяются по отношению к Христу в Писании, часть из которых указывает на Его сущность, а часть — на Его природу: некоторые используются для обозначения Его состояния, а другие для обозначения службы. Он называется в Писании Сыном Божиим и Сыном Человеческим, Иисусом Христом, Славой Божией, Мессией, Посредником, Господом, Пророком, Пастырем и Царем. Пять из Его имен требуют специального обсуждения, а именно Иисус, Христос, Сын Человеческий, Сын Божий, Господь.

А. Иисус. Иисус — это просто греческая форма еврейского имени Иегошуа (Иис. Нав. 1:1; Зах. 3:1), которое в ряде исторических книг стало писаться как Иешуа (Ездр. 2:2). Это имя, по всей вероятности, произошло от еврейского слова «спасать», что находится в полном соответствии с интерпретацией имени, данного Ангелом Господним в Матф.1:21. Происхождение этого имени связано также с именами двух Иисусов из Ветхого Завета, а именно Иисуса, сына Навина, под руководством которого были одержаны многие победы над врагами и который привел свой народ в землю обетованную, и Иисуса, сына Иоседекова — прообраза Христа, великого первосвященника, который берет на себя грехи Своего народа.

Б. Христос. Имя Христос в Новом Завете эквивалентно имени Мессия в Ветхом Завете. где оно означает «помазанный». В старой диспенсации помазанниками всегда были цари и священнослужители (Исх. 29:7; Лев. 4:3; Суд. 9:8; I Цар. 9:16; 10:1; II Цар. 19:10). «Помазанником Божиим» называется царь в I Цар. 24:6. Однако о пророке как о помазаннике упоминается только один раз (III Цар. 19:16), хотя, возможно, намеки на помазание пророков имеются в Пс. 104:15 и Ис. 61:1. Масло, которое использовалось при помазании, символизировало Дух Божий (Ис.61:1; Зах. 4:1—6), а само помазание означало излияние Духа на лицо, которое получало посвящение (I Цар. 10:1, 6,10; 16:13,14).

Помазание включало три элемента: (1) помазание на служение; (2) установление священной связи между помазанником и Богом и (3) передачу Святого Духа тому, кто получал посвящение на служение (I Цар. 16:13). Ветхий Завет говорит о помазании Божием в Пс. 2:2; 44:8, а Новый Завет — в Деян. 4:27 и 10:38. Христос был введен в свое служение предвечно, но исторически Его помазание имело место в момент зачатия Святым Духом (Лук. 1:35) и особенно во время Его крещения (Матф. 3:16; Марк. 15:10; Лук. 3:22; Иоан 1:32; 3:34). И это было очень важно для выполнения возложенной на Него миссии.

В. Сын Человеческий. Имя Сын Человеческий встречается в Пс. 8:5; Дан. 7:13; апокрифических книгах Еноха (46 и 62), III Ездр. (13) и является часто употребляемым именем у пророка Иезекииля. В настоящее время считается достаточно общепринятым, что имя Сын Человеческий применительно к Христу взято из Дан.7:13, хотя здесь это имя носит скорее описательный характер, чем титул. Однако оно стало титулом к тому времени, когда книга Еноха писалась. Имя Сын Человеческий очень часто использовалось Иисусом, Он использовал это имя применительно к Себе более чем в сорока случаях, хотя другие называли его так всего несколько раз. Все эти случаи указаны в Иоан. 12:34; Деян. 7:56; Откр. 1:13; 14:14.

Это имя, конечно, подчеркивает человеческую сущность Христа и иногда используется, когда Иисус говорит о Своих страданиях и смерти. Но это имя также используется для того, чтобы подчеркнуть особенность Иисуса, Его сверхчеловеческую природу, Его грядущее возвращение с небес в сияющей славе (Матф. 16:27; Марк. 8:38; Иоан. 3:13,14; 6:27; 8:28). Некоторые считают, что Иисус предпочитал это имя другим, потому что оно могло лучше других скрыть от окружающих Его мессианство. Однако более вероятно, что Он отдавал предпочтение этому имени, потому что в нем не было намека на неправильную интерпретацию Его мессианской роли, которая была так распространена среди евреев.

Г. Сын Божий. Имя Сын Божий в разных вариантах используется в Ветхом Завете. Оно используется применительно к израильскому народу в целом (Исх. 4:22; Ос. 11:1), будущему царю дома Давидова (II Цар. 7:14; Пс. 88:28), ангелам (Иов. 1:6; 38:7; Пс. 28:1), к благочестивым людям (Быт. 6:2; Пс. 72:15; Прит. 14:26). В Новом Завете Иисус берет Себе это имя, и Его ученики и даже демоны обращаются к Нему по этому имени. Это имя применительно к Христу не всегда имеет одинаковый смысл. Оно может использоваться:

- для обозначения того, что человеческая природа Христа есть плод сверхъестественной деятельности Бога или, более конкретно, Святого Духа. Это очень четко видно из Лук.1:35.

- обозначения мессианской деятельности Христа. Мессией часто называется Сын Божий как его бесспорный наследник и представитель. Дьяволы также использовали это имя (Матф. 8:29). Аналогичную трактовку это имя имеет в Матф. 24:36; Марк. 13:32.

- обозначения Христа как второго лица Троицы. Это самый распространенный смысл, в котором используется имя. Видимо, Иисус Сам использовал его в таком специфическом смысле, что отчетливо видно из Матф. 11:27;14:28,33; 16:16; 21:33—46; 22:41—46; 26:63 и параллельных мест других Евангелий. Кроме того, в некоторых из указанных мест упоминание о мессианской роли, возложенной на Христа, повторяется также более или менее часто.

Д. Господь. Имя Господь применительно к Христу также имеет в Новом Завете несколько смыслов.

  • В некоторых случаях оно используется как форма вежливого и почтительного обращения (Матф. 8:2; 20:33) и его смысловая нагрузка примерно такая же, как у слова «господин».
  • В других случаях это имя используется для того, чтобы подчеркнуть авторитет лица, к которому обращаются, однако при этом не подчеркивается божественная природа Христа и Его авторитет в духовных и вечных истинах (Матф. 21:3;24:42).
  • Особое место занимают темы, в которых это имя используется, чтобы подчеркнуть возвышенную природу Христа, Его высшую духовную власть, где оно практически является эквивалентом слова «Бог» (Марк. 12:36,37; Лук. 2:11; 3:4; Деян. 2:36; I Кор. 12:3; Филип. 2:11). В частности, после воскресения это имя применительно к Христу означало, что Он — и хозяин, и руководитель церкви, хотя имеются примеры, что в этом специфическом смысле оно использовалось и до воскресения (Матф. 7:22; Лук.5:8).

Луис Беркхоф. Христианская доктрина. Учебник / Пер. с англ. Э.И. Волмянского, О.А. Волмянской. - Минск: Вышэйшая школа, 1995. - 295 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: