Царство Божье в Библии и в истории.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

цб2

Клаас Руниа

Со времен Августина непрестанно усиливалась тенденция к отождествлению Божьего Царства с видимой церковью. В Средние века этот взгляд послужил причиной появления печально известной буллы папы Бонифация VIII «Unam Sanctam», согласно которой светская власть должна была подчиняться церковной.

Деятели эпохи Реформации отвергли эти взгляды, но каждый из них стал придерживаться своей собственной точки зрения. Мартин Лютер решительно отстаивал идею существования двух царств или двух властей, а именно Царства Божьего правой и левой руки. Кальвин проводил различие между Царством Христа и царством сатаны. Он утверждал, что через проповедь Евангелия Царство Христа должно проникнуть в каждую сферу обыденной жизни. В XIX веке, благодаря развитию методов исторического критицизма, возродился интерес к понятию «Царство Божье».

Самые либеральные богословы прежде всего обращали особое внимание на религиозно-этическое учение Иисуса и его применение в жизни конкретного верующего, и рассматривали это как основную характеристику Царства. Со временем в некоторых странах, где преобладал богословский либерализм, особенно в Северной Америке, все внимание было обращено на социальный аспект Царства (напр., Раушенбуш). Вреде и Швейцер обнаружили эсхатологическую структуру учения Иисуса. В нашем веке возникли еще три взгляда: экзистенциальный взгляд (напр., Бультман), взгляд осуществленной эсхатологии (напр., Додд) и взгляд истории спасения (Кульман и Риддербос). Кроме того, параллельно этим различным богословским исканиям, существует взгляд милленаризма со своими разнообразными понятиями.

Библейские истины.

Вполне очевидно, что такое понятие как «Царство Божье» является ключевой темой проповеди и учения Иисуса. Несмотря на то, что этот термин не употребляется в Ветхом Завете, там явным образом присутствует основная идея Царства, особенно в книгах пророков. Бог принимает активное участие в ходе истории. Однажды Он пошлет Того, Кто будет Его чрезвычайным особым представителем. Все ветхозаветные тексты указывают на Иисуса, Его учение и жизнь. Он Сам провел различие между двумя «веками»: нынешним веком и грядущим веком. Однако они не просто следуют один за другим. Учение Нового Завета напоминает эллипс с двумя центральными точками.

С одной стороны, грядущий век – всецело эсхатологический. Но с другой стороны, он уже наступил с приходом Иисуса Христа. Большинство богословских школ обращает основное внимание на одну из этих сторон. Похоже, что только школа, придерживающаяся взгляда истории спасения, с полной серьезностью воспринимает оба взгляда. Собственно говоря, подобный двойной акцент можно заметить во всех книгах Нового Завета. Однако нигде не устанавливается тождество между Божьим Царством и Церковью. Церковь представляет собой мессианскую общину людей, принадлежащих Мессии как при Его первом явлении, так и в грядущем Втором пришествии.

Это новозаветное учение о Царстве Божьем оказывает значительное влияние на современное мировоззрение. Понимание Божьего Царства полностью теоцентрично: оно включает в себя все творение и всю историю. Христос уже является центром современной истории, но Его правление еще сокрыто, sub cruce tecta. Мы уже живем в Царстве Христа. Сатана был поражен. Сейчас мы живем между, так сказать, Днем начала военной операции в Европе и Днем победы (Кульман). Но дракон все еще жив и преследует женщину (Церковь) (Откр. 12).

Иногда можно увидеть некоторые признаки тайного правления нашего Господа. Я вспоминаю о том, что произошло в Восточной Европе 25 лет тому назад. Верующие в такого Царя могут служить Ему в этом мире. Они должны стремиться исполнить великие дела для своего Царя (Абрахам Кайпер: Pro Rege). Подобно нашему Царю, мы должны быть открыты для окружающих нас людей и являть им Его благодать, сострадание и милосердие. Но мы также должны пытаться изменить структуры этого мира, чтобы они больше не порабощали людей, а даровали им свободу.

Тем не менее, само Царство никогда не было нашим творением. Оно остается Божьим даром и наступит во всей своей полноте, когда Он, наш Царь, вернется на землю в конце истории.

reformed.org.ua

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: